Дело № 12-2/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
р.п. Нововаршавка, Омской области 22 января 2018 года
Судья Нововаршавского районного суда Омской области Мусаэльянц Е.М., при секретаре судебного заседания Гришко О.В., с участием представителя МБОУ «Александровская ООШ» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МБОУ «Александровская ООШ» на постановление по делу об административном правонарушении № 17 – 01 – 02 о наложении административного штрафа от 06 декабря 2017 года № 353, предусмотренном ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области от 06 декабря 2017 № 17 – 01 – 02 № 353 МБОУ «Александровская ООШ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 13.19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Директор МБОУ «Александровская ООШ» ФИО2 обратился в суд с жалобой на данное постановление по делу об административном правонарушении, просил его отменить, признать совершенное административное правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, ссылаясь на то, что он не был уведомлен о дате и времени рассмотрения дела, в связи с чем он был лишен права на защиту. Между МБУ «РЦРСО» и МБОУ «Александровская ООШ» имеется соглашение № 1 от 19.01.2015 года, согласно которому всю статистическую работу ведет экономист - статист МБОУ «РЦРСО». Должностное лицо, ответственное за составление и ведение отчетной документации является ФИО1 Отчет по форме федерального статистического наблюдения № П – 4 «Сведения о численности и заработной плате работников» был своевременно оформлен и отправлен 16.10.2017 по системе СБИС, в результате от правки произошел сбой, так как произошла техническая ошибка, электронная подпись не сработала и отчет остался в состоянии «передано на подпись», в связи с чем, было принято решение об отправке отчета на бумажном носителе через Отдел государственной статистики в г. Омске (р.п. Нововаршавка). На данный момент вся статистическая информация продолжается отправляться на бумажном носителе через отдел государственной статистики в г. Омске. Просит учесть то, что по аналогичному делу в отношении МБОУ ДО ДЮСШ Омскростат прекратил производство по делу в связи с его малозначительностью.
Директор МБОУ «Александровская ООШ» ФИО2 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель МБОУ ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала по всем изложенным в нем основаниям, при этом пояснила, что она занимается составление статистических отчетов школ и детских садов в р.п. Нововаршавка. Она работает экономистом - статистом муниципального бюджетного учреждения «Ресурсный центр развития и сопровождения образования» Нововаршавского муниципального района Омской области. 16.10.2017 года она направила статотчет по форме федерального статистического наблюдения № П – 4 вечером, а утром обнаружила 17.10.2017 года то, что отчет остался в состоянии «передано на подпись». Ее начальник связался с организацией, через которую осуществляется отправка отчетов ООО «Е – портал», была выявлена неисправность, поэтому было принято решение направить данный отчет через отдел государственной статистики в г. Омске (р.п. Нововрашавка), но в данном отделе принимают отчет который датирован днем отправления, поэтому она переделала дату отправки с 16 на 17 и отправила отчет. Ни она, ни директор МБОУ «Александровская ООШ» не извещались о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, также не был извещен о составления постановления о назначении административного наказания. У нее проблемы с отправкой отчетов по телекоммуникационным системам связи в отношении 4 школ через ООО «Е – портал» при этом директорам школ Победовского сельского поселения, а также МБОУ ДО ДЮСШ были направлены письма в виде заказных с уведомлением, поэтому они смогли своевременно среагировать и направить ходатайства о прекращении производства по делу, данные ходатайства Омскростат были удовлетворены, производства по делам были прекращены в связи с малозначительностью.
Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном отзыве указал на то, что в соответствии с приказом Росстата от 07.07.2011 года № 313 «Об утверждении унифицированного формата транспортного сообщения при обмене электронными документами между территориальными органами Россатата и респондентами» организован электронный документооборот между Омскстатом и «МБОУ Александровская ООШ» который предполагает в том числе и документооборот по осуществлению информационной рассылки со стороны ТОГС. Поскольку вышеназванная система передачи информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи является надежной, действительной и защищенной, МБОУ «Александровская ООШ» извещалась Омскстатом надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ст. 13.19 КоАП уведомлением от 31.10.2017 года № 17 – 26/834, полученным по ТКС 01.11.2017 года. Однако для дачи объяснений и подписания протокола об административном правонарушении в Омскстат никто не явился.
22.11.2017 года должностным лицом Омскстата, в отсутствие законного представителя юридического лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте был составлен протокол об административном правонарушении б/н.
Уведомлением от 23.11.2017 года № Е0 – 57 – 17/1540 – ДР МБОУ «Александровская ООШ» извещалась о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении от 22.11.2017 года б/н, полученным по ТКС 29.11.2017 года. В указанное время в Омскстат также никто не явился. Оснований для отмены постановления не имеется. Просит жалобу МБОУ «Александровская ООШ» на постановление по делу об административном правонарушении оставить без удовлетворения.
Выслушав лицо участвующее в деле, проверив материалы дела, исследовав доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проверка законности постановления по делу об административном правонарушении осуществляется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении № 17-01-02 от 06 декабря 2017 года МБОУ «Александровская ООШ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В постановлении указано, что на основании протокола заместителя начальника отдела государственной статистики от 22 ноября 2017 года возбуждено дело № 17 – 01 – 02 об административном правонарушении по с.1 ст. 13.19 КоАП РФ в отношении юридического лица МБОУ «Александровская ООШ».
На рассмотрение дела об административном правонарушении представитель МБОУ «Александровская ООШ» не явился. МБОУ «Александровская ООШ» о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало. Дело рассмотрено в отсутствие представителя МБОУ «Александровская ООШ».
В постановлении указано, что МБОУ «Александровская ООШ» нарушен порядок предоставления статистической информации по форме федерального статистического наблюдения № П – 4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за сентябрь 2017 года. При установленном сроке предоставления отчета 16 октября 2017 года, МБОУ «Александровская ООШ» отчет в Омскстат представило 17 октября 2017 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Таким образом, протокол об административном правонарушении в отношении физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении может быть составлен в его отсутствие, но при наличии данных о надлежащем извещении законного представителя юридического лица о месте и времени составления протокола.
Как следует из материалов дела, 19.01.2015 года между МБУ «Ресурсный центр развития и сопровождения образования» Нововаршавского муниципального района Омской области и МБОУ «Александровская ООШ» заключено соглашение, предметом которого является централизованное информационное, научно – методическое, финансово - экономическое, бухгалтерское (бюджетное) и хозяйственное сопровождение Муниципальным бюджетным учреждением «РЦСО» - МБОУ «Александровская ООШ».
Ответственный за направление статотчета № П – 4 является экономист - статист ФИО1, в должностные обязанности которой входит ведение бухгалтерской документации и иных работ, связанных с учетно – вычислительными работами и анализом деятельности учреждений.
МБУ «Ресурсный центр развития и сопровождения образования» Нововаршавского муниципального района Омской области расположен по адресу <...>.
Из материалов дела следует, что программы СбиС, электронный портал «Е - портал» в МБОУ «Александровская ООШ» не установлены.
МБОУ «Александровская ООШ» расположена в с. Александровка, Нововаршавского района Омской области находится в 40 км. от р.п. Нововаршавка.
Как следует из материалов дела, должностное лицо Омскстата направило от 31 октября 2017 года письмо адресованное МБОУ «Александровская ООШ», руководителю, исх. № 17 – 26/834 в котором содержится вызов на составление протокола об административном правонарушении, через специализированного оператора связи ООО «Е – портал».
Из материалов представленных в дело представителем Омскстат следует, что данное уведомление было отправлено по электронной почте в адрес бухгалтерии Ресурсного центра 01.11.2017 года, дата получения указанного письма 01.11.2017 года, при этом сведения о том, кто именно получил указанное уведомление - отсутствуют.
Между тем, как следует из письменных материалов, предоставленных представителем Омскстат данные уведомления направлены через ООО «Е – Портал», по телекоммуникационным каналам связи.
ООО «Е – портал» является оператором электронного документооборота и оказывает услуги по передаче прав пользования программами, передачи отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с оказанием дополнительных услуг, необходимых для обеспечения функционирования Программы.
Никаких иных уведомлений, материалы дела не содержат. Поэтому суд не может принять доводы Омскстат надлежащем извещении МБОУ «Александровская ООШ» поскольку как следует из материалов дела, заявление директора школы МБОУ «Александровская ООШ» ФИО2 о переходе на предоставление статистической отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи свидетельствует лишь о согласии на предоставление статистической отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, а не согласие на другие виды уведомлений.
Из материалов дела следует, что уведомления о составлении протокола, и иные документы, направлялись должностным лицом Омскстат в отношении МБОУ «Александровская ООШ» через оператора связи ООО «Е – портал» на бухгалтерию в МУП «Ресурсный центр развития и сопровождения образования» Нововаршавского муниципального района Омской области, которая расположена в р.п. Нововаршавка.
Доступ к письмам имеют все сотрудники бухгалтерии МУП «Ресурсный центр развития и сопровождения образования» Нововаршавского муниципального района Омской области, которые не являются сотрудниками МБОУ «Александровская ООШ», и в функциональные обязанности которых не входит отслеживание документооборота.
Из ответа ведущего специалиста МБОУ «РЦРСО» Ж.А.Е. следует, что для проверки электронного документооборота между Омскстатом и учреждениями ведущий специалист произвел переход по ссылке из клиента программы «СБиС» на сайт «СБиС онлайн» где были обнаружены письма адресованные 4 организациям, предупреждающие о нарушении порядка предоставления статистической информации. Эти письма были помечены как полученные, но не были ни открытыми, ни прочитанными. Произошло это вследствие того, что получение писем осуществляется автоматически при входе в программу уведомляется единожды всплывающим на секунду окном. Работники бухгалтерии не пользуются функцией «СБИС онлайн», а работаю только с клиентом программы, поэтому письма остались непрочитанными.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении в отношении МБОУ «Александровская ООШ» были нарушены требования ст. 28.2 КоАП РФ, в связи с чем, в соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ указанный протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательств по настоящему делу.
В соответствии с п.2, 4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, иной орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, обязаны установить факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представителя, а также выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном законом порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Изложенные требования действующего федерального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены не были.
27.11.2017 должностным лицом Омскстата в адрес бухгалтерии МБОУ «РЦРСО» по телекоммуникационным каналам связи через ООО «Е – портал» было направлено определение о назначении даты и времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом в определении указано «уведомить всех заинтересованных лиц».
Доказательства, что данные документы были отправлены и вручены адресату представителю МБОУ «Александровская ООШ» - отсутствуют.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными и свидетельствуют о том, что на стадии возбуждения административного производства и при рассмотрении дела об административном правонарушении не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права заявителя на защиту.
Кроме того, из письма ООО «Е - Портал» следует, что МБОУ «Александровская ООШ» действительно сформировал в программном комплексе 16.10.2017 года отчет по форме П – 4 «Сведения о численности и заработной плате работников» в соответствии с действующими форматами представления статистической отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Однако, при попытке отправки данных отчетов возникли технические трудности с программно – техническими средствами предоставления электронной отчетности, в результате которых отчетность не была доставлена до Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области. Вина пользователя в данной ошибке отсутствует.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу МБОУ «Александровская ООШ» удовлетворить.
Постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по Омской области № 353 от 06 декабря 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «Александровская ООШ» прекратить на основании п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Омский областной суд через Нововаршавский районный суд Омской области со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.М. Мусаэльянц