ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2017 от 14.02.2017 Петровского городского суда (Саратовская область)

Дело №12-2/2017

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 февраля 2017 года г.Петровск

Судья Петровского городского суда Саратовской области Ладченкова О.П., при секретаре Петрунько О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального казенного учреждения «Благоустройство» на постановление и.о начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного учреждения «Благоустройство»,

установил:

Постановлением и.о. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13 декабря 2016 года Муниципальное казенное учреждение (далее МКУ) «Благоустройство» привлечено к административной ответственности по ч.8 ст.9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. Основанием привлечения юридического лица к административной ответственности явилось нарушение ч.2 ст.16 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выразившееся в отсутствии обязательного энергетического обследования и энергетического паспорта МКУ «Благоустройство».

Считая указанное постановление незаконным, директор МКУ «Благоустройство» обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, в которой просит постановление отменить, а дело производством прекратить.

По мнению директора МКУ «Благоустройство» срок давности привлечения организации к административной ответственности истек, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении …» первое энергетическое обследование должно было быть произведено до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже, чем один раз каждые пять лет. При таких обстоятельствах отсутствие энергетического паспорта по состоянию на 31.12.2012 г., по мнению директора МКУ «Благоустройство», могло быть основанием для привлечения к административной ответственности в течение года после указанной даты, т.е. не позднее 31.12.2013 г.

В ходе судебного разбирательства директор МКУ «Благоустройство» поддержал доводы жалобы в полном объеме. Представитель МКУ «Благоустройство» ФИО1 также поддержала жалобу на постановление по делу об административном правонарушении от 13 декабря 2016 г., просила отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, кроме того пояснила, что учреждение было создано в сентябре 2012 г., поэтому возможности изготовить энергетический паспорт до 31.12.2012 г. не было. Поскольку закон устанавливает возможность изготовить энергетический паспорт в последующие пять лет, а пятилетний срок не истек, то в настоящее время учреждением предпринимаются все меры к проведению необходимых для этого мероприятий.

Директор МКУ«Благоустройство», кроме того, указал, что в результате проверки 30.11.2016 г. учреждению было выдано предписание об устранении выявленных проверкой недостатков. В предписании от 30.11.2016 г. № 5555/24/121 среди выявленных нарушений в п.6 указано, что не проведено обязательное энергетическое обследование, и установлен срок для устранения недостатка – до 25.06.2017 г., то есть оснований для привлечения учреждения к ответственности до выполнения предписания не имеется.

Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные материалы, судья считает необходимым постановление и.о начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13 декабря 2016 г., которым МКУ «Благоустройство» привлечено к административной ответственности по ч.8 ст.9.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., оставить без изменения, а жалобу на указанное постановление – без удовлетворения по следующим основаниям.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 261-ФЗ). В соответствии с положениями статьи указанного закона энергетическим обследованием признается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

В силу с п.1 ч.1 ст.16 Закона № 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным для организаций с участием государства или муниципального образования.

Часть 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ устанавливает обязательную организацию и проведение первого энергетического обследования в период со дня вступления в силу данного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

В соответствии с ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно материалам дела МКУ «Благоустройство» является юридическим лицом и относится к категории лиц, указанных в п.1 ч. 1 ст. 16 Закона, на которых в соответствии с ч. 2 этой же статьи возложена обязанность по организации и проведению первого энергетического обследования в срок до 31.12.2012 г.

Указанное обстоятельство не оспаривается МКУ «Благоустройство», однако заявитель полагает, что указанный в законе срок – 31.12.2012 г. – является пресекательным, освобождающим МКУ «Благоустройство» от обязательного проведения энергетического обследования вплоть до истечения следующего пятилетнего срока.

Из буквального прочтения ч.2 ст.16 Закона № 261-ФЗ следует, что пятилетний срок установлен для последующих энергетических обследований, т.е. необходимо проведение первого энергетического обследования и составление энергетического паспорта в возможно короткий срок, который был установлен законодателем – 31.12.2012 г. Таким образом, пятилетний срок установлен для последующего энергетического обследования, между тем, первое обследование и составление энергетического паспорта МКУ «Благоустройство» с момента начала своей деятельности не осуществил.

Из протокола об административном правонарушении № 27/444-2016 от 30.11.2016 г. усматривается, что с 24 ноября по 12 декабря 2016 г. на основании распоряжения № 5555/27-РП от 17.11.2016 г. проведена плановая выездная проверка муниципального казенного учреждения «Благоустройство», расположенного в г.Петровске Саратовской области, ул.Куйбышева, д.38, литер 1. В ходе проверки выявлено нарушение Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», а именно, не проведено обязательное энергетическое обследование МКУ «Благоустройство», не представлен энергетический паспорт организации.

Отсутствие на момент проверки, а также на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе на момент рассмотрения настоящего дела, энергетического паспорта и обязательного энергетического обследования учреждения не оспаривается заявителем жалобы.

Согласно представленным суду документам – постановлению администрации Петровского муниципального района Саратовской области от 22.08.2012 г. № 946 о создании МКУ «Благоустройство» и утверждении Устава учреждения - МКУ «Благоустройство» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.8 ст.9.16 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В суде бесспорно установлено, что никаких действий во исполнение Закона № 261-ФЗ о проведении энергетического обследования и изготовлении энергетического паспорта МКУ «Благоустройство» не предпринимало ни до 31.12.2012 г., ни после указанного срока вплоть до проведения проверки контролирующим органом, что и явилось основанием для привлечения МКУ «Благоустройство» к административной ответственности.

Доказательств, свидетельствующих о своевременном устранении нарушений требования законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, заявитель суду не представил.

Доводы об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности суд находит несостоятельными и надуманными, вызванными желанием избежать административной ответственности за совершенное правонарушение, поскольку закон не предусматривает освобождения юридического лица после 31.12.2012 г. от обязанности проведения первого энергетического обследования в возможно короткий срок. Суд приходит к выводу, что бездействие МКУ «Благоустройство» по устранению от выполнения требований Закона № 261-ФЗ носило длящейся характер, что повлекло обоснованное привлечение к административной ответственности по ч.8 ст.9.16 КоАП РФ.

Нарушений требований КоАП РФ при вынесении должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении в отношении МКУ «Благоустройство», влекущих его отмену, в судебном заседании не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом также не установлено. Оснований для освобождения от административной ответственности также не установлено.

Административное наказание МКУ «Благоустройство» назначено в соответствии с санкцией ч.8 ст. 9.16 КоАП РФ – административный штраф в размере 50 000 рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление и.о начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Саратовской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 13 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8 ст.9.16 КоАП РФ, в отношении Муниципального казенного учреждения «Благоустройство», и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей - оставить без изменения, жалобу директора МКУ «Благоустройство» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Петровский городской суд Саратовской области.

Судья О.П.Ладченкова