ДЕЛО №12-2/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2019 года г. Северо-Курильск
Судья Северо-Курильского районного суда Сахалинской области Кондратьев Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Попова М.С. на постановление по делу об административном правонарушении от 25 октября 2018 года, вынесенное заместителем председателя – начальником контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В., которым должностное лицо Попов М.С. привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 25 октября 2018 года, вынесенным заместителем председателя – начальником контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В., должностное лицо Попов М.С. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
На данное постановление, не вступившее в законную силу, Поповым М.С. принесена жалоба, в которой последний ставит вопрос об отмене указанного постановления по следующим основаниям:
- имеются основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, отсутствием вины. Просит постановление отменить.
О дате и времени слушании дела Попов М.С. извещен надлежащим образом, при этом ходатайств об отложении рассмотрения дела на иной срок Попов М.С. не заявлял, причин уважительности своей неявки не представил. Суд находит возможным рассмотреть жалобу Попова М.С. без его присутствия, учитывая, что имеются данные о его надлежащем извещении.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.
Так, из материалов дела об административном правонарушении и обжалуемого постановления следует, что ООО «Северо-Курильский морской порт», являясь субъектом естественных монополий, взимало плату за предоставление причалов в морском терминале Северо-Курильск по тарифам не утвержденным для ООО «Северо-Курильский морской порт» в установленном законом порядке.
Указанное подтверждается доказательствами, собранными по делу, а именно:
- договором №18 от 11 мая 2018 года, заключенным между ООО «Северо-Курильский морской порт» и ООО «СК МАК», по условиям которого ООО «Северо-Курильский морской порт» предоставляет услуги по обслуживанию судов, владельцев и/или представителем которых является ООО «СК МАК», во время стоянки у причала морского терминала Северо-Курильск морского порта Невельск; предоставлению территории причалов для временного складирования (технологического накопления) грузов; предоставлению причала для проведения погрузочно- разгрузочных работ силами и средствами Заказчика;
- приложением № 1 к договору №18 от 11 мая 2018 года установлены Единичные расценки оказания услуг за предоставление причальной стенки причала для стоянки судна без проведения ПРР; предоставления причальной стенки причала для длительной стоянки судов, кроме промысловых и маломерных судов, без проведения ПРР; предоставление причальной стенки причала для стоянки маломерных судов у причала, без проведения ПРР; предоставление причалов для осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
- ООО «СК МАК» предоставило счета, выставленные ООО «СК МП» на оплату за предоставление причальной стенки причала для стоянки судна без ПРР: №46 от 21 мая 2018 года; №53 от 28 мая 2018 года; №56 от 28 мая 2018 года; №61 от 30 мая 2018 года; №62 от 30 мая 2018 года;
- договором №38 от 25 июня 2018 года, заключенным между ИП Воскобойниковым К.Ю. и ООО «СК МП» о возмездном оказании услуг и счетом на оплату указанных услуг №117 от 29 июня 2018 года;
- договором №33 от 17 апреля 2018 года между ООО «Спиро» и ООО «СК МП»;
- счетами №119 от 30 июня 2018 года и №244 от 31 июля 2018 года, выставленными в адрес ООО «Сахморфлот».
В указанных действиях должностного лица – генерального директора ООО «Северо-Курильский морской порт» Попова М.С. должностное лицо административного органа усмотрело административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее - Положение), определяет: цели и методы государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - тарифы); основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; правила государственного регулирования тарифов (пункт 1 Положения).
Пунктом 3 Положения установлено, что Государственное регулирование тарифов осуществляется в следующих целях: создание условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития транспортных терминалов, портов, аэропортов и инфраструктуры внутренних водных путей на основе обеспечения баланса интересов субъектов регулирования и потребителей их услуг, а также для развития конкуренции на рынке транспортных услуг и снижения транспортных издержек; обеспечение доступности услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; повышение качества оказываемых услуг.
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в том числе относятся услуги по предоставлению причалов (п.7 Перечня).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, и не оспаривается заявителем, общество взимало плату за предоставление причалов в морском терминале Северо-Курильск, притом, что для общества такие тарифы не установлены в установленном законом порядке.В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий частью 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ отнесены услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261- ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 названного федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены услуги по предоставлению причалов.
Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий».
В соответствии с пунктом 6 Положения, государственному регулированию подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, установление тарифов за оказываемые услуги, в данном случае за предоставление причалов, находится в ведении уполномоченных органов и хозяйствующий субъект не вправе устанавливать тарифы на предоставление причала и взимать неустановленную плату за оказанные услуги.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО «СК МП» осуществляет на территории морского терминала Северо- Курильска услуги по предоставлению причалов, относящиеся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.
Факт оказания услуг по предоставлению причалов, как следует из жалобы, генеральный директор ООО «СК МП» Попов М.С. не оспаривает.
Довод генерального директора ООО «СК МП» Попова М.С. о том, что отсутствие в рассматриваемый период утвержденных тарифов на является прямым следствием действия или бездействия заявителя, а поэтому состав административного правонарушения не формируется, так как вины заявителя в осуществлении деятельности без утвержденных тарифов нет, суд находит несостоятельным, поскольку указанное не свидетельствует об отсутствии у общества статуса субъекта естественный монополии с учетом осуществляемых им услуг и необходимостью утверждения таких услуг в установленном законом порядке.
Совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что ООО «СК МП» является хозяйствующим субъектом в географических границах рынка, на котором оно осуществляет указанные услуги, в связи с чем, у него отсутствовали полномочия на самостоятельное установление тарифов по предоставлению причалов, относящиеся к сфере деятельности субъекта естественной монополии.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд соглашается с выводами заместителя председателя – начальником контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В. о наличии в действиях генерального директора ООО «СК МП» Попова М.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, поскольку именно генеральный директор осуществляет управленческую и хозяйственно-распорядительную деятельность в отношении возглавляемого им Общества, генеральный директор обязан обеспечивать соблюдение требований действующего законодательства возглавляемого им Общества, а, следовательно, Попов М.С. мог и должен был осознавать возможность наступления вредных последствий в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей.
Следовательно, вывод заместителя председателя – начальника КПУ РЭК Сахалинской области А.В. Водневой о привлечении генерального директора ООО «СК МП» Попова М.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является правомерным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
При назначении наказания, должностное лицо – заместитель председателя – начальника КПУ РЭК Сахалинской области А.В. Воднева учла наличие всех обстоятельств по делу, в том числе отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность генерального директора ООО «СК МП» Попова М.С и назначил наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения судом при рассмотрении указанного дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что оснований для удовлетворения жалобы генерального директора ООО «СК МП» Попова М.С. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление об административном правонарушении от 25 октября 2018 года, вынесенное заместителем председателя – начальником контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Водневой А.В., которым должностное лицо - генеральный директор ООО «Северо-Курильский морской порт» Попов М.С. привлечен к административной ответственности по части 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Северо-Курильский морской порт» Попова М.С. без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Северо-Курильский районный суд Сахалинской области в течении 10 суток с момента получения либо вручения настоящего решения.
Судья
Северо-Курильского районного суда Д.М. Кондратьев