ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/18/18 от 30.08.2018 Мурашинского районного суда (Кировская область)

Дело № 12-2/18/2018

РЕШЕНИЕ

п. Опарино Кировской области 30 августа 2018 года

Мурашинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Жемчуговой В. М.,

при секретаре Еременко Н. А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу ОАО «Моломский ЛХЗ» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 от 30 мая 2018 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 от 30 мая 2018 года, ОАО «Моломский ЛХЗ» (далее – предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО «Моломский ЛХЗ» обратилось в суд с жалобой, мотивируя её тем, что постановление является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит отмене, по следующим основаниям.

При вынесении вышеуказанного постановления были допущены нарушения процессуальных требований, установленных КоАП РФ, а именно:

В нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ обжалуемое постановление о назначении административного наказания было вынесено административным органом без участия законного представителя ОАО «Моломский ЛХЗ», о дате рассмотрения дела предприятие было извещено несвоевременно, извещение о дате рассмотрения дела было получено в день рассмотрения 30.05.2018.

Также считают, что оценив фактические обстоятельства совершения юридическим лицом правонарушения и степень общественной опасности конкретного деяния, учитывая отсутствие систематического характера правонарушений, административный орган мог придти к выводу, что допущенное заявителем правонарушение не создало существенной угрозы общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. В данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Наложение штрафа в данном случае имеет неоправданно карательный характер. Просят постановление о назначении административного наказания № 13-26/ 11-18 по делу № 02-13/213-18 по ст.8.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 рублей отменить, производство по делу прекратить в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ОАО «Моломский ЛХЗ» не явился, о месте, времени рассмотрения заявления извещен своевременно и надлежащим образом, об отложении дела не просили.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области не явился, о месте, времени рассмотрения заявления извещены своевременно и надлежащим образом.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 11 указанного выше Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В судебном заседании установлено, что в нарушение части 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа Минприроды России от 04.03.2016 N 66, предприятие допустило сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а также данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля лицами, обязанными сообщать такую информацию. Предприятие эксплуатирует полигон промышленных и бытовых отходов, который введен в эксплуатацию в 2003 году, расположен в двух километрах к юго-западу от п. Заря Опаринского района и в 340 м. западнее автодороги п. Заря – п. Маромица. Предприятием в Управление направлена заявка о постановке на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду. Согласно государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду «Промплощадка № 2» полигону присвоена 1 категория негативного воздействия на окружающую среду. Объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору. Предприятием в Управление Росприроднадзора по Кировской области не представлены: программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

По данному факту 17.05.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ.

30.05.2018 государственным инспектором вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ОАО «Моломский ЛХЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из постановления об административном правонарушении следует, что ОАО «Моломский ЛХЗ» допустило сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы и данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля лицами, обязанными сообщать такую информацию. Предприятием в Управление Росприроднадзора по Кировской области не представлены: программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Нарушение иных действующих нормативных актов в области экологической безопасности в постановлении должностного лица административного органа не указано.

Факт совершения ОАО «Моломский ЛХЗ» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, получивших должную оценку на предмет достоверности, допустимости, относимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 17.05.2018 № 13-26/24-18; служебной запиской от 03.04.2018, сведениями об объектах размещения отходов (л.д.52).

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Рассматривая дело по существу, должностное лицо установило все значимые для разрешения дела обстоятельства, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. Все представленные доказательства были оценены в совокупности.

Дело должностным лицом административного органа рассмотрено с соблюдением требований ст. ст. 29.1 - 29.7 КоАП РФ с учетом положений ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ в отсутствие законного представителя ОАО «Моломский ЛХЗ», уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела и при отсутствии ходатайства об отложении рассмотрения дела.

Довод жалобы о ненадлежащем уведомлении ОАО «Моломский ЛХЗ» о времени и месте рассмотрения дела не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 указанного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 25.15 КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением привлекаемого лица, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 данного Кодекса. При этом орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении.

В соответствии п. 4, п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу: в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Таким образом, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо, в отношении о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно уведомлению о вручении предприятие действительно получили извещение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в день его рассмотрения, т. е. 30.05.2018 в 08 часов 16 минут (л.д. 41).

Однако суд считает, что у представителя ОАО «Моломский ЛХЗ» имелась возможность направить ходатайство в Управление Роспироднадзора об отложении дела. Протокол об административном правонарушении, где разъяснены права и обязанности ОАО «Моломский ЛХЗ» получили, поэтому суд находит, что нарушений требований ст. 28.2 КоАП РФ административным органом не допущены.

Не обеспечив явку на рассмотрение дела 30.05.2018 законного представителя или иного защитника, юридическое лицо тем самым распорядилось своими процессуальными правами, предусмотренными ст. 25.1 КоАП РФ, что нельзя признать процессуальным нарушением.

Таким образом, административный орган принял необходимые и достаточные меры по извещению привлекаемого к административной ответственности лица о совершении в отношении него процессуальных действий в рамках рассмотрения административного дела, что свидетельствует о соблюдении должностным лицом предусмотренных законом прав и гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку заявитель несет риск неблагоприятных для него последствий своей неявки на совершение процессуальных действий, о которых он заблаговременно и надлежащим образом извещен.

Вывод должностного лица о наличии события правонарушения и виновности ООО "Моломский ЛХЗ" в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.

Поскольку предприятием не было представлено доказательств невозможности соблюдения им требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, должностное лицо сделало вывод о наличии вины Учреждения в совершении вменяемого ему правонарушения.

Доводы жалобы о применении ст. 2.9 КоАП РФ с освобождением от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно абзацу 2 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных или негативных последствий, на отсутствие которых ссылается заявитель, а в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей. При этом административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) причиненного ущерба.

Таким образом, принимая во внимание фактические обстоятельства дела и характера совершенного предприятием правонарушения, посягающего на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, правовые оснований для признания правонарушения малозначительным отсутствуют.

Постановление о привлечении ОАО «Моломский ЛХЗ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Нарушений норм материального и процессуального административного права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи, в связи с чем, оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО3 № 13-26/11-18 от 30 мая 2018 года в отношении ОАО «Моломский ЛХЗ» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 Кодекса РФ об АП оставить без изменения, жалобу ОАО «Моломский ЛХЗ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Мурашинский районный суд Кировской области пгт. Опарино в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В. М. Жемчугова