ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-29/2022 от 29.04.2022 Комсомольского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Тольятти 29 апреля 2022 года

Судья Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области Морозова Н.Ю., рассмотрев жалобу ПАО «ТОАЗ» на постановление старшего государственного инспектора начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 19.01.2022 года по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ПАО «ТОАЗ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) по ст. 8.5 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 19.01.2022 года юридическое лицо - ПАО «ТОАЗ» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.

На данное постановление по делу об административном правонарушении ПАО «ТОАЗ» подана жалоба, в которой представитель ПАО «ТОАЗ» просит отменить постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности и прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения. В жалобе представитель юридического лица указал что в 2019 году ПАО «ТОАЗ» поданы заявки по актуализации сведений об эксплуатируемом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающею среду в реестре объектов НВОС (площадки №1-4) в Росприроднадзор, которые рассмотрены и ПАО «ТОАЗ» без замечаний выданы свидетельства об актуализации сведений об эксплуатируемом объекте. ПАО «ТОАЗ» получены свидетельства об актуализации сведений об объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду №5251933 от 29.11.2021 года, №5251970 от 29.11.2021 года, №5256983 от 30.11.2021 года (по площадкам №2,3,4), также 19.01.2022 года получено свидетельство по площадке №1. При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения. Также в жалобе ссылается на то что, правонарушение не повлекло наступления неблагоприятных последствий, в связи с чем просит освободить ПАО «ТОАЗ» от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом в случае непринятия вышеуказанных доводов ПАО «ТОАЗ», просит снизить размер штрафа в соответствии ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Представитель заявителя ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом указала, что Административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающею среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утв. Приказом Росприроднадзора от 06.02.2020 года №104, на который ссылается в своих пояснениях представитель Росприроднадзора, вступил в действие с 06.04.2020 года. Вместе с тем из материалов дела следует что объекты НВОС поставлены на государственный учет 30.03.2017 года, 12.02.2020 года, 12.02.2020 года, 13.01.2020 года, то есть на дату подачи заявки на регистрацию объектов НВОС административный регламент не применялся. Согласно п.61 Административного регламент ответственный специалист в течение 3 рабочих дней с даты регистрации заявленных документов проводит проверку соответствия указанных документов требованиям, установленными ст.ст.65, 69, 69.2 Закона №7-ФЗ, п.17 Правил создания и ведения реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающею среду утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года №572 и Административным регламентом. Пунктом 17 Правил №572 предусмотрено, что основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка оформленная по установленной Министерством природных ресурсов форме и содержащая сведения указанные в п.5 Правил. Согласно подп. «д» и «ж» п. 5 Правил заявка должна содержать сведения о стационарных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с указанием их географических координат. Таким образом, при постановке на учет объекта НВОС Росприроднадзор должен проверять географические координаты указанные в заявлении. Более того если в ходе рассмотрения заявки выявлен факт представления недостоверных сведений, такой факт необходимо рассматривать как отсутствие сведений подлежащих включению в реестр и соответственно, как основание для отказа в постановке объекта НВОС на государственный учет. В случаях выявления в заявке недостоверных сведений о географических координатах источников негативного воздействия на окружающею среду, заявителю направляется уведомление с указанием причин отказа в течении 5 рабочих дней со дня получения заявки.

Также представитель ПАО «ТОАЗ» считает, что срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ истек, поскольку свидетельства о постановке на учет объектов НВОС выданы в следующие даты: 30.03.2017 года, 12.02.2020 года, 13.01.2020 года, а постановление о назначении административного наказания вынесено 19.01.2022 года, то есть после истечения срока давности предусмотренного по данной статье КоАП РФ, который составляет 1 год.

Представитель Межрегионального управления Роспироднадзора ФИО3 в ходе рассмотрения постановление по делу об административном правонарушении поддерживала и просила оставить его без изменения. Указала, что правильное отображение в системе и отслеживание корректных сведений по заявке лежит на юридическом лице то есть на ПАО «ТОАЗ». Нарушения выявленные в ходе проверки не корректные данные в актуализации объектов выявлен в ходе проверки, а актуализация сведений по инициативе юридического лица была 29.11.2021 года, то есть после выявления нарушения Росприроднадзором. Таким образом, с 2019 года по 30.09.2021 года, то есть до начало проверки у ПАО «ТОАЗ» было достаточно времени для выявления и устранения ошибок самостоятельно. Кроме того, указала что согласно пункту 20 Правил создания и ведения реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающею среду утв.Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 года №572 проверка сведений указанных в заявке по актуализации сведений об эксплуатируемом объекте не предусмотрена.

Составитель протокола госинспектор РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО4 в судебном заседании пояснила, что 08.12.2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО «ТОАЗ» в ходе которой было выявлено, что сведения предоставленные ПАО «ТОАЗ» о постановке на учет объектов НВСО содержат искаженную информацию, в связи с чем надзорный орган усматривает в действиях ПАО «ТОАЗ» состав правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.

Из пояснений свидетеля ФИО5 данных ею в ходе рассмотрения жалобы следует, что она работает начальником отдела охраны окружающей среды ПАО «ТОАЗ». В ее должностные обязанности входит в том числе размещение информации об объектах НВОС на сайте Госуслуг «кабинет природопользователя». В 2016-2018 году заявки об объектах негативного воздействия окружающей среде могли быть поданы, как на бумажном носителе, так и через модуль природопользователя. С 2019 года заявки о постановке на учет и актуализации сведений об объектах негативного воздействия окружающей среде подаются только через сайт Госуслуг «кабинет природопользователя». В 2017-2019 году когда она при оформлении заявок заносила сведения об объектах НВСО, она могла допустить ошибку, а также мог произойти технический сбой в программе, при этом в тот период допущенные ошибки не отображались и сведения направлялись в Росприроднадзор. В 2019 году в сведениях об объектах негативного воздействия окружающей среды ПАО «ТОАЗ» была обнаружена ошибка, сведения о двух объектах были отражены как единый объект, в связи с чем сведения о данном объекте актуализированы. Кроме того, сообщила суду что когда в ходе проверки 08.12.2021 года было выявлено, что сведения о постановке на учет объектов НВОС ПАО «ТОАЗ» содержат ошибочные координаты, она как должностное лицо была привлечена к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя заявителя, представителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, составителя протокола об административном правонарушении, свидетеля, приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажен или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.

Объектом правонарушения предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других, связанных с ним прав.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Объективную сторону образуют несколько составов: несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке; сокрытие, умышленное искажение указанной информации; искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Из материалов дела следует, на основании решения органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки от 28.09.2021 года №65-КНМ был осуществлен выезд на производственную площадку предприятия ПАО «ТОАЗ».

По итогам проведения проверки был составлен акт плановой выездной проверки от 08.11.2021 года №288-пл.

27.12.2021 года РФ государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО4 в отношении ПАО «ТОАЗ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу об административном правонарушении от27.12.2021 года №634-пл по результатам изучения должностным лицом административного органа материала о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, выявлено искажение экологической информации ПАО «ТОАЗ»:

Сведения о постановке на учет объекта НВСО №36-0163-002033-П (площадка №1) Приказа содержит недостоверную информацию/искаженную информацию: контур (периметр) постановленного на учет объекта не соответствуют площади территории площади производственной площадки; номера в источников выбросов загрязнения атмосферы не соответствует нумерации, указанной инвентаризации источников выбросов (в ПТО УОНВС источники выбросов имеют нумерацию меньше 4-х знаков в нарушении требований Приказа Минприроды №352 при присвоении ИЗАВ порядковых номеров используется единая, последовательная (сквозная) нумерация с №0001 в возрастающей последовательности, неорганизованным источникам – с 6001); искажены данные по месторасположению источников выбросов загрязнения атмосферы (в ПТО УОНВСО вне основной площадки); у неорганизованных источников выбросов некорректно указаны (или отсутствуют) параметры источников выбросов (длина и ширина).

Сведения о постановке на учет объекта НВСО №36-0163-003002-П (площадка №2 - очистные сооружения) содержит недостоверную/искаженную информацию, а именно: контур (периметр) постановленного на учет объекта не соответствуют площади территории производственной площадки; номера источников выбросов (в ПТО УОНВОС источники выбросов имею нумерацию меньше 4-х знаков в нарушение требований Приказа Минприроды №352); искажены данные по месторасположения источников выбросов загрязнения атмосферы (в ПТО УОНВОС расположены вне основной площадки) параметры источников выбросов (длина и ширина);

Сведения о постановке на учет объекта НВСО №36-0163-003003-П (площадка №3 – керамическое производство) содержит недостоверную/искаженную информацию, а именно: контур (периметр) постановленного на учет объекта не соответствуют площади территории производственной площадки; номера источников выбросов (в ПТО УОНВОС источники выбросов имею нумерацию меньше 4-х знаков в нарушение требований Приказа Минприроды №352); искажены данные по месторасположения источников выбросов загрязнения атмосферы (в ПТО УОНВОС расположены вне основной площадки) параметры источников выбросов (длина и ширина);

Сведения о постановке на учет объекта НВСО №36-0163-002986-П (площадка №4 – причал узла отгрузки карбамида) содержит недостоверную/искаженную информацию, а именно: контур (периметр) постановленного на учет объекта не соответствуют площади территории производственной площадки; номера источников выбросов (в ПТО УОНВОС источники выбросов имею нумерацию меньше 4-х знаков в нарушение требований Приказа Минприроды №352); искажены данные по месторасположения источников выбросов загрязнения атмосферы (в ПТО УОНВОС расположены вне основной площадки) параметры источников выбросов (длина и ширина).

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ПАО «ТоАЗ» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

При этом в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

ПАО «ТОАЗ» вменено искажение экологической информации при подаче заявления о постановке на государственный учет объектов, оказывающего негативное воздействие на окружающею среду, длящимся оно не является, поскольку не образуется из длительного непрекращающегося невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанности. В связи с этим годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения, то есть со дня следующего за последним днем установленного срока исполнения обязанности, а не с момента его обнаружения.

В данном случае заявка о постановке на учет объектов НВСО подавалось обществом: в 2019 году, 13.01.2020 года, что подтверждается свидетельствами о постановке на учет указанных объектов в 2020 году (от 12.02.2020 года, от 13.01.2020 года).

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, составляет один год, который на момент вынесения обжалуемого постановления истек (19.01.2022 года).

Согласно разъяснениям, приведенным в вопросе 18 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010), если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выяснится, что на момент рассмотрения жалобы срок давности истек, судье необходимо руководствоваться положениями ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП, согласно которым по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, привлекаемого к административной ответственности, обсуждаться не может, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Учитывая изложенное производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 30.1, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Публичного акционерного общества «Тольяттиазот» – удовлетворить частично.

Постановление государственного инспектора начальника отдела охраны атмосферного воздуха и водных объектов Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 19.01.2022 года в отношении юридического лица ПАО «ТОАЗ» по ст. 8.5 КоАП РФ - отменить, производству по делу прекратить в связи с истечением срока давности, привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии решения в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти.

Судья Морозова Н.Ю.