Дело №12-2/2015
РЕШЕНИЕ
г.Новомичуринск 19 января 2015 года
Пронский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Говорухина А.Ю., при секретаре Журавых О.А., с участием должностного лица - государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району ФИО1, рассмотрев дело по жалобе на постановление об административном правонарушении в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о привлечении к административной ответственности по ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области 22 сентября 2014 года привлечено к административной ответственности по ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании постановления Врионачальника ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району Л.А.А., за совершение правонарушения при следующих обстоятельствах.
На всей протяжённости а/дороги Ланинка-Кисьва Пронского района обнаружены множественные выбоины, колейность, повреждения асфальто-бетонного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями ГОСТа Р50597-93, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения и является несоблюдением требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог владельцем, чем нарушен п.13 о.п. ПДД РФ, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ.
На постановление поступила жалоба Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.
В судебном заседании Пронского районного суда представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области ФИО2 поддержала жалобу и пояснила, что согласно письму от 22.08.2014 г., поступившему в Минтранс Рязанской области 04.09.2014 г., 13.08.2014 г. в ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району поступило обращение Ф.Г.И. о рассмотрении вопроса по факту неудовлетворительного состояния дорожного покрытия на а/д с. Береговая Погореловка - с. Кисьва. По данному недостатку составлен акт и Определение № о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.08.2014 г., которое Министерством получено не было. 10 сентября 2014 г. государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району М.В.А. составлен Протокол № от 10.09.2014 г. в отношении Минтранса Рязанской области, допустившего нарушение требования ГОСТа Р 50597-93 в части образования выбоин, колейности, повреждения асфальтобетонного покрытия. 30 сентября 2014 г. в адрес Минтранса Рязанской области поступило Постановление № от 22.09.2014 г. о признании Минтранса Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере300 000 руб. Министерство считает данное постановление незаконным, порядок его принятия не соответствующим требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, отсутствуют основания для привлечения Министерства к административной ответственности, предусмотренной ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Минтранс считает себя ненадлежащим лицом, в отношении которого вынесено Постановление об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ в связи с ниже изложенным.
1. В соответствии с ч.4 ст.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса. Согласно ч.2 ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. В Минтранс Рязанской области не поступало от административного органа уведомления о назначении времени и места составления Определения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Министерства, соответственно Определение № от 15.08.2014 г. было составлено без представителя Министерства. А также, как указано в Определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.08.2014 г., следует, что правонарушение обнаружено 13 августа 2014 г. Однако, возбуждено дело об административном правонарушении Определением от 15 августа 2014г. Таким образом, Определение о возбуждении дела об административном правонарушении составлено через 2 дня после обнаружения административного правонарушения, что нарушает установленный ч.2 ст. 28.7 КоАП РФ порядок.
В соответствии с ч.3.1 ст.28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему. В данном случае в Минтранс Рязанской области от административного органа поступило письмо от 22.08.2014 г. №, выписка из данного письма: «13.08.2014 г. поступило обращение гр. Ф.Г.И. о рассмотрении вопроса по факту неудовлетворительного состояния дорожного покрытия на а/д с. Береговая Погореловка - с. Кисьва, по данному недостатку составлен акт и определение № от 18.08.2014 г. о возбуждении дела об административном правонарушении, который Вам и направляю.», данное предложение подтверждает, что Министерство не уведомлялось и не приглашалось на составление Определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Само письмо № датировано 22 августа, в то время, как Определение № составлено 15 августа 2014 г., т.е. по истечении 7 календарных дней, что нарушает установленный ч.3.1 ст.28.7 КоАП РФ порядок. Более того, указанное Определение в Министерство не поступало. На основании изложенного, Министерство полагает, что если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен порядок возбуждения дела об административном правонарушении - Глава 28, Административный орган обязан соблюдать указанный порядок и принимать определения в пределах сроков, установленных упомянутой Главой 28 КоАП РФ. Следовательно, постановление принято Административным органом с нарушением процессуального порядка его принятия.
2. В соответствии со ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей. Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дает определение работам при ремонте и содержании автомобильных дорог: ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Часть 3 ст.17 Федерального закона №257-ФЗ определяет, что классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно подп.«д» п.2 ст.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 г. № - 02 к работам при содержании автодорог относится ликвидация колей глубиной до 50 мм; фрезерование или срезка гребней выпора и неровностей по колеям (полосам наката) с заполнением колей черным щебнем или асфальтобетоном и устройством защитного слоя на всю ширину покрытия. Таким образом, данные работы предусматривают работы по содержанию дорожного полотна.
Согласно Постановлению Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. №7 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области» Минтранс Рязанской области не располагает полномочиями по выполнению комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения и, следовательно, не является лицом, непосредственно осуществляющим содержание автомобильной дороги. При осуществлении функций и полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности Министерство является государственным заказчиком по размещению заказов на выполнение работ для государственных нужд Рязанской области, а не исполнителем этих работ.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (государственным контрактом). В данном случае иное предусмотрено. Так согласно действующему в настоящее время долгосрочному государственному контракту № от 12.12.2011г. на выполнение в 2012-2014 годах подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Пронском районе Рязанской области (в том числе а/д «Ланинка - Кисьва» Пронского района Рязанской области), заключенного между Минтрансом Рязанской области (Заказчик) и ОАО «Рязаньавтодор» (Подрядчик), в п.3.3 указано, что Подрядчик обязан поддерживать техническое состояние автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, обеспечивающее бесперебойное и безопасное движение транспортных средств; в п.3.5 установлено, что Подрядчик обязан выполнять при производстве работ необходимые мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, технике безопасности и охране окружающей среды; в соответствии с п.3.6 к выполнению работ, влияющих на безопасность дорожного движения - установка дорожных знаков, ликвидация выбоин, зимней скользкости, расчистка проезжей части от снега Подрядчик обязан приступить немедленно в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, одновременно известив Заказчика и приняв при этом меры по обеспечению безопасности движения; в п.3.7 предусмотрено, что Подрядчик несет полную материальную и другие виды юридической ответственности, как перед Заказчиком, так и перед третьими лицами (УГИБДД, пользователями автодорог и т.д.) за ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них, предусмотренной в настоящем Контракте. Согласно п.3.10 данного Контракта на срок действия настоящего контракта Подрядчик обязан взаимодействовать с органами местного самоуправления, по территории которых проходят обслуживаемые Подрядчиком автомобильные дороги и искусственные сооружения на них, районными отделениями УГИБДД УВД по Рязанской области и другими органами государственной исполнительной власти, учреждениями и организациями, способствующими выполнению настоящего Контракта и контролю за транспортно-эксплуатационным состоянием обслуживаемых автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Таким образом, в рамках государственного контракта № от 12.12.2011г. предусмотрены работы по содержанию автомобильных дорог, в которые входят и работы по содержанию покрытия (в том числе заделка выбоин и просадок в асфальтобетонных покрытиях (ремонт картами), заделка выбоин и просадок в асфальтобетонных покрытиях (выбоины), заделка выбоин и просадок в асфальтобетонных покрытиях в зимний период (литой асфальт), заделка выбоин и просадок в асфальтобетонных покрытиях (струйно-инъекционный метод), и другие виды работ по содержанию названной дороги, указанные в приложении № государственного контракта № от 12.12.2011г.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Следовательно, Министерство не нарушило ст.12 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
3. Часть 2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Министерством транспорта были приняты все меры для соблюдения правил и норм по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании автомобильной дороги «Ланинка - Кисьва» (был заключен долгосрочный государственный контракт № от 12.12.2011г. на выполнение в 2012-2014 годах подрядных работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Пронском районе Рязанской области).
Министерство, руководствуясь ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отсутствие вины юридического лица во вменяемом ему правонарушении), считает, что не может подлежать административной ответственности по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обжалуемое постановление № вынесено в отношении ненадлежащего лица, является незаконным в связи отсутствием оснований для привлечения Министерства к административной ответственности в соответствии с упомянутой статьей и вынесено с нарушением процессуального порядка, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ. Представитель Министерства просил суд Постановление по делу об административном правонарушении № от 22 сентября 2014 г., о признании юридического лица - Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области виновным в совершении административного правонарушения и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей за правонарушение, предусмотренное ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол, государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району М.В.А. пояснил, что действительно были нарушены сроки возбуждения дела об административном производстве, копия определения о возбуждении производства высылалась в Министерство. Представитель Министерства приглашался для составления протокола, но не приехал. Ему было известно о наличии государственного контракта, однако контракт предусматривает не все виды ремонтных работ. Извещение о рассмотрении дела на 22 сентября 2014 года содержалось в копии протокола, направленной 10 сентября 2014 года.
Исследовав жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, пояснения должностного лица, составившего протокол, представителя Министерства транспорта Рязанской области, показания свидетеля -руководителя филиала ОАО «Рязаньавтодор» - Пронского ДРСУ П.Н.В.<данные изъяты>, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению, а постановление Врионачальника ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району Л.А.А. от 22 сентября 2014 года за совершение правонарушения об административном правонарушении в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях отмене.
Как установлено в судебном заседании изучением протокола об административном правонарушении от 10 сентября 2014 года, постановления по делу об административном правонарушении от 22 сентября 2014 года, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области привлечёно к административной ответственности за то, что «На всей протяжённости а/дороги Ланинка-Кисьва Пронского района обнаружены множественные выбоины, колейность, повреждения асфальто-бетонного покрытия, размеры которых превышают предельно допустимые значения в соответствии с требованиями ГОСТа Р50597-93, что создаёт угрозу безопасности дорожного движения и является несоблюдением требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог владельцем, чем нарушен п.13 о.п. ПДД РФ.
В судебном заседании изучением материалов административного дела установлено, что 10 сентября 2014 года был составлен протокол об административном правонарушении в отношенииМинистерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в отсутствие надлежаще извещённого представителя. В протоколе должностным лицом указано, то рассмотрение дела состоится «22 сентября 2014 года в 14 часов ОГИБДД ОМВД Пронского района». Указанный протокол был направлен в Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области заказным письмом. Согласно отметки работника почтовой связи на почтовом уведомлении, копия протокола получена Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в г. Рязани 22 сентября 2014 года, то есть в день рассмотрения дела об административном правонарушении в другом населённом пункте - в г.Новомичуринске.
В соответствии со ст.25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Как установлено в судебном заседании,, в нарушение требований ст.25.4 КоАП РФ представитель Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не был надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований при рассмотрении дела, и это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поскольку представитель лица, подлежащего привлечению к ответственности, был лишён возможности предоставить свои возражения, а также доказательства.
Кроме того, в соответствии со ст.25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Как установлено при рассмотрении материала, отдельного извещения представителю Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о рассмотрении дела должностным лицом не направлялось, а имеется всего лишь ссылка в протоколе об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения административного правонарушения.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Врионачальника ОГИБДД ОМВД России по Пронскому району Л.А.А. от 22 сентября 2014 года об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Рязанский областной суд.
Судья: