ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2017 от 19.01.2017 Карагинского районного суда (Камчатский край)

Дело № 12-2/2017

РЕШЕНИЕ

п.Оссора Карагинского района 19.01.2017 г.

Судья Карагинского районного суда Камчатского края Фоменко Е.И., рассмотрев в здании Карагинского районного суда, расположенного по адресу: <...>, с участием

- помощника прокурора Карагинского района Д.В. Галсанова,

- лица, привлечённого к административной ответственности – начальника отдела ГО и ЧС и мобилизационной работе администрации Карагинского муниципального района (далее - начальник ГО и ЧС) ФИО1,

- защитника лица, привлечённого к административной ответственности – ФИО3,

протест прокурора Карагинского района ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка № 35 Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении должностного лица

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., гражданки России, уроженки <адрес>, начальника отдела ГО и ЧС и мобилизационной работе администрации Карагинского муниципального района, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 35 Камчатского края от 15.12.2016 г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении - начальника ГО и ЧС ФИО1 - прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, прокурор Карагинского района обратился в Карагинский районный суд с протестом, в котором указал на неоспоримость факта имеющихся нарушений, доказанность правонарушения по п.п. «а, д» ч. 2 ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 №68-ФЗ, выразившегося в том, что имущество радиационной, химической и биологической защиты хранится с нарушением правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, которые регламентируют порядок накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля, утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 27.05.2003 г. № 285. Полагал, что вина должностного лица подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки от 21.10.2016 г, фототаблицей, отражающей условия хранения средств защиты и вещевого имущества по номенклатуре резерва материальных ресурсов, показаниями свидетелей, допрошенными при рассмотрении дела. Мировым судьей надлежащая оценка показаниям свидетелей и иным доказательствам не дана, что не позволило полно, всесторонне, объективно и своевременно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом, сделан ошибочный вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях должностного лица, в связи с чем просил суд постановление мирового судьи о прекращении производства по делу отменить.

При рассмотрении протеста судом помощник прокурора Карагинского района Галсанов Д.В. поддержал протест по доводам, изложенным в нем. Заявил об отсутствии претензий к начальнику ГО и ЧС ФИО1 относительно неисправности средств оповещения, в связи с нахождением ее в отпуске в момент выявления нарушения, осуществления ею деятельности по направлению заявок на финансирование пополнения резерва материальных ресурсов, обеспеченных не в полном объеме в связи с недофинансированием Администрацией Карагинского района либо несостоятельностью проведенных аукционов по закупке необходимых товаров, проведения проверок резерва, о чём изначально ставился вопрос в постановлении о возбуждении административного дела. В остальной части на доводах, изложенных в суде первой инстанции и положенных в основу постановления мирового судьи, настаивал. Пояснил, что муниципальный резерв сформирован не в полном объеме, складское помещение, где производится хранение специальных средств и муниципального резерва, и условия их хранения не отвечают предъявляемым требованиям.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности - ФИО1, против удовлетворения протеста возражала, наличие отраженных в акте проверки нарушений не отрицала, заявила о своей невиновности в совершении вменяемого ей административного правонарушения, полагала предпринимаемые ей меры по формированию и контролю за использованием муниципального резерва достаточными в рамках ее должностных обязанностей. С организациями и индивидуальными предпринимателями заключены соглашения на поставку материальных ресурсов, с ними ведется разъяснительная работа, осуществляется регулярный контроль за наполнением и обновлением хранящегося у них по номенклатуре резерва. В случае наступления ЧС в рамках заключенных соглашений организации и лица, ответственные за поставку материальных ресурсов, обязаны их предоставить по требованию Комиссии по ГО и ЧС, и только в случае наступления таких обстоятельств администрацией Карагинского муниципального района будет произведена оплата за поставленные ресурсы. С организациями - потенциальными поставщиками ресурсов в виде строительных материалов - заключены устные договоренности на поставку материалов в случае необходимости, однако письменных соглашений не имеется. Администрация Карагинского муниципального района по факту не является собственником продовольственных ресурсов, находящихся на реализации у индивидуальных предпринимателей, не располагает условиями и возможностями для закупки и хранения таких материальных ресурсов, как продукты, создания материального резерва в полном объеме. И хотя ею в программу работы по ГО и ЧС внесены все необходимые позиции, фактически при формировании бюджета денежные средства выделяются не в полном объёме, закупки производятся, исходя из определённых бюджетом сумм и состоявшихся торгов, неоднократно торги признавались несостоявшимися в связи с нежеланием потенциальных поставщиков участвовать в торгах. Так, она, как должностное лицо, не располагает полномочиями в решении указанных вопросов, следовательно, не может являться субъектом правонарушения. Помещение для хранения непродуктового резерва предоставлено администрацией района, перегородок не имеет, должным образом не приспособлено для хранения. При этом фактически, несмотря на выделявшиеся средства, администрацией так и не закуплены ни стеллажи, ни шкафы для надлежащего размещения хранимого.

Представитель начальника ГО и ЧС ФИО1 ФИО3 выразила аналогичную позицию. В представленных возражениях на протест полагала его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, постановление мирового судьи – законным и соответствующим обстоятельствам дела. Указала, что ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в протесте не содержится достаточного описания объективной стороны правонарушения, что не соответствует требованиям КоАП РФ, доказательств, подтверждающих вину ФИО1 как должностного лица, прокурором не представлено. Заключенные соглашения о предоставлении предпринимателями и организациями района медикаментов и продуктов питания в случае ЧС никем не оспаривались и сохраняют свою действительность, такая практика рекомендована Правительством Камчатского края и применяется органами местного самоуправления на территории всего края. В ходе рассмотрения дела мировым судьёй свидетели подтвердили, что готовы предоставить продукты, иные материалы в соответствии с соглашениями на случай чрезвычайных обстоятельств.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в административном производстве, проверив дело об административном правонарушении, изучив доводы, изложенные в протесте и возражениях на него, прихожу к следующим выводам.

Вина ФИО1, как должностного лица, усмотрена в том, что резерв материальных ресурсов по линии ГО и ЧС Карагинского района не укомплектован должным образом, не определён порядок хранения продовольствия, что не позволяет идентифицировать продукты как продовольствие резерва, не укомплектован запас вещевого имущества, часть определённых позиций имущества отсутствует полностью или частично – строматериалы, ГСМ, медикаменты, хранится имущество с нарушением установленного порядка.

Согласно ст. 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, обстоятельства, исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 20.6 ч. 1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Диспозиция статьи предусматривает ответственность за неисполнение: предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 11 вышеназванного закона определены полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В частности, согласно пункту "а" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, п. "д" - создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В силу ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Как определяет ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с вышеприведенными правовыми нормами федерального законодательства в сфере ГО и ЧС обязанности по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций возложены на органы местного самоуправления. Начальник ГО и ЧС, являясь должностным лицом, исполняет и обязанности по организации работы по созданию и использованию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС ( п. 3.13 должностной инструкции, л.д. 149-151).

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Положениями ст. 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.


В ходе пересмотра дела об административном правонарушении каких-либо доказательств, подтверждающих вину ФИО1 в виде действия или бездействия должностного лица, приведших к нарушениям, выявленным в ходе проверки от 21.10.2016 г., зафиксированных в акте осмотра и положенных в основу постановления о возбуждении административного производства в отношении начальника ГО и ЧС, не установлено. Материалами дела подтверждается принятие ФИО1 мер в рамках своих должностных полномочий в части организации работы по формированию и использованию муниципального резерва материальных ресурсов. Неисполнение поданных заявок (разработанных программ) в полном объеме по обстоятельствам, от нее не зависящим (невыделение бюджетных средств представительным органом местного самоуправления; иных условий, препятствующих приобретению материальных ресурсов в муниципальный резерв муниципальным заказчиком - Администрацией Карагинского муниципального района в полном объеме), не может ставиться ей в вину и не влечет привлечение ее к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ. Отношения с поставщиками продовольствия урегулированы пролонгирующимися соглашениями о принятии ими обязательств по поставке конкретных позиций продовольствия и других товаров с оплатой по факту использования в чрезвычайных ситуациях. Пополнение и освежение позиций выполняется, но затруднено сезонностью поставок в короткий срок навигации, фактически собственниками товаров для резерва являются предприниматели.

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными мировым судьёй документами, показаниями опрошенных свидетелей, пояснениями ФИО1

Какие иные, установленные законодательством обязанности начальника ГО и ЧС по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не выполнены, в постановлении прокурора не указано, не выявлено и мировым судьёй.

В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении усмотрена вина ФИО1 и в нарушении норм и правил по предупреждению аварий и катастроф. Однако конкретные требования норм и правил, которые не были исполнены, что является непременным условием установления вины по бланкетным составам правонарушений, в постановлении не отражены, что исключает возможность признания вины ФИО1 и в этой части.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей по делу не допущено.

При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи о прекращении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 по п.2 ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ вынесено законно и обосновано, на основании всесторонней и объективной оценки обстоятельств дела, и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

протест прокурора Карагинского района М.В. Максимчука на постановление мирового судьи судебного участка № 35 Камчатского края от 15.12.2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ в отношении должностного лица начальника отдела ГО и ЧС и мобилизационной работе администрации Карагинского муниципального района ФИО1, оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи от 15.12ю2016 г. – без изменения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в 10-дневный срок с момента вручения или получения его копии.

Судья