ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/19 от 15.02.2019 Красноселькупского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 12-2/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

15 февраля 2019 года с. Красноселькуп

Судья Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (ул. Ленина, д. 2-б, с. Красноселькуп) Себехова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу юридического лица – открытого акционерного общества «Севернефтегазпром» (далее - ОАО «Севернефтегазпром», Общество) (ОГРН 1028900699035; ИНН/КПП 8912001990/891201001), юридический и почтовый адрес: ЯНАО, Красноселькупский район, с. Красноселькуп, ул. Ленина д.22, генеральный директор ОАО «Севернефтегазпром» - Дмитрук Владимир Владимирович,

на постановлениеведущего специалиста-эксперта регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г. Ноябрьск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЯНАО Высоцкой А.В. № 345/2018 от 20.07.2018, которым юридическое лицо привлечено к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) к административному штрафу в размере 100 000 рублей,

с участием в судебном заседании по средствам ВКС:

представителя юридического лица: Илькевича С.Н., действующего на основании доверенности № 22/2019от 01.02.2019,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ведущего специалиста-эксперта регионального отдела надзора за водными, земельными ресурсами и экологического надзора в г.Ноябрьск Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ЯНАО Высоцкой А.В. № 345/2018 от 20.07.2018 юридическое лицо - ОАО «Севернефтегазпром»привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначениемнаказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в связи с нарушением СП 2.1.5.1059-01 Гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения; ч.3 ст.12 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; п.4 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», а именно, в не соблюдении юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления на Полигоне по захоронению твердых бытовых отходов, расположенном в г. Новом Уренгое ЯНАО, осуществляя мониторинг за состоянием и загрязнением окружающей среды в зоне негативного влияния указанного ОРО, с нарушением установленных требований природоохранно-го законодательства РФ. Правонарушение длящееся, дата обнаружения 03.05.2018.

Не согласившись с указанным постановлением, считая его незаконным, представитель юридического лица Илькевич С.Н. 12.11.2018 обратился в Красноселькупский районный суд с жалобой на указанное постановление и ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Копия постановления получена представителем юридического лица Воробьевым В.В. 20.07.2018.

Определением судьи Красноселькупского районного суда от 01.02.2019 срок подачи жалобы юридическому лицу - ОАО «Севернефтегазпром» восстановлен.

В своей жалобе представитель юридического лицасчитает постановление незаконным и необоснованным, просит указанное постановление отменить и производство по делу прекратить.

Вобоснование жалобы указано,что в период с 30.03.2018 по 26.04.2018, на основании Приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу от 20.03.2018 №114-п (Приложение №2), сотрудниками Управления была проведена плановая проверка Открытого акционерного общества «Севернефтегазпром».

03.05.2018 по месту нахождения административного органа Росприроднадзора в г. Ноябрьске, состоялось рассмотрение результатов проверки, гдеподписан и вручен Заявителю Акт проверки № 43. Также Заявителю было выдано Предписание № 11 от 03.05.2018 (приложение № 4) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

29.08.2018 Росприроднадзором, на основании сведений содержащихся в Акте проверки № 43 от 03.05.2018, был составлен Протокол об административном правонарушении №345 (приложение № 5).

20.07.2018 по месту нахождения административного органа Росприроднадзорав г. Ноябрьске, состоялось рассмотрение материалов дела № 345/2018. По факту рассмотрения было вынесено Постановление о признании ОАО «Севернефтегазпром» виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Данное Постановление было подписано и вручено Заявителю 20.07.2018. При этом заявитель считает вынесенное постановление о назначении наказания незаконным, так как при производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом Росприроднадзора не были всесторонне, полно и объективно исследованы все обстоятельства дела, не определено наличие события административного наказания относительно правильности применения норм действующего законодательства, не определен характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением.

В обжалуемом Постановлении Росприроднадзор ссылается на нарушение Обществом СП 2.1.5.1059-01 Гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.07.2001); ч.3 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ; ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002№ 7-ФЗ; п.4 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Общество не согласно с указанными выводами и ссылаясь на нормы закона «Об отходах производства и потребления», требования санитарных правил, указал, что Общество не может являться объектом проверки на соответствие указанным правилам, так как его деятельность не связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, обратного надзорным органом не доказано.

Кроме того полагает, что у Управления Росприроднадзора отсутствуют полномочия по проверке организаций на соответствие санитарным правилам.

Государственный контроль за соблюдением Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кроме того, ссылаясь на пункты 11.1-11.3 ст.9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые были введены в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 №277-ФЗ, а также пункты 11(1)-11(5) Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476, заявитель указывает, что использование проверочных листов является обязательным при проведении плановой проверки. Пунктом 11(4) указанного положения установлено ограничение на проверку при проведении государственного контроля (надзора) «...Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов)...».

Абз.2. п.27 Положения о федеральном государственном санитарно- эпидемиологическом надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 №476 установлено «Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).»

Выше указанные нормы вступили в силу с 01.10.2017 и являются обязательными к применению государственными органами осуществляющими контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ. Тоесть, законодатель с ноября 2017 года ввел ограничение на проверки и ограничил их только теми вопросами, которые отражены в проверочных листах.

Приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2017 № 48820) утверждены формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) обязательными к применению сотрудниками Росприроднадзора при осуществлении государственного надзора с 20.11.2017. В перечне контрольных вопросов вступившими в силу с 20.11.2017, в полномочиях Росприроднадзора, отсутствует проверка соблюдения СП 2.1.5.1059-01.

Учитывая, что Росприроднадзором осуществлялась проверка полигона твердых отходов являющегося объектом II категории негативного воздействия на окружающую среду, должностными лицами Росприроднадзора составлены Проверочные листы являющихся приложениями 5-9 к Акту проверки №43 и согласно им должностные лица Росприроднадзора не проводили проверку соблюдения СП 2.1.5.1059-01, а учитывая буквальное толкования норм права, вступивших в силу 01.10.2017, предмет проверки ограничен только перечнем вопросов указанных в Проверочных листах. Исходя из чего следует, что Росприроднадзор не правомочен предъявлять Обществу несоблюдение норм права на проверку которых согласно проверочным листам он не осуществлял.

Статьей 36 Водного кодекса РФ закреплено, что проверка водных объектов осуществляется федеральными органами исполнительной власти к которым относится и Росприроднадзор, в соответствии с перечнем утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов №288 от 18.12.2016 года, но водный объект используемый Обществом отсутствует в вышеуказанном перечне.

Согласно проверочного листа применяемого при осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (Приложение №9 к Акту проверки) нарушений со стороны Общества не зафиксированы. В указанном проверочном листе указано на соблюдение Обществом действующих экологических норм и проведение необходимых мониторингов в области использования и охраны водных объектов.

Законодатель при внесении изменений в федеральный закон №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц...» и принятых на основании данного закона норм права, вступивших в силу только в 2017 году, стремился оградить субъекты предпринимательской деятельности от произвола контролирующих органов и ввел ограничения при проведении проверок, но должностными лицами Росприроднадзора указанные нормы были грубо нарушены.

Решением Арбитражного суда ЯНАО от 30 октября 2018 года по делу №А81-5756/2018 (Приложение №6) Предписание №11 от 03.05.2018 выданное на основании Акта проверки №43, являющееся основанием для выдачи Протокола №345 от 29.06.2018 и вынесения обжалуемого Постановления №345/2018 от 20.07.2018 было - отменено.

В судебном заседании представитель юридического лица Илькевич С.Н., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении. Просит постановление Росприроднадзора №345/2018 от 20.07.2018 отменить, производство по делу прекратить. Кроме того сообщил, что постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 решение Арбитражного суда ЯНАО от 30.10.2018 по делу № А81-5756/2018, которым Предписание №11 признано недействительным, оставлено без изменения, апелляционная жалоба Росприроднадзора без удовлетворения.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, об уважительных причинах неявки, суду не сообщил и не просил об отложении рассмотрения дела, своих возражений по жалобе не высказал.

Принимая во внимание положения ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя Росприроднадзора.

Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), его виновность в совершении административного правонарушения, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела, в период с 30.03.2018 по 26.04.2018 на основании приказа от 20.03.2018 № 114-п Управлением Росприроднадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «Севернефтегазпром» на предмет соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, использования и охраны земель, обращения с отходами производства и потребления, геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в частности в отношении объектов Общества, подлежащих государственному надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, расположенных на территории ЯНАО (т.2 л.д.42-53).

В ходе проверки выявлено, что в нарушение ч.3 ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч.1 ст.34, ч.1 ст.39 Федерального закона № 7-ФЗ «об охране окружающей среды, СП 2.1.5.1059-01 Гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения; п.4 Приказа Минприроды России от 04.03.2016 № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» не обеспечено проведение производственного контроля за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод наобъекте размещения отходов Полигон твердых отходов (код объекта 7-0189-000130-П), место нахождения ЯНАО, Южно-Русский лицензионный участок, с периодичностью не менее 1 раза в месяц, о чем 03.05.2018 составлен Акт проверки № 43 (т.2 л.д.54-81).

На основании указанного акта проверки 03.05.2018 Росприроднадзором выдано предписание № 11 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым предписано обеспечить проведение производственного контроля за ведением хозяйственной деятельности на качество подземных вод на объекте размещения отходов – Полигон твердых отходов (код объекта 71-0189-000130-П), место нахождения ЯНАО Южно-Русский лицензионный участок с периодичностью не менее 1 раза в месяц, со сроком устранения 06.09.2019 (т.2 л.д.82-83).

Согласно решения Арбитражного суда ЯНАО от 30.10.2018, предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу № 11 от 03.05.2018 признано недействительным (т.2 л.д.22-35)

На основании акта проверки, составлен протокол об административном правонарушении № 345от 29.06.2018, согласно которому выявленное нарушение подпадает под действие ст.8.2 КоАП РФ(т.2 л.д.84-87).

По итогам рассмотрения протокола об административном правонарушении юридическое лицо ОАО «Севернефтегазпром» постановлением № 345/2018 от 20.07.2018 привлечено к административнойответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (т.2 л.д.36-41).

В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.1 Закона №89-ФЗ под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Пунктом 3 ст.12 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статьей 11 Закона № 89-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. До 01.01.2016 редакция указанной статьи предусматривала обязанность соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Требование об осуществлении контроля за влиянием полигона твердых отходов на подземные воды установлено в СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

В соответствии с пунктом 1.2. СП 2.1.5.1059-01 требования санитарных правил распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей.

В силу пункта 1.3 указанных Санитарных правил они обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в силу указанных законодательных и нормативных актов Общество не может являться объектом проверки на соответствие указанным правилам, так как его деятельность не связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, обратного надзорным органом не доказано.

Кроме того, суд соглашается с выводом заявителя об отсутствии у Управления Росприроднадзора полномочий по проверке организаций на соответствие санитарным правилам.

В силу пункта 1 ст.15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.

Пунктом 2.6 Правил установлено, что государственный контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд находит жалобу заявителя обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЯНАО № 345/2018 от 20.07.2018 о назначении юридическому лицу ОАО «Севернефтегазпром» административного наказания по ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня получения копии решения, через Красноселькупский районный суд.

Судья И.В. Себехова