Дело № 12-2/2019 Р Е Ш Е Н И Е с. Лазо Лазовский район Приморский край 14 января 2019 года Судья Лазовского районного суда Приморского края Волкова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО2, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ прекращено за отсутствием события административного правонарушения, У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» (далее по тексту - ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника и национального парка «Зов тигра») ФИО2 за отсутствием события административного правонарушения. Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 с постановлением мирового судьи не согласился, в жалобе указал, что с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года согласно приказу руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года <данные изъяты> проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». На момент окончания проверки, 14 сентября 2018 в 16 час. 15 мин. должностное лицо не предоставило возможность ознакомиться с документами, что не позволило дать обоснованную оценку работы и действиям ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». 09 октября 2018 года должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении № в отношении должностного лица – директора ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра», материалы направлены в суд для рассмотрения по существу. В дополнении к жалобе государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1 указал, что приказ от 13.08.2018 года <данные изъяты> получен ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» в установленные законом сроки, в пункте 13 данного Приказа указан перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Факт не предоставления документов зафиксирован в акте проверки от 14 сентября 2018 года, который в установленном законом порядке направлен директору ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» заказным письмом и электронной почтой. Проверка проводилась в период с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года в период с 20.08.2018 года по 23.08.2018 года проводилась выездная часть проверки. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (проверка завершена 14.09.2018 года), в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки юридическое лицо вправе представить в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Вместе с тем, возражения ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» на акт проверки в адрес Управления Росприроднадзора в установленные законом сроки не поступали. Ссылаясь на показания свидетеля ФИО5, мировой судья не принял во внимание, что проверка окончена 14 сентября 2018 года, при этом, ФИО6 не подтверждено получение от него государственным инспектором документов, указанных в акте проверки. В постановлении мировой судья сослался на факт нахождения должностного лица ФИО2 в отпуске, при этом, согласно приказу заместителя Министра - руководителя Федерального агентства по недропользованию Минприроды России от 03.07.2018 №-к «Об отпуске ФИО2», ФИО2 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 16 июля 2018 года сроком на 38 календарных дней с 16 июля 2018 года. Следовательно, директор ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» ФИО2 вернулся к исполнению своих обязанностей 22 августа 2018 года. Таким образом, полагает, что на день окончания въездной части проверки 23 августа 2018 года ФИО2 присутствовал на рабочем месте, также находился на рабочем месте до окончания проверки 14 сентября 2018 года, вместе с тем, истребуемые документы в полном объеме в адрес Управления до окончания проверки не предоставлены. В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 21.08.1998 №, директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно хозяйственной и финансово экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово- хозяйственные результаты его деятельности. Согласно функциональным типовым обязанностям должностных лиц, директор является исполнительным единоличным органом общества, руководит текущей деятельностью общества в соответствии с действующим законодательством, несет ответственность за несоблюдением требований законодательства Российской Федерации. Полагает, в данном случае административное правонарушение, совершенное директором ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» ФИО2, свидетельствует об отсутствии у последнего надлежащего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации со стороны должностного лица и исполнением своих публично-правовых обязанностей в соответствующей сфере законодательства. Просит суд постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года в отношении должностного лица отменить. В судебное заседание представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директор ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника и национального парка «Зов тигра» ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам. Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года согласно приказу руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года №-<данные изъяты> проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». На момент окончания проверки, 14 сентября 2018 в 16 час. 15 мин. должностное лицо ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» не предоставило возможность ознакомиться со следующими документами: - организация охраны заповедной территории: техническая оснащенность; состояние делопроизводства; виды и количество нарушений; книга регистрации нарушений; административные дела; а также документы, подтверждающие работу опергруппы; - наличие в учреждении и полнота нормативных правовых документов, справочной литературы и других источников информации по обеспечению пожарной безопасности в лесах (перечень); - согласованная с органами авиалесоохраны схема деления территории на наземную и авиационную зону охраны, или отнесение территории к зоне космического мониторинга (электронная фотокопия); - приказ о начале пожароопасного периода, распоряжение о приведении в готовность техники, оборудования, создании материально-технических запасов, по проведению профилактики и организации тушения лесных пожаров (копии); - приказ на обучение работников и руководителей лесопожарных формирований (копия). Постановлением мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» ФИО2 прекращено за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ. Прекращая производство по делу в отношении должностного лица за отсутствием события административного правонарушения, мировой судья указал на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт совершения директором ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, а также на то обстоятельство, что в период проведения данной проверки, ФИО2 на основании приказа от 03.07.2018 года №, находился в отпуске, и согласно приказу от 17.08.2018 года и.о. директора ФИО7, были назначены иные лица, ответственные за проведение проверки, в связи с чем, мировой судья пришел к выводу о том, что директор ФИО2 не является надлежащим лицом, ответственным за предоставление необходимой для ознакомления документации, информации, уполномоченным должностным лицам, осуществляющим проверку ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». С таким выводом мирового судьи согласиться нельзя по следующим основаниям. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Частью 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен юридическим лицом, в орган государственного контроля (надзора), или иным доступным способом. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения (ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ). Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года <данные изъяты> в период с 20.08.2018 года по 14.09.2018 года проведена плановая выездная проверка в отношении ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра». 09 октября 2018 года по факту выявленного правонарушения должностным лицом Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в отношении должностного лица – директора ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ. В подтверждение доказательств совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ представлены: протокол об административном правонарушении №; приказ руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года №-КНД о проведении плановой выездной проверки; сведения о направлении по адресу электронной почты ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» приказа от 13.08.2018 года №-КНД; акт проверки № <данные изъяты>КНД от 14.09.2018 года; сведения о направлении по адресу электронной почты ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» акта проверки № <данные изъяты>-КНД от 14.09.2018 года и заказным письмом с уведомлением о вручении 24 сентября 2018 года. В п. 13 приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года №-КНД содержится перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. Данный приказ от 13.08.2018 года направлен по адресу электронной почты ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» 15 августа 2018 года. В приказе руководителя Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 13.08.2018 года №-КНД указаны цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования природоохранного законодательства Российской Федерации; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки. Согласно части 12 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля. В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица. В силу ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, в материалах дела данных о том, что директор ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» ФИО3 организовал должностным лицам органа государственного контроля возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, материалы дела не содержат, отсутствуют сведения о том, что информация о невозможности предоставления указанных в п. 13 приказа от 13.08.2018 года №-КНД документов была в установленном законом порядке доведена до сведения должностного лица Управления Росприроднадзора по Приморскому краю, а также отсутствуют доказательства, что должностное лицо – директор ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» в установленном порядке обращался с письменными возражениями в отношении выданного акта проверки от 14.09.2018 года с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений. Таким образом, при установлении мировым судьей фактических обстоятельств дела нарушены положения ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешении его в соответствии с законом, обеспечении исполнения вынесенного постановления, а также выявлении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Вместе с тем, несогласие с выводами судьи о прекращении производства по делу не влечет за собой отмену состоявшегося судебного акта ввиду следующего. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по настоящему делу составляет 3 месяца и истек 14 декабря 2018 года. Ввиду изложенного, с учетом положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу, в отношении которого прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение данного лица. Таким образом, в настоящее время в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности исключается возможность производства по настоящему делу об административном правонарушении. На основании изложенного постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора ФГБУ «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника им Л.Г. Капланова» и национального парка «Зов тигра» подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка № 74 Лазовского судебного района Приморского края от 30 ноября 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция Лазовского государственного природного заповедника имени Л.Г. Капланова и национального парка «Зов тигра» ФИО2 о привлечении к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ прекращено за отсутствием события административного правонарушения, - оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Приморскому краю ФИО1, - без удовлетворения. Решение вступает в законную силу с момента его провозглашения. Судья Е.В. Волкова |