ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2017 от 27.01.2017 Бейского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-2/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е

с. Бея Бейского района Республики Хакасия 27 января 2017 года

Судья Бейского районного суда Республики Хакасия Сорогина О.Ю.,

при секретаре Борисовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ- 194 - 254 - 16 от 21.10.2016 года по делу об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ- 194 - 254 - 16 от 21.10.2016 г. исполнительный директор ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, исполнительный директор ФИО1 обратился в суд с жалобой, мотивируя ее тем, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований законодательства РФ и подлежит отмене. ООО «Восточно-Бейский разрез» на основании лицензий на пользование недрами осуществляет добычу каменного угля открытым способом на участках Чалпан, Чалпан-2 и Чалпан-3 Бейского каменноугольного месторождения, расположенного на территории Бейского района Республики Хакасия. В процессе своей производственной деятельности ООО «Восточно-Бейский разрез» производит откачку карьерных вод в очистные сооружения. Очистные сооружения карьерных вод построены в соответствии с проектной документацией ООО «Восточно-Бейский разрез», на очистные сооружения карьерных вод имеется положительное заключение экологической экспертизы. В соответствии с проектной документацией вода в карьере скапливается в зумпфе и оттуда насосами перекачивается в очистные сооружения. Очистные сооружения состоят из пруда-накопителя, в котором происходит механическая очистка (отстаивание) карьерных вод, перепускного колодца, через который частично осветленная вода попадает в биоокислительные каналы, и сами биоокислительные каналы, где идет биологическая очистка карьерных вод активным илом. Из биоокислительных каналов вода через второй перепускной колодец попадает в песчано-гравийный фильтр (инфильтрационный бассейн). Из инфильтрационного бассейна очищенная вода фильтруется в аллювиальный водоносный горизонт. Инфильтрационный бассейн расположен на глубине до 5 метров, водоносный горизонт, приуроченный к аллювиальным отложениям, в пределах расчетной зоны воздействия является первым водоносным горизонтом от поверхности земли и не используется для централизованного водоснабжения. В соответствии с вышеуказанным техническим проектом какая-либо закачка сточных вод в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт не предусмотрена и не производится. Росприроднадзор при проведении проверки квалифицировал фильтрацию очищенных карьерных вод из инфильтрационного бассейна в водоносный горизонт, приуроченный к аллювиальным отложениям, как пользование недрами, для осуществления которого необходимо получение лицензии на пользование недрами. Заявитель считает, что сточные воды, к которым относятся дренажные воды, включая очищенные карьерные воды, не являются отходами производства и потребления, следовательно, их фильтрация в водоносные горизонты не требует получения права пользования недрами для целей размещения отходов производства и потребления. Просит отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ- 194 - 254 - 16 от 21.10.2016 г. о привлечении исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 рублей.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 действующий по доверенности, доводы жалобы поддерживает в полном объеме, дополнительно пояснил, что в качестве пользования недрами Росприроднадзором по РХ в оспариваемом постановлении указано, что фактически происходит размещение сточных вод после очистки в аллювиально – пролювиальный водоносный горизонт. Материалами дела не подтверждается, что заявитель осуществляет размещение сточных вод в аллювиально – пролювиальный водоносный горизонт. Считает, что для привлечения заявителя к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ Росприродназзором по РХ должно быть доказано, что ООО «Восточно – Бейский разрез» при эксплуатации очистных сооружений осуществляет деятельность по размещению сточных вод, которая должна относиться к одному или нескольким из вышеуказанных видов пользования недрами. Закон РФ «О недрах» под видами пользования недрами не содержат упоминания о размещении сточных вод. Поскольку ООО «Восточно-Бейский разрез» осуществляет добычу каменного угля п. 3 ст. 6 Закона РФ «О недрах» к Заявителю не относится. В ответ на обращение Заявителя от 07.11.2016 г. по вопросу необходимости получения лицензии на пользование недрами при эксплуатации вододренажного сооружения Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 14.12.2016 г. сообщило, что действующим законодательством необходимость получения лицензии на пользование недрами при эксплуатации вододренажного сооружения, глубина которого не превышает 5 метров, не установлена. Также Минприроды России отметило, что существующая проектная документация ООО «Восточно-Бейский разрез» предусматривает карьерный водоотлив, о чем было отмечено ранее Заявителем. Таким образом, ООО «Восточно-Бейский разрез» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений карьерных вод в рамках проектных решений, принятых и согласованных в порядке, установленном законодательством РФ и в действиях исполнительного директора ООО «Восточно-Бейский разрез» отсутствуют событие и состав правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ. Просит суд Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия от 21.10.2016 г. № АВЗНТ-194-254-16 о привлечении исполнительного директора ООО «Восточно - Бейский разрез» к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб. отменить и производство по административному делу прекратить.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия, в судебное заседания не явился, о дате и времени извещено надлежащим образом.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Проверив материалы дела, выслушав доводы представителя заявителя, судья установил, что жалоба подана заявителем в установленный законом процессуальный срок, с даты получения 02.11.2016 года оспариваемого постановления, жалоба направлена апеллянтом путем почтового отправления от 11.11.2016 года в Бейский районный суд.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер, регулируются в частности Федеральным законом от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".

В силу статьи 11 Федерального закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» одним из требований по рациональному использованию и охране недр определяет соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из Постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ- 194 - 254 - 16 от 21.10.2016 г. следует, что местом совершения правонарушения установлено: Республика Хакасия, Бейский район, площадка очистных сооружений карьерного водоотлива ООО «Восточно – Бейский район» в 10 км от п.Кирба. Время совершения правонарушения 24.08.2016 г., 05.09.2016 г.

Производственные объекты ООО «Восточно-Бейский разрез» расположены на трех отдельных самостоятельно функционирующих промышленных площадках.

Площадка № 1 - базовая промплощадка разреза, расположена в 3 км на северо-запад от разреза и в 1,5 км на северо-запад от погрузочно-складского комплекса, площадка № 2 - административно-бытовой комплекс, расположенный в пос. Кирба. в 10 км от разреза.

Площадка № 3 - основное производство: участок открытых горных работ (карьер) и погрузочно-складской комплекс (ПСК). расположен в 10 км от пос. Кирба. на участке ведутся вскрышные работы и добыча угля из карьера, дробление и рассортировка угля по сортам на ПСК. промежуточного его хранения, отгрузка угля потребителям.

Все технологические операции в ООО «Восточно-Бейский разрез» организованы для целей добычи угля открытым способом, его переработки на дробильно-сортировочном комплексе и отправки потребителям.

Образующиеся промышленные (карьерные) сточные воды образуются в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с добычей каменного угля в результате осушения угольного разреза. Часть промышленных (карьерных) сточных вод используется предприятием на пылеподавление отвалов и полив, внутрикарьерных дорог в летнее время, остальная часть промышленных (карьерных) сточных вод поступает на очистные сооружения карьерных вод, где производится их очистка с последующим сбросом в песчано - ­гравийный фильтр (инфильтрационный бассейн), откуда воды фильтруется в аллювиально­ - пролювиальные отложения аллювиально-пролювиального водоносного горизонта.

Очистные сооружения, расположены в Бейском районе, в 8 км к северо-востоку от с. Кирба и 2 км к юго-западу от действующего карьера. Введены в эксплуатацию в 2007 году (Акт обследования гидротехнических сооружений очистных сооружений карьерных вод ООО «Восточно-Бейский разрез» от 21.08.2007. Акт №2 от 04.09.2007 Рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию завершенного строительства). Построены очистные сооружения в соответствии с проектной документацией «Корректировка проекта (ТЭО) строительства разреза ООО «Восточно- Бейский разрез», имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы 01 22.09.2004 года, утвержденное приказом №185 от 27.09.2004 года.

Эксплуатируются очистные сооружения с целью откачки промышленных (карьерных) вод из зумпфа насосами и подачу воды по напорным водоводам с расходом 50 \Г час (438000 м’ год) с последующим снижением концентрации загрязнения.

Снижения концентрации загрязнения в соответствии с вышеуказанными проектными решениями запланировано осуществить: для взвешенных веществ путем отстаивания: неконсервативных загрязнений (азот аммонийный, нитраты, нефтепродукты, БПК, ионы Fe ) окислением с искусственной и естественной аэрацией, фильтрацией от продуктов окисления; ионов жесткости частичной деминерализацией за счет нарушения углекислотного равновесия, частичное снижение солесодержания за счет биологических процессов при жизнедеятельности микро-и макрофитона, хлоридов и сульфатов - разбавлением в расчетном створе (на границе влияния) подземными водами аллювиального водоносного горизонта.

В соответствии с технологической схемой очистных сооружений (приведенной в вышеуказанной проектной документации на строительство очистных сооружений) и состав очистных сооружений входят: пруд накопитель, биоокислительный канат; песчано-гравийный фильтр.

В соответствии с заключением государственной экспертизы от 24.01.2016 площадка очистных сооружений размещена на границе аллювиальных отложений, в водоносный горизонт которых производится сброс очищенных карьерных вод. Промышленные (карьерные) сточные воды с помощью системы гидротранспорта карьерных вод. в состав которой входят: водоотливная насосная станция, установленная на борту зумпфа- водосборника оборудованная насосами (2 шт: 1 рабочий, 1 резервный) и трубопровода промышленных (карьерных) вод (водовода), представленного двумя нитками стальных труб диаметром 159 мм. поступают в пруд накопитель карьерных вод. Из пруда-накопителя промышленных (карьерных) вод, вода через колодец, оборудованный зубчатым водосливом аэратором, поступают в биоокислительный канал, далее из которого вода поступает на доочистку в песчано-гравийный фильтр. Очищенные карьерные воды через дно инфильтрационного бассейна отводятся путем естественной фильтрации в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт из условий разбавления подземными водами.

Песчано-гравийный фильтр (инфильтрационный бассейн) предназначен для инфильтрации и доочистки осветленных карьерных вод. Из песчанно – гравийного фильтра вода фильтруется в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт, то есть фактически происходит размещение сточных вод после очистки в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт.

В соответствии с отчетами по форме 3.1 представленными ООО «Восточно-Бейский разрез» в Территориальный отдел водных ресурсов по Республике Хакасия, объем вод отведенных из водонакопительного ЗУМФа на очистные сооружения предприятия составил: за 2014 год 1905.73 тыс.м. за 2015 год 2774.26 тыс.м3. в текущем 2016 год - 628,164 тыс.м3.

Факт поступления (сброса) очищенных карьерных вод в водоносный горизонт подтверждается, также данными мониторинга подземных и сточных вод и результатами анализа проб отобранных в наблюдательных скважинах № 1-Н и 2-Н в ходе проводимой проверки.

Из данных лабораторных исследований проб сточной воды поступающей в песчано - гравийный фильтр, проб подземной воды наблюдательных и фоновой скважин, отобранных в ходе надзорных мероприятий при проведении плановой проверки следует, что загрязняющие вещества из песчано-гравийного фильтра распространяются в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт на расстояние вплоть до границ наблюдательных скважин № 1-Н (расположена в зоне влияния сброса сточных вод в водоносный горизонт) и № 2-Н (наблюдательная).

В соответствии с экспертными заключениями № 3г от 05.09.2016 и от 24.08.2016 в пробах природной подземной воды наблюдательных скважин № 1- Н и № 2-Н установлено превышение содержания загрязняющих веществ по отношению к фоновой пробе скважины № 3-Н.

Характер распределения загрязнения свидетельствует о поступлении загрязняющих веществ из песчано-гравийного фильтра в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт, приводящем, в силу не эффективной работы очистных сооружений, к загрязнению подземного водоносного горизонта такими загрязняющими веществами как нитраты, нитриты сульфаты, хлориды и фенолы.

В ходе проверки было установлено, что ООО «Восточно - Бейский разрез» лицензии на право пользования недрами с целью сброса сточных вод в аллювиально-пролювиальный водоносный горизонт не имеет. Данный факт является нарушением требований ст.11, п.1 ст.23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах».

Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" утверждено Положение о порядке лицензирования пользования недрами, которое определяет порядок предоставления лицензий на право пользования недрами для проведения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, образования особо охраняемых объектов. Названное Положение действует и в настоящее время, что следует и из части 2 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ), согласно которой изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, по вопросам, которые согласно части первой данного Кодекса могут регулироваться только федеральными законами.

Пунктом 19 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 г предусмотрено, что все действующие горнодобывающие и иные предприятия, пользующиеся недрами, в том числе имеющие горный отвод или получившие право на пользование недрами в ином порядке (в том числе артели старателей, работающие в горных отводах государственных предприятий), должны в месячный срок со дня введения в действие настоящего Положения подать заявку с целью подтверждения своего права на пользование недрами путем получения лицензии.

Так, письмом Комитета РФ по геологии и использованию недр от 5 ноября 1992 г. N ВЩ-61/2714 были введены Рекомендации о порядке лицензирования пользования недрами в части использования подземных вод, захоронения вредных веществ, отходов, сброса сточных вод в недра и использования недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Этим документом специально уточнялись дополнительные требования лицензирования пользования недрами для добычи подземных вод и указывалось на то, что такое лицензирование протекает исключительно в рамках законодательства о недрах.

К действующим предприятиям, лицензирование которых осуществляется в соответствии с п. 19 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" по разделу "Подземные воды, захоронение вредных веществ и отходов и сброса сточных вод" относятся все предприятия, независимо от формы собственности, а также физические лица, независимо от национальности и гражданства, приступившие к пользованию недрами до утверждения указанного Положения и осуществляющие пользование недрами для следующих целей: извлечение подземных вод из недр при проведении других видов деятельности, не связанных с добычей подземных вод для их последующего использования: при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа; при строительном и эксплуатационном водопонижении, защите территории от подтопления, вертикальном дренаже мелиорируемых территорий; при отборе загрязненных подземных вод с целью ликвидации очагов их загрязнения; подземное захоронение твердых и жидких отходов и вредных веществ в зону аэрации (в т.ч. эксплуатация хвостохранилищ, прудов - отстойников и т.д.), в глубокозалегающие пласты, в полости в недрах (пещеры, шахты, штольни и т.д.); сброс различных сточных вод через поглощающие скважины (в т.ч. минеральных, промышленных, теплоэнергетических вод после их использования, а также дренажных вод, извлеченных при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа и других видах недропользования);

На каждый вид пользования недрами может выдаваться либо самостоятельная лицензия, либо комплексная лицензия на несколько видов недропользования, если эти виды пространственно совмещены и осуществляются одним предприятием (добыча пресных подземных вод для водоснабжения и их искусственное пополнение, добыча промышленных и теплоэнергетических вод и их закачка в недра после их использования для поддержания пластового давления или защиты окружающей среды и т.д.).

Лицензия на извлечение подземных вод при разработке месторождений твердых полезных ископаемых, нефти и газа, а также при осуществлении других видов недропользования, не связанных с добычей полезного ископаемого, может быть составной частью лицензии на разработку основного полезного ископаемого или на проведение другого вида недропользования. В тех случаях, когда извлекаемые воды могут быть использованы для водоснабжения, извлечения ценных компонентов, бальнеотерапевтического применения, т.е. они являются попутными полезными ископаемыми, в лицензии оговариваются условия их использования. Если действующее предприятие не может осуществить использование этих вод, они должны рассматриваться как самостоятельный объект лицензирования.

На каждый участок недр, находящийся в пользовании действующими предприятиями, выдается самостоятельная лицензия, допускается выдача одной лицензии на эксплуатацию недр децентрализованными водозаборными сооружениями (одиночными скважинами), расположенными на территории одного предприятия и находящимися на его балансе.

Обязательной частью лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и захоронения вредных веществ и отходов являются требования, сформулированные в пункте 14.2 "Положения", в частности, в лицензии должны быть установлены: максимальные величина и режим отбора подземных вод с учетом заявленной потребности и утвержденных (апробированных) эксплуатационных запасов подземных вод; величина и режим отбора при разработке месторождений полезных ископаемых и других видах недропользования; величина закачки вод в недра и подача воды в инфильтрационные сооружения; объемы захороняемых вредных веществ и отходов, расходы сточных вод; допустимое качество эксплуатируемых подземных вод, а также захороняемых веществ и отходов, предельно допустимый сброс вредных веществ со сточными водами в недра; допустимое понижение (повышение) уровня подземных вод при эксплуатации; максимально допустимое изменение уровня на других участках недр в связи с их использованием в пределах лицензируемого участка; требование к схеме размещения и конструкциям водозаборных, закачных, поглощающих, дренажных сооружений (в т.ч. к их оборудованию для замеров добычи и уровней); мероприятия, проведенные для компенсации негативного воздействия водоотбора и захоронения сточных вод на условия водопользования, экологические условия и эксплуатацию инженерных сооружений; допустимое уменьшение поверхностного стока и снижение уровня первого от поверхности водоносного горизонта; размеры поясов зоны (округа) санитарной охраны и санитарно - защитных зон. Состав и срок проведения необходимых мероприятий в пределах горного отвода, условия проведения мониторинга подземных вод в пределах горного отвода (требования к размещению наблюдательных пунктов, их конструкции, способам учета отбираемых и закачиваемых вод, способам наблюдений за уровнем и качеством вод, состав и форма документации наблюдений, состав, форма и сроки передачи информации в систему государственного мониторинга подземных вод); необходимость переоценки запасов подземных вод в связи с истечением расчетного срока, изменениями условий эксплуатации и т.п.

В соответствии с п. 9.3 Устава Общества с ограниченной ответственностью «Восточно- Бейский разрез» утвержденного Решением внеочередного собрания участников Общества (Протокол от 28.11.2012г.) руководство текущей деятельностью Общества осуществляется Исполнительным директором. В соответствии с пп. 1 п. 9.3 настоящего Устава исполнительный директор имеет полномочия давать обязательные указания для всех работников Общества.

В соответствии с Приказом от 17.12.2013 ООО «Восточно-Бейский разрез» на должность исполнительного директора в аппарат при руководстве принят ФИО1.

Таким образом, в действии (бездействии) Исполнительного директора ООО «Восточно- Бейский разрез» ФИО1 выразившимся в допущении сброса сточных вод в аллювиально- пролювиальный водоносный горизонт в отсутствии лицензии на право пользования недрами с целью сброса сточных вод в подземный водоносный горизонт образуют состав административного правонарушения ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ Пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

Судом установлено, что 29 сентября 2016 года на основании приказов, была проведена выездная проверка в отношении ООО «Восточно – Бейский разрез», проверка выявила нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области охраны и рационального использования недр. Выявлены несоответствия сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, что подтверждается актом проверки

Согласно лицензии на право пользования недрами ООО «Восточно – Бейский разрез» целевое назначение – добыча каменного угля открытым способом на участке Чалпан – Бейского каменноугольного месторождения.

Установлено, что Комитет по управлению имуществом администрации Бейского района предоставил в аренду ООО «Восточно – Бейский разрез» земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио вещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 19:06:090403:7, площадью 76346 кв.м., расположенный по адресу: РХ, Бейский район, в 2,3 км южнее от пересечения автодороги Белый Яр – Бея – Аскиз с автодороги к угольному разрезу «Восточно - Бейский» для размещения очистных сооружений, в границах указанных в кадастровом паспорте участка.

Суд принимает во внимание, что была проведена экспертиза по материалам проектной документации «ООО Восточно – Бейский разрез» временный карьерный водоотлив, очистные сооружения карьерных вод. Эксперты пришли к выводам, что представленные материалы по объему и содержанию в основном соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ и нормативным документам по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, имеются необходимые согласования и заключения государственных органов надзора и контроля и заинтересованных служб. По результатам рассмотрения материалов проектной документации ООО «Восточный – Бейский разрез» временный карьерный водоотлив. Очистные сооружения карьерных вод, экспертная комиссия считает допустимым предусмотренный в материалах уровень воздействия на окружающую среду. Реализация проектных решений возможна, выводы подтверждаются заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

Обжалуемое постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 10.10.2016 г., из протокола следует, что протокол составлен в отношении исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1, с нарушениями указанными в протоколе представитель лица, в отношении которого ведется административное правонарушение ФИО2 не согласен. Правонарушения отражены в акте проверки от 29.09.2016 г. № АВЗНТ – 194.

Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2), полученным из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ООО «Восточно – Бейский» является добыча антрацита открытым способом (05.10.11).

В соответствии с Уставом, утвержденным Решением внеочередного Общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Восточно – Бейский разрез», общество вправе осуществлять любые, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации виды деятельности, в том числе: добычу, переработку, обогащение и реализацию угля; производство, строительно – монтажные и ремонтные работы (в том числе, горно – капитальные работы, общестроительные, пуско – наладочные и монтажные работы, осуществляемые хозяйственным и подрядным способами); выполнение работ по ремонту и благоустройству; проектно – конструкторские работы.

Из материалов административного дела следует, что отделом лабораторного анализа и технических измерений по Республика Хакасия неоднократно проводились анализы природной воды, что подтверждается протоколами анализа от 24.08.2016 г., 05.09.2016 г.. По результатам анализа проб от 24.08.2016 г. природной воды (подземной воды), отобранных на территории ООО «Восточно – Бейский разрез», установлено, что по отношению к фоновой пробе № 107г – пр в пробе № 106г – пр превышают значения по содержанию азота нитратов в 21 раз, азота нитратов в 1,8 раза, сульфат – иона в 6 раз, хлорид – иона в 9,7 раз. Также заключением от 05.09.2016 г. по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний установлено, что объектом контроля являются промышленные выбросы/ атмосферный воздух/почта/ отходы/сточные воды/ природные воды. Лабораторные исследования установили превышение концентраций загрязняющих веществ, по отношению к соответствующей фоновой пробе.

К общим требованиям по охране недр в процессе пользования недрами следует отнести нормы пунктов 1, 7 - 10 статьи 23 Закона РФ "О недрах", предусматривающие соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", недра - это компонент природной среды, то есть природный ресурс, использование которого является по своей сути природопользованием.

В силу п. 5 ст. 2 названного закона, отношения, возникающие в области использования природных ресурсов, в том числе недр, регулируются законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Из положений Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, независимо от их разведанности и изученности, ценности или малозначительности, использования, являются государственной собственностью.

Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, определены порядок проведения указанного контроля, осуществляющие этот контроль органы, их права, обязанности и порядок работы.

В качестве объекта рассматриваемого состава административного правонарушения предусмотрены правоотношения, связанные с реализацией при недропользовании права государственной собственности на недра, которые могут быть переданы в пользование предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан на основании лицензий, выданных в соответствии со ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.

Исходя из установленного законодательством ограниченного доступа к использованию недр объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена действиями путем пользования недрами без наличия соответствующей лицензии либо пользования недрами с нарушением установленных лицензией требований.

Таким образом, выявленные нарушения в действиях должностного лица были квалифицированы административным органом по статьи ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе отражено, что должностному лицу разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст.28.2КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Судья, считает, что нарушений процедуры привлечения исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 к административной ответственности, влекущих отмену постановления не установлено, действиям должностного лица дана правильная юридическая квалификация по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.

Выводы административного органа о совершении должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ в обжалуемом постановлении мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела.

Как установлено судьей в отношении юридического лица ООО « Восточно- Бейский разрез» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ., вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 2.1. КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия правомерно пришло к выводу о том, что исполнительный директор ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 нарушил требования пользования недрами, ООО «Восточно – Бейский разрез» не имеет лицензии на право пользования недрами с целью сброса сточных сод в аллювиально – пролювиальный водоносный горизонт, при этом судья учитывает, что административным органом должностному лицу вменяется множество нарушений и все указанные нарушения создают угрозу причинения вреда окружающей среде.

Из вышеизложенного следует, что рассмотрение дела Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия было проведено в полном соответствии с требованиями КоАП РФ. Юридически значимые обстоятельства установлены, все доказательства оценены в совокупности, нарушений норм процессуального права при производстве по делу не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции статьи.

Каких – либо существенных нарушений процессуальных норм КоАП РФ, повлиявших на исход дела, которые влекут отмену принятого по делу постановления, не допущено.

При таких обстоятельствах, основания для отмены постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ- 194 - 254 - 16 от 21.10.2016 года по делу об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 – 30.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования( Росприроднадзора) по Республике Хакасия № АВЗНТ- 194 - 254 - 16 от 21.10.2016 года по делу об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 предусмотренного ч.1 ст.7.3 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу исполнительного директора ООО «Восточно – Бейский разрез» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: О.Ю.Сорогина