Судья Баторова Т.В.
дело № 12-2/2018
поступило 21.11.2017г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
22 января 2018 г. г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Зарбаевой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия на постановление Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 октября 2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Тимлюйский цементный завод»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 октября 2017г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ООО «Тимлюйский цементный завод» - за отсутствием состава административного правонарушения.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия обратился с жалобой на указанное постановление, просит его отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, указав на совершение обществом административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Бурятия ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя ООО «Тимлюйский цементный завод» ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, суд приходит к выводу, что постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежит: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее – Закон о лицензирвоании) лицензированию подлежит медицинская деятельность. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ч.2).
Порядок лицензирования определяется указанным Законом, а также положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В частности, постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. №291 утверждено Положение "О лицензировании медицинской деятельности» (далее – Положение о лицнезировании).
Названным Положением утверждены перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, порядок получения лицензий.
Как видно из материалов дела, у «Тимлюйский цементный завод» имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности №<...>, выданная 19.04.2012г., из приложения к которой следует, что Общество вправе оказывать доврачебную медицинскую помощь по медицинским осмотрам (предрейсовым, полслерейсовым), лечебному делу.
В ходе проведенной Территориальным органом Росздравнадзора по РБ проверки соблюдения ООО «Тимлюйский цементный завод» лицензионных требований было установлено, что юридическим лицом осуществляется медицинская деятельность, не предусмотренная лицензией: предсменные и послесменные медицинские осмотры, вакцинация.
Прекращая производство по делу, судья исходил из того, что ООО «Тимлюйский цементный завод» осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией, которой предусмотрено право на проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых); безлицензионная деятельность по вакцинации данным юридическим лицом не осуществляется.
Однако указанный вывод суда основан на недостаточно исследованных обстоятельствах, является преждевременным.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании в том числе первичной медико-санитарной, при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указан в приложении к указанному положению, в частности, в качестве самостоятельных видов медицинской деятельности, требующих получения лицензии, указаны работы (услуги) по вакцинации (проведению профилактических прививок), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).
При этом законодатель разграничивает понятия предрейсовых (послерейсовых) и предсменных (послесменных) медицинских осмотров.
Так, п.2 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ №835н от 15.12.2014г. предусматривает, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).
Необходиомость проведения обязательных предрейсовых (послерейсовых) медицинских осмотров установлена ч.3 ст.23 Федерального закона от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в течение всего времени работы в отношении водителей транспортных средств.
В п.8 Порядка о проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров указано, что такие осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя (далее - медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым,послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменны).
Таким образом, из изложенных правовых норм следует, что указанные виды медицинских осмотров отличаются кругом лиц, в отношении которых установлена обязанность по прохождению обязательных медицинских осмотров.
Между тем, как следует из утвержденного 20.05.2013г. на предприятии Положения о порядке прохождения медицинских осмотров перед началом смены и после ее окончания, обязательные медосмотры перед началом рабочей смены и после ее окончания проводятся в отношении работников ряда цехов предприятия, занимающих различные должности и водителей всех категорий, в том числе на предмет установления признаков алкогольного и наркотического опьянения.
Между тем, лицензия на проведение предсменных и послесменных медицинских осмотров у ООО «Тимлюйский цементный завод» отсутствует. Суд изложенным обстоятельствам оценку не дал.
Не был в полном объеме судом исследован судом и вопрос о факте проведения ООО «Тимлюйский цементный завод» вакцинации при отсутствии соответствующей лицензии.
Так, судом в качестве доказательства отсутствия факта нарушения была принята справка в отношении Ш.., из которой следовало, что вакцинация против клещевого энцефалита была проведена в Каменской участковой больнице, а не фельдшером здравпункта ООО «Тимлюйский цементный завод».
Однако как следует из протокола об административном правонарушении и имеющейся в материалах дела копии книги учета процедур здравпункта ООО «Тимлюйский цементный завод», помимо Ш. имеются и иные лица, которым была проведена вакцинация против клещевого энцефалита. Судом вопрос о том, была ли проведена вакцинация ООО «Тимлюйский цементный завод» или в ином месте, не исследовался.
Изложенное свидетельствует о том, что вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения и прекращении производства по делу сделан судом без выяснения всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
В силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку установленный ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек, постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7. КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Кабанского районного суда Республики Бурятия от 13 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении ООО «Тимлюйский цементный завод» отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Т.Б. Казанцева