ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/20 от 31.01.2020 Ягоднинского районного суда (Магаданская область)

Дело № 12-2/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

поселок Ягодное 31 января 2020 года

Судья Ягоднинского районного суда Магаданской области Мочалкина А.П.,

с участием старшего помощника прокурора Ягоднинского района Магаданской области Попсуева Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Ягодное в помещении Ягоднинского районного суда протест прокурора Ягоднинского района Магаданской области на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 17 января 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л А:

в Ягоднинский районный суд поступил протест прокурора Ягоднинского района Магаданской области на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 17 января 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» ФИО1.

В обосновании протеста прокурор указал, что при вынесении обжалуемого постановления мировым судьей необоснованно сделан вывод об отсутствии события совершенного должностным лицом – директором ООО «Теплоэнергия» ФИО1 административного правонарушения и о прекращении производства по делу.

Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области», полагает, что для квалификации действий директора ООО «Теплоэнергия» ФИО1 по статье 19.7 КоАП РФ как непредставление информации о созданных на предприятии рабочих мест для трудоустройства инвалидов, не имеет значения среднесписочная численность работников на предприятии, поскольку должностному лицу вменяется сам факт непредставления указанной информации, независимо от количества его работников.

Считает, что, поскольку директор ООО «Теплоэнергия» ФИО1 в установленный законом срок до 05 ноября 2019 не предоставило в МОГКУ «Ягоднинский центр занятости населения» обязательные сведения о наличии квотированных мест для трудоустройства инвалидов за октябрь 2019 года, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.

В судебное заседание должностное лицо – директор ООО «Теплоэнергия» ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения протеста прокурора был уведомлен заблаговременно и надлежащим образом, уважительных причин неявки в суд не сообщил, об отложении рассмотрения протеста не ходатайствовал.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть протест прокурора в отсутствие неявившегося должностного лица.

В судебном заседании прокурор доводы протеста поддержал в полном объеме.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, рассмотрев доводы протеста прокурора, прихожу к следующему.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 декабря 2019 года, вынесенного прокурором Ягоднинского района Магаданской области, следует, что должностным лицом – директором ООО «Теплоэнергия» ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 КоАП РФ.

Как усматривается из вышеуказанного постановления, директор ООО «Теплоэнергия» ФИО1 в нарушение требований статьи 24 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и пункта 2 Постановления Правительства Магаданской области от 18 декабря 2014 года № 1076-пп «Об утверждении формы представления работодателями информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов» в срок до 05 ноября 2019 года не предоставило в МОГКУ «Ягоднинский центр занятости населения» сведения о созданных и выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.

Из положений статьи 24.1 КоАП РФ следует, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные обстоятельства устанавливаются на основании представленных в материалы дела об административном правонарушении доказательств, к числу которых в силу статьи 26.2 КоАП РФ относится, в том числе, и постановление о возбуждении прокурором дела об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в данном постановлении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в постановлении прокурора указываются, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Исходя из приведенных положений КоАП РФ, постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, организацию, уполномоченную в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 2 статьи 6.31, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, статьей 8.32.1, частью 1 статьи 8.49, частью 5 статьи 14.5, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, частью 1 статьи 14.46.2, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.7.13, 19.7.14, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса.

Статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в действующей редакции (далее Закон) предусмотрено, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Пунктом 3 абзаца 2 статьи 24 названного Закона предусмотрена обязанность работодателя предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Права органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов в части содействия их трудоустройству поименованы в статье 5 Закона, в соответствии с пунктом 7 которой они имеют право содействия трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.

Пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в действующей редакции установлена обязанность работодателя ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Обязанность работодателя по установлении квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов установлена также и в статье 1 Закона Магаданской области от 28 декабря 2004 года № 518-ОЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов, проживающих в Магаданской области» в действующей редакции (далее Закон Магаданской области), в соответствии с которой работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников (часть 1)

Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников (часть 2).

Количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется работодателем самостоятельно в соответствии с установленным размером квоты. При установлении квоты применяются правила математического округления дробных значений до целых чисел (часть 3).

Порядок и форма предоставления информации о выделенных рабочих местах для инвалидов установлены Постановлением Правительства Магаданской области от 18 декабря 2014 года № 1076-пп «Об утверждении формы представления работодателями информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов» (далее Постановление) в соответствии с пунктом 2 которого предоставление работодателями информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, осуществляется ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в государственные учреждения службы занятости населения Магаданской области по месту осуществления деятельности работодателя.

Как следует их материалов дела об административном правонарушении и Устава ООО «Теплоэнергия», последнее осуществляет свою деятельность в Ягоднинском районе Магаданской области.

Директором ООО «Теплоэнергия» является ФИО1, что подтверждается копией протокола общего собрания единственного учредителя ООО «Теплоэнергия» от 31 июля 2018 года и копией приказа № 5 от 31 июля 2018 года.

Материалами дела подтверждается, что среднесписочная численность работников филиала ООО «Теплоэнергия» «Ягоднинский», без учета рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, составляет 88 единиц.

Приказом директора филиала ООО «Теплоэнергия» «Ягоднинский» от 27 января 2017 года в данном филиале установлено 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов.

По информации Магаданского областного государственного казенного учреждения «Ягоднинский социальный центр занятости населения» Министерства труда и социальной политики Магаданской области ООО «Теплоэнергия» сведения о квотировании рабочих мест за октябрь 2019 года по состоянию на 22 ноября 2019 года не представлены.

Факт непредставления в вышеуказанное учреждение сведений о созданных и выделенных рабочих местах для инвалидов в филиале ООО «Теплоэнергия» «Ягоднинский» за октябрь 2019 года не отрицает в объяснении и директор ООО «Теплоэнергия» ФИО1, объяснивший непредставление информации отпуском работника отдела кадров.

Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Теплоэнергия» ФИО1 в связи с отсутствием события административного правонарушения мировой судья исходила из того, что у данного должностного лица не имелось обязанности предоставления в службу занятости населения в Ягоднинском районе информации о квотированных рабочих местах для трудоустройства инвалидов за октябрь 2019 года, поскольку среднесписочная численность работников Общества составляет менее 100 человек, а директору ООО «Теплоэнергия» ФИО1 в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не вменялось нарушения положений пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и части 2 статьи 1 Закона Магаданской области.

Однако с вынесенным по делу постановлением согласиться нельзя в силу следующего.

Как следует из материалов дела, ООО «Теплоэнергия» осуществляет свою деятельность на территории Ягоднинского района Магаданской области и имеет среднесписочную численность работников более 35 единиц.

При таком положении, в силу вышеприведенных норм законодательства ООО «Теплоэнергия» обязано не только создавать и выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе, и филиале «Ягоднинский», но и своевременно ежемесячно в установленный срок предоставлять данную информацию в службу занятости населения Ягоднинского района.

Данная обязанность ООО «Теплоэнергия» установлена статьей 24 Закона и пунктом 2 Постановления.

При этом положения указанных Закона и Постановления не связывают обязанность предоставления такой информации со среднесписочной численности работников предприятия, а напротив, устанавливают единую форму предоставления информации и порядок её предоставления вне зависимости от числа работников.

Вопреки выводам мирового судьи директору ООО «Теплоэнергия» ФИО1 не вменялось нарушение каких-либо положений статьи 21 вышеназванного Закона, положений статьи 1 Закона Магаданской области, в части невыполнения или ненадлежащего выполнения условий квотирования рабочих мест на предприятии.

Отсутствие в постановлении прокурора ссылки на пункт 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» не может служит основанием для вывода об отсутствии события совершенного административного правонарушения, поскольку условия, порядок и сроки предоставления информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, установлены, кроме данного закона, еще и пунктом 2 вышеуказанного Постановления, а также статьей 24 Закона.

Иных оснований, предусмотренных статей 19.7 КоАП РФ, исключающих административную ответственность директора ООО «Теплоэнергия» ФИО1 по данной статье КоАП РФ, при рассмотрении протеста не установлено.

Следовательно, при рассмотрении материала об административном правонарушении в отношении директора ООО «Теплоэнергия» ФИО1 мировым судьей неверно определены значимые по делу обстоятельства, в результате чего мировой судья пришел к ошибочному выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Приведенные выше нарушения, допущенные мировым судьей, являются существенными, в связи с чем, постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 17 января 2020 года подлежит отмене, а настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье.

Руководствуясь статьей 30. 6 пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л А:

протест прокурора Ягоднинского района Магаданской области на постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 17 января 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергия» ФИО1, удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области от 17 января 2020 года отменить.

Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 11 Ягоднинского судебного района Магаданской области

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд либо в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в статьях 25.1-25.5, части 5 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.П. Мочалкина