ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2017 от 05.05.2017 Советского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

По жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Г.Рязань 05 мая 2017 года

Судья Советского районного суда г.Рязани Никишина Н.В.

при секретаре Лёниной К.А.

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

защитника Заварыкиной М.В., допущенной по устному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России от 9 декабря 2015 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № от 9 декабря 2015 года, вынесенным заместителем начальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, ФИО1, как должностное лицо заказчика - Академии ФСИН России, был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32 КоАП РФ, выразившегося в нарушении сроков заключения контракта или уклонения от заключения контракта, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб.

В жалобе ФИО1 просит постановление отменить, а производство по делу прекратить, мотивируя тем, что ФАС не рассмотрел возможность признания правонарушения малозначительным, не учел его роль и комплекс совершенных им действий, а также степень его вины в совершении инкриминируемого деяния.

В судебном заседании ФИО1 и его защитник Заварыкина М.В. доводы жалобы поддержали и просили ее удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление, ФИО1 и его защитника Заварыкиной М.В, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.7.32 КоАП РФ нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что Академией ФСИН России, расположенной по адресу: <...>, как заказчиком, была осуществлена закупка путем проведения запроса котировок на право заключения государственного контракта на поставку специй<...>.

Ответственным должностным лицом заказчика на заключение контракта по проведенному запросу котировок являлся старший инспектор службы продовольственного снабжения отдела тылового обеспечения ФИО1 (приказ от 23 сентября 2014 года № «О прохождении службы личным составом»; приказ от 20 мая 2015 года № 268 «О внесении изменений в приказ Академии ФСИН России от 19 декабря 2013 года № 659 «Об утверждении состава Контрактной службы Академии ФСИН России», Положение о контрактной службе Академии ФСИН России, утв. Приказом ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказания» от 19 декабря 2013 года № 657 «Об утверждении локальных актов»; должностная инструкция старшего инспектора службы продовольственного снабжения отдела тылового обеспечения от 18 сентября 2014 года; листок согласования).

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок № от 22 июня 2015 года, на основании ч. 9 ст. 78 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», запрос котировок был признан несостоявшимся, так как единой комиссией Заказчика по результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в запросе котировок, соответствующей всем требованиям, указанным в извещении, была признана только заявка ООО «Современные пищевые технологии».

На основании п. 2 ч.1 ст. 78, п.25 ч.1 ст. 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчиком было принято решение о заключении с ООО «Современные пищевые технологии» контракта на поставку специй.

13 июля 2015 года ООО «Современные пищевые технологии» перечислило денежные средства, предназначенные для обеспечения исполнения контракта по указанным в извещении о проведении запроса котировок платежным реквизитам, которые в тот же день поступили на счет заказчика <...>.

Однако, 16 июля 2015 года Академией ФСИН России направлено обращение в ФАС о признании ООО «Современные пищевые технологии» уклонившимся от заключении контракта на поставку специй и включении его в реестр недобросовестных поставщиков, со ссылкой на не заключение контракта на поставку специй по причине не предоставления ООО «Современные пищевые технологии» заказчику в установленный Законом о контрактной системе срок, обеспечения исполнения контракта.

Во исполнение предписания ФАС Академия ФСИН России только 19.08.2015 г. заключила контракт с ООО «Современные пищевые технологии».

Согласно п. 14 ст. 78 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок, заключается контракт с победителем запроса котировок или с иным участником запроса котировок, в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 73 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в извещении о проведении запроса котировок должен быть указан срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, а также условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта.

В случае несоблюдения этого срока для подписания контракта победитель запроса котировок может быть признан уклонившимся от заключения контракта (ч. 11 ст. 78 этого Закона).

При этом, ч. 13 ст. 78 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прямо предусмотрено, что контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и не позднее чем через двадцать дней с даты подписания указанного протокола.

По смыслу данных норм в их системном толковании, устанавливаемый заказчиком срок должен содержаться в указанных рамках, то есть начинаться через семь дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок и заканчиваться в пределах наступления двадцати дней с даты подписания указанного протокола.

Согласно ч. 4 ст. 96 Закона, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответственно, как разъяснено в Письме Минэкономразвития России от 6 апреля 2015 года №, при наличии в извещении о проведении запроса котировок требования заказчика об обеспечении исполнения контракта, победитель обязан внести обеспечение исполнения контракта не позднее чем через двадцать дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

В любом случае, в силу положений ст.193 ГК РФ, в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 78 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с учетом ст. 193 ГК РФ, в случае если установленный законом или извещением о запросе котировок срок, как для совершения победителем запроса котировок действий по обеспечению исполнения контракта, так и для заключения контракта, после которого победитель запроса может быть признан уклонившимся от заключения контракта, днем его окончания будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день.

В судебном заседании установлено, что извещением о проведении запросов котировок был установлен срок обеспечения исполнения контракта и предоставления подписанного контракта «не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола», который в рассматриваемом случае приходился на нерабочий день 12 июля 2015 года.

Соответственно, предоставление победителем запроса котировок - ООО «Современные пищевые технологии» в распоряжение заказчика - Академии ФСИН России обеспечения исполнения контракта 13 июля 2015 года, было совершено в пределах установленного срок и в полном соответствии с требованиями закона, а отказ заказчика от заключения контракта с ООО «Современные пищевые технологии» являлся неправомерным.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, признается административным правонарушением.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ).

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ФИО1 требований закона, а также свидетельствующих о принятии данным лицом всех зависящих от него мер по соблюдению указанных требований, как и иных обстоятельств, исключающих производство по делу, выявлено не было, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии и действиях ФИО1, как должностного лица заказчика, состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 7.32 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 в судебном заседании и в жалобе о том, что Академия ФСИН России не имеет технической возможности самостоятельно отслеживать состояние своего лицевого счета, открытого в УФК России по Рязанской области, на который поступают платежи за текущий операционный день, поскольку такую информацию Академии может получить только на следующий операционный день, основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности не является, поскольку в силу п.160 приказа Министерства Финансов Российской Федерации Федерального Казначейства от 29.12.2012 г. № 24н о порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, выписки из лицевых счетов формируются по всем видам лицевых счетов, открытых в органе Федерального казначейства, в разрезе первичных документов по операциям за соответствующий операционный день, выписки из лицевых счетов предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции и подтверждения банком проведения банковской операции (представления банковской выписки) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах; каких-либо сведений о наличии причин, препятствующих получению из соответствующего органа казначейства информации о том, поступали на лицевой счет Академии ФСИН России денежные средства от ООО «Современные пищевые технологии» в качестве обеспечения исполнения контракта в последний день срока для заключения контракта, то есть 13.07.2015 г. суду не представлено, равно как и не представлено достоверных сведений о том, что ФИО1, как должностное лицо Академии ФСИН России, предпринимал определенные действия по получению указанной информации, в том числе 13.07.2015 г., и ему было в этом отказано.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ФИО1 не были приняты все зависящие от него меры в рамках исполнения возложенных на него обязанностей.

Протокол об административном правонарушении от 24 декабря 2015 года в отношении ФИО1 был составлен в его присутствии и уполномоченным лицом.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ФИО1 был извещен, на рассмотрении явился лично.

Срок давности привлечения лица к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, соблюден.

Наказание ФИО1 назначено в полном соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом наличия обстоятельств, смягчающих его ответственность, которым признано признание им своей вины и деятельное раскаяние, иных исключительных обстоятельств, в том числе связанных с его личностью и имущественным положением, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.7.32 КоАП РФ.

Вывод административного органа об отсутствии законных оснований для его освобождения от административного наказания ввиду малозначительности допущенного нарушения является правильным.

Так, в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений вышеуказанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом, в любом случае малозначительность правонарушения может иметь место лишь при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Между тем, характер вмененного ФИО1 административного правонарушения связан с нарушением должностным лицом государственного заказчика требований закона, направленного на предотвращение злоупотреблений в сфере размещения государственных заказов, а его состав является формальным, для квалификации которого наступления общественно опасных последствий не требуется.

Остальные ссылки и доводы ФИО1 в этой части имеют значения лишь для назначения наказания и не являются критерием малозначительности, что также подтверждает правильность выводов должностного лица административного органа.

При таких обстоятельствах суд полагает, что обжалуемое постановление отмене либо изменению не подлежит, а жалоба ФИО1 должна быть оставлена без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России от 9 декабря 2015 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о привлечении ФИО1 к административной ответственности - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья