ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2018 от 27.02.2018 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г.п. Угольные Копи 27 февраля 2018 года

Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Куцкий К.Г.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Анадырского районного суда Чукотского автономного округа (<...>) 27 февраля 2018 года жалобу на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб», ОГРН , ИНН , место нахождения: Чукотский автономный округ, <...>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб» в лице представителя по доверенности – ФИО2 обратилось в суд с жалобой на не вступившее в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года вынесенное в отношении ГУП ЧАО «Чукотснаб» за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ. Заявитель полагает, что указанным постановлением ГУП ЧАО «Чукотснаб» необоснованно привлечено к административной ответственности за размещение и эксплуатацию автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей по 25 куб.м расположенных в сельском поселении Усть-Белая Анадырского района в пределах водоохраной зоны реки Анадырь. В обоснование доводов жалобы указывает, что в постановлении необоснованно утверждается о нарушении ГУП ЧАО «Чукотснаб» п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ, поскольку в силу требований п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ. При этом дата ввода в эксплуатацию 2-х емкостей по 25 куб.м – 26.03.2003 года, автозаправочной станции КАЗС-10 – 18.12.2007 года. Таким образом ГУП ЧАО «Чукотснаб» считает, что размещение и эксплуатация автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей по 25 куб.м в пределах водоохраной зоны реки Анадырь не противоречит действующему законодательству в области охраны окружающей среды. Помимо этого 04.06.2012 года ГУП ЧАО «Чукотснаб» получено согласование отдела государственного контроля, надзора, охраны водных ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу на размещение в водоохраной зоне склада нефтебазы участка «Усть-Белая» при условии соблюдения всех природоохранных мероприятий направленных на снижение негативного воздействия на водные биологические ресурсы. ГУП ЧАО «Чукотснаб» просит суд отменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года.

Также заявитель полагает, что в случае признания судом указанного постановления законным и обоснованным подлежит назначению наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела установленного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ для юридических лиц.

В судебное заседание ГУП ЧАО «Чукотснаб» своего представителя не направило. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное ходатайство ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 27.02.2018 года о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.

В судебное заседание старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное ходатайство ФИО1 о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года следует, что по результатам проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу составлен акт от 28.12.2016 года № 034/2016, которым установлено, что на территории сельского поселения Усть - Белая Анадырского муниципального района на правом берегу реки Анадырь на расстоянии 7-10 метров от береговой линии находится объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция). Ширина водоохранной зоны реки Анадырь составляет 200 метров (в соответствии с Проектом схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Чукотского автономного округа №24(С-12-07) от 27.11.2012 года. и информационного письма, представленного отделом водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления от 28.12.2016г. №01-15/2002), следовательно, объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция) находится в водоохраной зоне реки Анадырь. На территории АЗС находится 3 емкости с колонками: 1 емкость 10 куб.м, под бензин марки Б-80 и 2 емкости по 25 куб.м, (одна под дизельное топливо, другая под бензин марки Б-92). Емкости не оборудованы дыхательными клапанами для улавливания вредных испарений, обваловка отсутствует, при аварийном разливе ГСМ нефтепродукты неизбежно попадут в реку Анадырь - водоем высшей категории рыбохозяйственного значения. График работы АЗС два дня в неделю вторник, пятница с 10-00 до 13-00 часов, в остальное время АЗС находится без охраны. Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района на основании договора аренды от 30.11.2016 года №371 находящегося в государственной собственности земельного участка ГУП ЧАО «Чукотснаб» представлен в аренду земельный участок с кадастровым по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, сельское поселение Усть-Белая, категория земель - земли населенных пунктов, разрешённое использование - под объект придорожного сервиса, площадью 285 кв.м. Нормативно-правовые документы на АЗС, расположенную на территории участка «Усть-Белая», у ГУП ЧАО «Чукотснаб» отсутствуют. В нарушение п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ ГУП ЧАО «Чукотснаб» осуществляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. Указанное нарушение послужило основанием привлечения ГУП ЧАО «Чукотснаб» к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. Данное правонарушение является длящимся и выявлено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды 06.12.2016 года (т.2 л.д. 105 – 122).

Статьей 65 ВК РФ определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно п.3 ч.4 ст.65 ВК РФ ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек и ручьев протяженностью от 50 км и более – в размере 200 метров.

В соответствии с положениями ч.13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

Согласно письму Отдела водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 02.02.2018 года № 66 протяженность реки Анадырь составляет 1150 км. В связи с этим, для реки на всем её протяжении в границах муниципальных образований установлена водоохранная зона 200 метров. Прибрежная защитная полоса установлена шириной 30, 40, 50 метров в зависимости от уклона берега. Ширина водоохраной зоны реки Анадырь в границах сельского поселения Усть-Белая Анадырского района составляет 200 м.

Как следует из представленных материалов (т.2 л.д. 116, т.3 л.д. 114), ГУП ЧАО «Чукотснаб» осуществляет эксплуатацию автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м, расположенных в сельском поселении Усть-Белая Анадырского района на расстоянии 7-10 метров от правой береговой линии реки Анадырь, то есть в пределах двухсотметровой водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Анадырь. Указанный факт не оспаривается заявителем ГУП ЧАО «Чукотснаб» (нахождение автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м пределах водоохраной зоны реки Анадырь в том числе прямо подтверждено содержанием жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (т.1 л.д. 3)).

В соответствии с положениями п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и ВК РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что юридическое лицо ГУП ЧАО «Чукотснаб» осуществляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, в связи с чем в его действиях усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.

В обоснование своей жалобы ГУП ЧАО «Чукотснаб» ссылается на п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ», согласно которому допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ.

В исследованных судом материалах дела отсутствуют разрешение на ввод в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию в отношении автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м расположенной на территории участка «Усть-Белая».

Согласно письменным объяснениям ГУП ЧАО «Чукотснаб» (т.2 л.д. 57-60, т.3 л.д. 48) КАЗС-10 и 2 емкости для хранения топлива по 25 куб.м представляют собой технологическую систему характеризующуюся надземным расположением резервуаров, в связи с чем они не являются объектом недвижимого имущества, и поэтому на него не требуется разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию.

Данную ссылку суд полагает несостоятельной, поскольку п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» неприменим для регулирования вопросов размещения в водоохраной зоне мобильных (движимых) АЗС, приведение порядка эксплуатации которых в соответствие требованиям п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ не представляет для владельцев особых затруднений. Положения п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» изначально ориентированы на обеспечение защиты интересов владельцев стационарных АЗС, прочно связанных с землей технологических комплексов, снос которых и строительство вне пределов водоохраной зоны предполагают значительные затраты, длительный перерыв технологических процессов и т.п. Иное толкование данной нормы необходимо повлекло бы за собой возможность бесконтрольного размещения и эксплуатации мобильной (движимой) АЗС в пределах водоохраной зоны любого водного объекта РФ в любой период времени (в том числе и будущий), любым хозяйствующим субъектом, владеющим указанной мобильной АЗС с постановкой на баланс до 21.10.2013 года, что со всей очевидностью противоречит целям и задачам природоохранного законодательства, а также закрепленному в ст.3 ВК РФ принципу приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

Оценивая доводы заявителя о необходимости снижения суммы административного штрафа назначенного постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу №02-001/2017 от 11.01.2017 года ниже низшего предела установленного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ суд приходит к следующему.

Согласно п.3.2. ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Заявитель не назвал суду обстоятельств совершения административного правонарушения носящих исключительный характер, своего сложного имущественного и финансового положения и не представил доказательств их существования.

Согласно ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

С учетом отсутствия смягчающих и отягчающих наказание ГУП ЧАО «Чукотснаб» обстоятельств назначенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей признается судом соразмерным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ГУП ЧАО «Чукотснаб» и отмены либо изменения постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.

Судья К.Г. Куцкий