№
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Октябрьского районного суда <адрес>Заботина Н.М.,
С участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Зайнутдинова Р.Ф.,
представителей органа, составившего протокол об административном правонарушении Кашкиной Т.Б., Червякова П.Ю.,
при секретаре Кожевниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гладышевой Н. Н. на постановление по делу об административном правонарушении от /дата/ о привлечении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Гладышевой Н. Н., /дата/ года рождения, к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя УФК по <адрес>Несиным В.Н.№ от /дата/ главный бухгалтер Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Гладышева Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
С данным постановлением Гладышева Н.Н. не согласна, просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что по извещению № от /дата/ Росавтодором осуществлена передача стоимости оборудования в сумме 1 769 312,50 руб. по КОСГУ 310, расходов по разработке проектной документации системы кондиционирования технологических помещений в Управлении в сумме 213 392,86 руб. по КОСГУ 226, расходов по работам по развитию системы кондиционирования технологических помещений в Управлении в сумме 1 368 392,86 руб. по КОСГУ 226. Передача осуществлена на основании актов выполненных работ по Государственному контракту № от /дата/, заключенному Федеральным Дорожным Агентством с ЗАО «Крок Инкорпорейтед», по счету 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты» в разрезе КОСГУ между ФДА и ФКУ «Сибуправтодор». Выполнение работ по КОСГУ 226 подтверждено отчетами о выполнении работ (услуг) от /дата/. Суммы расчетов, указанных в извещении, включены в соответствующие журналы операций, в главную книгу, на основании которой сформированы годовые формы бюджетной отчетности за 2017 год. Нарушений действующего законодательства, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ее действиях отсутствует, бюджетная отчетность за 2017 год составлена в соответствии с требованиями п. 1 ст. 13 402-ФЗ и п. 7 Инструкции 191 н, бюджетная отчетность за 2017 год является достоверной, расхождений между данными бюджетной отчетности и регистрами бухгалтерского учета нет. В постановлении № от /дата/ заместителя руководится УФК по НСО Несина В.Н. указано, что недостоверные данные по средствам федерального бюджета на общую сумму 1 581 785,72 руб. по строке 150 «Расходы», что составило 0,01%; по строке 170 «Приобретение работ, услуг» общую сумму 1 581 785,72 руб., что составило 0,02%; по строке 176 «Прочие работы, услуги» общую сумму 1 581 785,72 руб., что составило 0,62%. В действиях Гладышевой Н.Н. отсутствовал умысел, а также не допущено искажение бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. В нарушении ст. 29.10 ЮАП РФ в постановлении неверно указана дата рассмотрения дела, отсутствует срок и порядок обжалования постановления. Вместе с тем указанные требования закона ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом в полной мере выполнены и учтены не были. Из имеющегося в материалах дела уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, адресованного Н.Н. Гладышевой, следует, что оно было направлено по месту работы указанного лица, сведений о том, что оно было ею получено, не содержится, штамп о регистрации /дата/ данного уведомления канцелярией ФКУ «Сибуправтодор» о надлежащем уведомлении лица не свидетельствует, по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, уведомление не направлялось. Материалы дела не содержат также и сведений о надлежащем извещении Гладышевой Н.Н. о времени и месте рассмотрения дела должностным лицом /дата/, поскольку в первом случае определение было получено защитником Зайнутдиновым Р.Ф./дата/, а после перенесения даты рассмотрения на /дата/ - канцелярией ФКУ «Сибуправтодор», данных о том, что определение о переносе времени и места рассмотрения дела было получено Гладышевой Н.Н., в материалах дела не имеется. /дата/Зайнутдиновым Р.Ф. было заявлено ходатайство об отложении дела на более позднюю дату в связи с нахождением /дата/ в служебной командировке в <адрес>. /дата/ заместитель руководителя УФК по <данные изъяты>Несиным В.Н. вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайства, которое было вручено Гладышевой Н.Н./дата/ на рабочем месте. Отклонение ходатайства Зайнутдинова Р.Ф. об отложении рассмотрения дела должностным лицом произведено необоснованно, а потому нарушено право Гладышевой Н.Н. на участие в рассмотрении дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Исходя из оценки обстоятельств совершенного Гладышевой Н.Н. деяния, принимая во внимание незначительный размер менее чем на 10% от суммы, отсутствие каких-либо негативных последствий, учитывая, что совершенное заявителем административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений в области бюджетного законодательства, имеются основания для признания его малозначительным.
В судебное заседание Гладышева Н.Н. не явилась, извещалась надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, направила в суд защитника.
В судебном заседании защитник Зайнутдинов Р.Ф. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители органа, составившего протокол об административном правонарушении Кашкина Т.Б., Червяков П.Ю. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, поддержали доводы возражений, согласно которым Отчет о финансовых результатах деятельности на /дата/ (форма по ОКУД 0503121) подписанный руководителем Управления Батуриным Д.А. и главным бухгалтером Гладышевой Н.Н., содержит отдельно искаженные показатели бухгалтерской (финансовой) отчётности по состоянию на /дата/, то есть недостоверные данные по средствам федерального бюджета на общую сумму 1 581 785,72 руб., а именно завышено: по строке 150 «Расходы», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб., что составило 0,01 % от суммы 8 020 313 814,53 руб., отраженной по данной строке; по строке 170 «Приобретение работ, услуг», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб., что составило 0,02 % от суммы 6 702 725 145,37 руб., отражённой по данной строке; по строке 176 «Прочие работы, услуги», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб., что составило 0,62 % от суммы 252 815 068,74 руб., отраженной по данной строке. Таким образом, Гладышева Н.Н., осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, наделенная правом первой подписи бухгалтерских и расчетных документов, в соответствии со ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете», обязана соблюдать нормы бюджетного законодательства, следовательно, должна была предвидеть вредные последствия своих действий и сознательно их допустила, либо отнеслась к ним безразлично. В описательной части постановления имеется техническая ошибка и неверно указана дата определения об отложении рассмотрения дела «27.10.2017» вместо «17.10.2018», которая никак не влияет на резолютивную часть постановления и не нарушает нормы статьи 29.10 КоАП. Так как, протокол составлен в присутствии представителя Гладышевой Н.Н.Зайнутдинова Р.Ф., полномочия которому переданы на основании нотариальной доверенности <адрес>7 от /дата/, а также подписан им, то необходимость направления копии по месту жительства отсутствовала, так как доверенность АА 2989837 от /дата/ предоставлено право от имени Гладышевой Н.Н. совершать все процессуальные действия. На момент вынесения определений об отложении рассмотрения дела от /дата/ в связи с удовлетворением ходатайства Зайнутдинова Р.Ф., Гладышева Н.Н. и Зайнутдинов Р.Ф., находились в служебной командировке данная информация получена из содержания ходатайства, следовательно, направление копии определения на адрес регистрации Н.Н. Гладышевой было, нецелесообразно, тем самым затянулся бы процесс рассмотрения дела. В жалобе изложен довод о том, что ходатайство об отложении дела от /дата/ отклонено необоснованно, удовлетворить либо не удовлетворить ходатайство является правом органа, должностного лица, в производстве которых находится данное дело, но не обязанностью. Следовательно, при принятии решения не удовлетворять ходатайство, нарушений действующего законодательства допущено не было. Учитывая, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 15.15.6 КоАП является формальным, объектом посягательства являются общественные отношения в сфере бюджетного законодательства, соблюдение которого является обязанность должностного лица Гладышевой Н.Н. оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется. Кроме того, в постановлении указаны и дата и место составления, срок его обжалования.
Суд, выслушав защитника Гладышевой Н.Н., представителей органа, составившего протокол об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Гладышева Н.Н., являясь должностным лицом - главным бухгалтером Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства», составила отчет о финансовых результатах деятельности организации на /дата/, содержащий отдельно искаженные показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, то есть недостоверные данные по средствам федерального бюджета на общую сумму 1 581 785,72 руб., а именно: по средствам федерального бюджета по строке 150 «Расходы», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб.; по строке 170 «Приобретение работ, услуг», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб.; по строке 176 «Прочие работы, услуги», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб., в результате отражения фактических расходов, не являющихся финансовыми и нефинансовыми активами, по дебету счета 1.40120 «Расходы текущего периода», принятых в порядке внутриведомственных расчетов между Федеральным дорожным агентством и Управлением по счету 1.304.04 «Внутриведомственные расчеты» с отражением на счете 1.302.26 «Расчеты по прочим работам, услугам», при отсутствии документов, подтверждающих наличие обязательств между Управлением и Федеральным дорожным агентством, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Так, административная ответственность по статье 15.15.6 КоАП РФ, возникает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий, направленных на неисполнение или несвоевременное исполнение возложенной на него бюджетным законодательством обязанности по предоставлению бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ. Также объективную сторону изучаемого административного правонарушения составляют действия виновного лица по предоставлению такой отчетности и указанных сведений, содержащих информацию, являющуюся ложной, несоответствующую действительности.
Ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от /дата/ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
На основании Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от /дата/№н, отчет о финансовых результатах деятельности является одной из форм, включенных в состав бюджетной отчетности.
В силу п. 92 данной Инструкции Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее в целях настоящей Инструкции - Отчет (ф. 0503121) составляется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета и содержит данные о финансовых результатах его деятельности в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
П. 96 Инструкции предусмотрено, что в Отчете (ф. 0503121) получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета отражаются показатели признанных в учете доходов и расходов текущего (отчетного) финансового года в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Согласно п. 276 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений Инструкции по его применению" от /дата/ N 157н, счет 30404 предназначен для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении учреждений (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета), также расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними.
Согласно государственного контракта № (ИКЗ №) от /дата/ Заказчиком выступает Федеральное дорожное агентство от имени РФ, исполнителем ЗАО «КРОК инкорпорейтед» по поставке оборудования и выполнению работ по развитию системы кондиционирования технологических помещений в федеральных казенных учреждениях, при этом на основании п. 2.2. указанного государственного контракта оплата выполненных работ производится заказчиком Федеральным дорожным агентством.
А в результате принятия к бюджетному учету Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» расходов на сумму 1 581 785,72 руб. по указанному контракту за услуги и выполнение работ при отсутствии документов, подтверждающих наличие обязательств между Управлением и Федеральным дорожным агентством, отраженных на счете 130404000 «Внутриведомственные расчеты», Отчет о финансовых результатах деятельности по состоянию на /дата/ (форма по ОКУД 0503121) содержит недостоверные данные по средствам федерального бюджета, а именно завышены данные по строке 150 «Расходы», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого»; по строке 170 «Приобретение работ, услуг», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого»; по строке 176 «Прочие работы, услуги», графам 4 «Бюджетная деятельность» и 6 «Итого» на сумму 1 581 785,72 руб.
Таким образом, главным бухгалтером Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Гладышевой Н.Н. не соблюдены требования ст. 162, ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ст. 13 ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 96 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ, а потому доводы Гладышевой Н.Н. об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения в указанной части являются несостоятельными.
Доводы Гладышевой Н.Н о том, что в ее действиях отсутствовал умысел, а также не допущено искажение бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%, суд также находит несостоятельными, при этом, исходит из следующего.
Примечанием к статье 15.11 КоАП РФ установлено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Бухгалтерский учет в силу статьи 1 Федерального закона от /дата/ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обращения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является совокупность способов ведения бухгалтерского учета, образующего учетную политику организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Объективную сторону правонарушения составляет искажение данных бухгалтерского учета, в том числе связанных с искажением сумм начисленных налогов и сборов, а также нарушение срока хранения учетных документов.
Объектом правонарушения по ст. 15.15.6 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных правоотношений.
Объективная сторона указанного правонарушения характеризуется, в том числе, в предоставлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений для этих целей.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что применительно к порядку представления бюджетной отчетности состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является специальным по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в статье 15.11 названного Кодекса.
Обстоятельства совершения Гладышевой Н.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении, отчетом о результатах финансовой деятельности, государственным контрактом от /дата/, актами выполненных работ, техническим заданием на поставку оборудования и выполнение работ, объяснениями Гладышевой Н.Н., журналами операций, должностной инструкцией Гладышевой Н.Н., приказом о назначении и иными материалами дела.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Все письменные доказательства по делу оформлены с соблюдением требований действующего законодательства РФ.
Согласно ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Ссылки заявителя о том, что в постановлении не указаны дата и место рассмотрения дела, отсутствует срок и порядок обжалования постановления нельзя признать состоятельными, поскольку из постановления о назначении административного наказания следует, что дата место составления протокола и срок его обжалования указаны.
Оспариваемое постановление вынесено заместителем руководителя УФК по <адрес>Несиным В.Н. в пределах его полномочий, предусмотренных ст. 23.3 КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений должностным лицом не допущено.
Право Гладышевой Н.Н. на судебную защиту также не нарушено, протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника Гладышевой Н.Н.Зайнутдинова Р.Ф., полномочия которому переданы на основании нотариальной доверенности <адрес>7 от /дата/, свои возражения в протоколе защитник указал. Также ходатайство защитника Зайнутдинова Р.Ф. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем руководителя УФК по <адрес> было удовлетворено, /дата/ вынесено определение об отложении рассмотрения дела и продлении срока рассмотрения дела. Однако защитником Зайнутдиновым Р.Ф. было заявлено повторное ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с тем, что он не может явиться, поскольку находится в служебной командировке.
/дата/ заместителем руководителя УФК по <адрес> вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении ходатайства с учетом положений ст. 29.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Отсутствуют и основания, позволяющие признать совершенное должностным лицом Гладышевой Н.Н. правонарушение малозначительным, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы РФ и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Административное наказание назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для нарушений в области бюджетного законодательства, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает их достоверными, допустимыми и достаточными для обоснования выводов о наличии события административного правонарушения и виновности в его совершении должностного лица Гладышевой Н.Н.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении жалобы судом не установлено.
С учетом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление заместителя руководителя УФК по <адрес>Несина В.Н.№ от /дата/ является законным и обоснованным, а потому не подлежит отмене или изменению.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление по делу об административном правонарушении от /дата/№, вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>Несиным В.Н. отношении главного бухгалтера Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» Гладышевой Н. Н. по ст. 15.15.6 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Гладышевой Н. Н. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд в течение десяти суток.
Судья Заботина Н.М.