№ 12- 2\2019
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Ткачук Н.А., при секретаре Таркан А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 15 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 15 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник железнодорожного цеха Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и должностному лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
ФИО1, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержал. Пояснил, что в период проведения проверки Ростехнадзором выявлены нарушения требований промышленной безопасности, с которыми он не согласен. Так, инспектором Ростехнадзора ему было вменено нарушение продления сроков эксплуатации локомотивов, невнесение заключения экспертизы промышленной безопасности в соответствующий реестр. ФИО1 указывает, что он не является лицом, ответственным за осуществление контроля по проведению экспертизы промышленной безопасности. Журнал учета тормозных башмаков, инвентарные описи в местах хранения тормозных башмаков, акты об исключении из инвентаря тормозных башмаков, ежеквартальные проверки наличия и исправности тормозных башмаков проводятся в соответствии с Приложением к указанию МПС РФ -175y от 20.02.1992. Осмотр железнодорожных путей проводится согласно графику 2 раза в месяц. Дополнил, что не должен нести ответственность за очистку железнодорожных путей, т.к. приказом руководителя комбината за очистку путей назначены другие должностные лица.
Государственный инспектор отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 с жалобой не согласилась. Пояснила, что в процессе проведения проверки в отношении АО «Сегежский ЦБК» был выявлен ряд нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. Предприятию в установленном законом порядке было выдано предписание, в отношении должностного лица, ответственного за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
Изучив доводы жалобы, проверив дело, заслушав явившихся лиц, показания свидетелей Е.И.В.., С.А.П.., К.Т.Л.., Г.Д.Ю.., судья приходит к следующим выводам.
В силу требований ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
13 августа 2018 года заместителем руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее Ростехнадзор) вынесено распоряжение о проведении плановой выездной проверки в отношении Акционерного общества «Сегежский ЦБК» в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
По результатам проведенной проверки, в соответствии с требованиями ст.16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ, в соответствии с п.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 Акционерному обществу «Сегежский ЦБК» выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
15 октября 2018 года в отношении начальника железнодорожного цеха Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» ФИО1 государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ч. 1 ст.9.1 КоАП РФ.
Согласно вынесенному постановлению ФИО1, исполняя организационно-распорядительные функции ответственного за техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, правильность и надежность закрепления вагонов, выдачу тормозных башмаков для закрепления, хранение, клеймение и сохранность тормозных башмаков АО «Сегежский ЦБК», на участке транспортирования опасных веществ допустил эксплуатацию опасного производственного объекта с нарушением требований промышленной безопасности, а именно:
в нарушение пунктов 1,4,5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 6 ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, продление сроков безопасной эксплуатации локомотивов, осуществляющих транспортировку опасных веществ проведено не в соответствии с федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Заключение экспертизы не внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности;
в нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.7.11 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, пункта 1 Приложения к указанию МПС РФ -175y от 20.02.1992 "Порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков» учет тормозных башмаков осуществляется в журналах, не соответствующих установленной форме (ф. ПУ-80а);
в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.7.11 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, пункта 3 Приложения к указанию МПС РФ № С175y от 20.02.1992 «Порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков» в местах нахождения тормозных башмаков отсутствуют инвентарные описи и информация о должности работника, ответственного за их сохранность;
в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.7.11 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, пункта 9 Приложения к указанию МПС РФ № C-175y от 20.02.1992 «Порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков» не представлен акт об исключении из инвентаря тормозных башмаков, выведенных из эксплуатации (в количестве 35 шт.) с пометкой об уничтожении клейма;
в нарушение п.2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.7.11 ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96, Приложению к указанию МПС РФ №С-175у от 20.02.1992 «Порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков» не проводятся (не представлены сведения) ежеквартальные проверки наличия и исправности тормозных башмаков и соответствия их инвентарным описям;
в нарушение п.2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.2.8 АН-132Р от 31.03.2003 Технические требования и кормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта не актуализирован график осмотра железнодорожных путей необщего пользования;
в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.2.6 АН 132Р от 31.03.2003 Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта осмотр путей осуществляется с нарушением графика осмотра, в книге учета осмотра ж/д путей ПУ-28 последняя запись от 19.07.2018.;
в нарушение п.2 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.2.6 АН 132Р от 31.03.2003 Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта допущено захламление (мусор, щепа, бревна) железнодорожного пути в районе эстакады слива серной кислоты (тупик № 34).
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ст. 3 указанного Закона).
Согласно п.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Приказом № №... от ХХ.ХХ.ХХ. года директора по персоналу ОАО «Сегежский ЦБК» ФИО1 назначен на должность начальника железнодорожного цеха Дирекции по транспорту ОАО «Сегежский ЦБК».
Согласно п.6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям): до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем и т.д.
Инспектором отдела промышленной безопасности управления Ростехнадзора при проведении проверки установлено, что в связи с истечением срока эксплуатации локомотива, принадлежащего АО «Сегежский ЦБК», не проведена экспертиза промышленной безопасности.
Данный факт не оспаривался ФИО1 Доводы ФИО1 о том, что он не является ответственным за осуществление контроля по проведению экспертизы промышленной безопасности суд находит несостоятельными, т.к. в соответствии с должностной инструкцией начальник железнодорожного цеха обеспечивает требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами, соблюдает порядок и условия применения технических средств на опасных производственных объектах (п.п. 2.29.1, 2.29.6 должностной инструкции).
В соответствии с пунктом 1 Приложения к указанию МПС РФ № С-175y от 20.02.1992 "Порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков» учет тормозных башмаков, получаемых предприятиями (структурными единицами, подразделениями) железнодорожного транспорта со складов (баз) материально – технического обеспечения, из ремонта и выдаваемых для пользования, производится в Книге инструмента строго учета ф. ПУ-80а, которая ведется в месте постоянного хранения тормозных башмаков (кладовой) лицами, уполномоченными руководителями для выполнения этой работы.
Показаниями допрошенных свидетелей Е.И.В.., С.А.П.. подтверждено, что при проведении проверки инспектору Ростехнадзора была предоставлена Книга инструмента строго учета ф. ПУ-80а, которая соответствует установленной форме, замечаний при проведении проверки по факту ведения и заполнения книги не было.
Таким образом, должностным лицом, осуществляющим проверку, должным образом факт нарушения п.1 Приложения к указанию МПС РФ № С-175y от 20.02.1992 не зафиксирован, опровергается пояснениями допрошенных свидетелей. Указание на данное нарушение подлежит исключению из постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно п.3 Порядка учета маркировки, выдачи и хранения тормозных башмаков, являющегося Приложением к указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у, в дежурных помещениях постов, пунктов, маневровых районов, на локомотивах и других подвижных единицах, где используются тормозные башмаки, вывешиваются инвентарные описи, в которых указываются количество и порядковые номера, закрепленных за ними тормозных башмаков, ответственных за их сохранность.
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля Е.И.В.. следует, что в период проведения проверки государственным инспектором Ростехнадзора он исполнял обязанности ФИО1 в связи с нахождением последнего в командировке. При проведении проверки мест хранения тормозных башмаков инспектором не было указано нарушений, т.к. тормозные башмаки хранились в установленном месте, в местах хранения имелись инвентарные описи и информация о должности работника, ответственного за их сохранность. При проведении проверки инспектор видела наличие таких сведений, однако при составлении протокола об административном правонарушении указала на их отсутствие. Инвентарные описи и информация об ответственном лице были сфотографированы и представлены ФИО1 при рассмотрении административного дела.
Таким образом, должностным лицом, осуществляющим проверку, должным образом факт нарушений п.3 Порядка учета маркировки, выдачи и хранения тормозных башмаков, не зафиксирован. Данный факт опровергается показаниями допрошенного свидетеля и подлежит исключению из постановления о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 9 Приложения к указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у предусмотрено, что пришедшие в негодность в процессе работы тормозные башмаки должны быть изъяты из эксплуатации и исключены из инвентаря. Об изъятии неисправных тормозных башмаков в Книге инструмента строгого учета ф. ПУ-80а делается запись, в которой указывается количество и номера тормозных башмаков, дата поступления их в кладовую и место использования, а в графе «Примечание» делается отметка «неисправен». Об исключении тормозных башмаков из инвентаря составляется акт, в котором указывается их количество и маркировка. Акт подписывается руководителем предприятия, лицом, уполномоченным для выполнения работы по учету, маркировке, выдаче и хранению тормозных башмаков и другим материально ответственным лицом.
Из показаний допрошенных свидетелей Е.И.В.., К.Т.Л.. следует, что при выведении из эксплуатации тормозных башмаков всегда составляет акт об исключении. При проведении проверки государственного инспектора Ростехнадзора о наличии таких актов проинформировали, однако, инспектор сказала, что эти акты будет смотреть позже, однако по результатам проведенной проверки указала как нарушение – отсутствие актов. Таким образом, указание на нарушение ФИО1 пункта 9 Приложения к указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у в части отсутствия акта об исключении из инвентаря тормозных башмаков, выведенных из эксплуатации, подлежит исключению из постановления о привлечении к административной ответственности.
Пунктом 12 Приложения к указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у определено, что руководители предприятий обязаны периодически, не реже одного раза в квартал, проводить проверки наличия и исправности тормозных башмаков, соответствие их маркировки (клейм) инвентарным описям, правильность учета, выдачи и хранения и принимать меры по устранению обнаруженных недостатков.
Из показаний допрошенного свидетеля Е.И.В. следует, что в железнодорожном цехе ежеквартально проводятся проверки наличия и исправности тормозных башмаков. На момент проверки он не помнит предоставлялись ли такие акты инспектору. Доводы ФИО1 о том, что указанные выше акты были предоставлены инспектору в момент рассмотрения административного материала не исключает состава административного правонарушения.
Пунктом 4.2.8. Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта, утвержденных Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 31 марта 2003 г. N АН-132-Р, определено, что планирование работ по содержанию пути на промышленных предприятиях, имеющих штатных работников путевого хозяйства, осуществляется в следующем порядке: дорожный мастер один раз в месяц совместно с бригадиром пути проводит сплошную натурную проверку и осмотр железнодорожного пути и сооружений на каждом рабочем отделении, записывает обнаруженные неисправности, выявляет причины их появления и составляет по данным проверки график работ, подлежащих выполнению путевой бригадой. В первые дни бригада выполняет неотложные работы по устранению выявленных неисправностей, а в следующие дни - работы по предупреждению их появления. Номенклатура, объемы и очередность предупредительных работ на каждом участке определяются по фактическому состоянию пути. Работы по устранению неисправностей пути, выявленных внезапно и угрожающих безопасному движению поездов, выполняются без промедления.
Согласно пункту 4.2.6. Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта результаты осмотров и проверок пути и сооружений записываются в книги и журналы установленных форм.
ФИО1 в судебном заседании не оспаривается тот факт, что на момент проверки не был актуализирован график осмотра железнодорожных путей необщего пользования, что на момент проверки сотрудником предприятия инспектору Ростехнадзора была предоставлена ни та книга учета осмотра железнодорожных путей. Доводы о том, что исправленный график и книга были предоставлены инспектору в момент рассмотрения административного материала также не исключает состава административного правонарушения и не освобождает от административной ответственности за данный вид нарушения.
Пунктом 4.2 Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта определена организация содержания пути. Так в зависимости от времени года работы по содержанию пути делятся на летние, осенние, зимние и весенние. В осенний период должны быть выполнены работы по подготовке пути и искусственных сооружений к зиме: уборка с путей и стрелочных переводов на станциях и перегонах оставшихся материалов верхнего строения и посторонних предметов, которые могут мешать работе снегоочистителей и снегоуборочных машин в зимний период.
При проведении проверки установлено, что в районе эстакады слива серной кислоты (тупик № 34) допущено захламление мусором, щепой, бревнами.
Приказом № 33 от 01 февраля 2018 года управляющего директора по производству бумаги АО «Сегежский ЦБК» ответственным за техническое состояние железнодорожного пути, стрелочных переводов, железнодорожных переездов и технологических проездов и их очистку назначен начальник ЖДЦ ФИО1
Приказом № 252 от 01 июня 2018 года управляющего директора по производству бумаги АО «Сегежский ЦБК» за начальником ЛПП закреплены железнодорожные тупики, в частности тупик № 34, а также ответственность по очистке тупиков от отходов производства, мусора, снега.
Таким образом, нарушение пункта 4.2 Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта не может быть вменено ФИО1
При таких обстоятельствах, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит изменению, из него надлежит исключить выводы о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения по фактам нарушения п.3 Порядка учета маркировки, выдачи и хранения тормозных башмаков, являющегося Приложением к Указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у - отсутствие инвентарных описей и информации о должности работника, ответственного за сохранность тормозных башмаков; исключить указание на нарушение п.1 Приложения к Указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у в части несоответствия журнала формы ПУ-80а установленной форме; исключить указание на нарушение Пункта 9 Приложения к Указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у в части отсутствия акта об исключении из инвентаря тормозных башмаков, выведенных из эксплуатации; исключить указание на нарушение пункта 4.2 Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта в части допущенного захламления железнодорожных путей.
В остальной части постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 15 октября 2018 года является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 15 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Исключить из постановления указание на нарушение ФИО1 п.3 Порядка учета маркировки, выдачи и хранения тормозных башмаков, являющегося Приложением к Указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у в части отсутствия инвентарных описей и информации о должности работника, ответственного за сохранность тормозных башмаков; исключить нарушение п.1 Приложения к Указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у в части несоответствия журнала формы ПУ-80а установленной форме; исключить указание на нарушение Пункта 9 Приложения к Указанию МПС от 20 февраля 1992 г. № С-175у в части отсутствия акта об исключении из инвентаря томозных башмаков, выведенных из эксплуатации; исключить указание на нарушение пункта 4.2 Технических требований и норм содержания железнодорожных путей промышленного транспорта в части допущенного захламления железнодорожных путей.
В остальной части постановление государственного инспектора отдела промышленной безопасности по Республики Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора от 15 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в сношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Н.А. Ткачук