РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г.п. Угольные Копи 27 февраля 2018 года
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Куцкий К.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Анадырского районного суда Чукотского автономного округа (<...>) 27 февраля 2018 года жалобу на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб», ОГРН №, ИНН №, место нахождения: Чукотский автономный округ, <...>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное унитарное предприятие Чукотского автономного округа «Чукотснаб» в лице представителя по доверенности – ФИО2 обратилось в суд с жалобой на не вступившее в законную силу постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года вынесенное в отношении ГУП ЧАО «Чукотснаб» за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ. Заявитель полагает, что указанным постановлением ГУП ЧАО «Чукотснаб» необоснованно привлечено к административной ответственности за размещение и эксплуатацию автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей по 25 куб.м расположенных в сельском поселении Усть-Белая Анадырского района в пределах водоохраной зоны реки Анадырь. В обоснование доводов жалобы указывает, что в постановлении необоснованно утверждается о нарушении ГУП ЧАО «Чукотснаб» п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ, поскольку в силу требований п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ. При этом дата ввода в эксплуатацию 2-х емкостей по 25 куб.м – 26.03.2003 года, автозаправочной станции КАЗС-10 – 18.12.2007 года. Таким образом ГУП ЧАО «Чукотснаб» считает, что размещение и эксплуатация автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей по 25 куб.м в пределах водоохраной зоны реки Анадырь не противоречит действующему законодательству в области охраны окружающей среды. Помимо этого 04.06.2012 года ГУП ЧАО «Чукотснаб» получено согласование отдела государственного контроля, надзора, охраны водных ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому автономному округу на размещение в водоохраной зоне склада нефтебазы участка «Усть-Белая» при условии соблюдения всех природоохранных мероприятий направленных на снижение негативного воздействия на водные биологические ресурсы. ГУП ЧАО «Чукотснаб» просит суд отменить постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года.
Также заявитель полагает, что в случае признания судом указанного постановления законным и обоснованным подлежит назначению наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела установленного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ для юридических лиц.
В судебное заседание ГУП ЧАО «Чукотснаб» своего представителя не направило. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное ходатайство ГУП ЧАО «Чукотснаб» от 27.02.2018 года о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В судебное заседание старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 не явился. О времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется письменное ходатайство ФИО1 о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из содержания постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО1 о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года следует, что по результатам проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу составлен акт от 28.12.2016 года № 034/2016, которым установлено, что на территории сельского поселения Усть - Белая Анадырского муниципального района на правом берегу реки Анадырь на расстоянии 7-10 метров от береговой линии находится объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция). Ширина водоохранной зоны реки Анадырь составляет 200 метров (в соответствии с Проектом схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек Чукотского автономного округа №24(С-12-07) от 27.11.2012 года. и информационного письма, представленного отделом водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления от 28.12.2016г. №01-15/2002), следовательно, объект ГУП ЧАО «Чукотснаб» (автозаправочная станция) находится в водоохраной зоне реки Анадырь. На территории АЗС находится 3 емкости с колонками: 1 емкость 10 куб.м, под бензин марки Б-80 и 2 емкости по 25 куб.м, (одна под дизельное топливо, другая под бензин марки Б-92). Емкости не оборудованы дыхательными клапанами для улавливания вредных испарений, обваловка отсутствует, при аварийном разливе ГСМ нефтепродукты неизбежно попадут в реку Анадырь - водоем высшей категории рыбохозяйственного значения. График работы АЗС два дня в неделю вторник, пятница с 10-00 до 13-00 часов, в остальное время АЗС находится без охраны. Управлением финансов, экономики и имущественных отношений Администрации Анадырского муниципального района на основании договора аренды от 30.11.2016 года №371 находящегося в государственной собственности земельного участка ГУП ЧАО «Чукотснаб» представлен в аренду земельный участок с кадастровым № по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский муниципальный район, сельское поселение Усть-Белая, категория земель - земли населенных пунктов, разрешённое использование - под объект придорожного сервиса, площадью 285 кв.м. Нормативно-правовые документы на АЗС, расположенную на территории участка «Усть-Белая», у ГУП ЧАО «Чукотснаб» отсутствуют. В нарушение п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ ГУП ЧАО «Чукотснаб» осуществляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности. Указанное нарушение послужило основанием привлечения ГУП ЧАО «Чукотснаб» к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. Данное правонарушение является длящимся и выявлено государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды 06.12.2016 года (т.2 л.д. 105 – 122).
Статьей 65 ВК РФ определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п.3 ч.4 ст.65 ВК РФ ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек и ручьев протяженностью от 50 км и более – в размере 200 метров.
В соответствии с положениями ч.13 ст.65 ВК РФ ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.
Согласно письму Отдела водных ресурсов по Чукотскому автономному округу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 02.02.2018 года № 66 протяженность реки Анадырь составляет 1150 км. В связи с этим, для реки на всем её протяжении в границах муниципальных образований установлена водоохранная зона 200 метров. Прибрежная защитная полоса установлена шириной 30, 40, 50 метров в зависимости от уклона берега. Ширина водоохраной зоны реки Анадырь в границах сельского поселения Усть-Белая Анадырского района составляет 200 м.
Как следует из представленных материалов (т.2 л.д. 116, т.3 л.д. 114), ГУП ЧАО «Чукотснаб» осуществляет эксплуатацию автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м, расположенных в сельском поселении Усть-Белая Анадырского района на расстоянии 7-10 метров от правой береговой линии реки Анадырь, то есть в пределах двухсотметровой водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Анадырь. Указанный факт не оспаривается заявителем ГУП ЧАО «Чукотснаб» (нахождение автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м пределах водоохраной зоны реки Анадырь в том числе прямо подтверждено содержанием жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (т.1 л.д. 3)).
В соответствии с положениями п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и ВК РФ), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что юридическое лицо ГУП ЧАО «Чукотснаб» осуществляет использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, в связи с чем в его действиях усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
В обоснование своей жалобы ГУП ЧАО «Чукотснаб» ссылается на п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ», согласно которому допускается эксплуатация в границах водоохранных зон автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ.
В исследованных судом материалах дела отсутствуют разрешение на ввод в эксплуатацию, разрешение на строительство, акт ввода в эксплуатацию в отношении автозаправочной станции КАЗС-10 и 2-х емкостей для хранения топлива по 25 куб.м расположенной на территории участка «Усть-Белая».
Согласно письменным объяснениям ГУП ЧАО «Чукотснаб» (т.2 л.д. 57-60, т.3 л.д. 48) КАЗС-10 и 2 емкости для хранения топлива по 25 куб.м представляют собой технологическую систему характеризующуюся надземным расположением резервуаров, в связи с чем они не являются объектом недвижимого имущества, и поэтому на него не требуется разрешение на строительство и акт ввода в эксплуатацию.
Данную ссылку суд полагает несостоятельной, поскольку п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» неприменим для регулирования вопросов размещения в водоохраной зоне мобильных (движимых) АЗС, приведение порядка эксплуатации которых в соответствие требованиям п.5 ч.15 ст.65 ВК РФ не представляет для владельцев особых затруднений. Положения п.1 ст.6.5 Федерального закона от 03.06.2006 года № 73 - ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» изначально ориентированы на обеспечение защиты интересов владельцев стационарных АЗС, прочно связанных с землей технологических комплексов, снос которых и строительство вне пределов водоохраной зоны предполагают значительные затраты, длительный перерыв технологических процессов и т.п. Иное толкование данной нормы необходимо повлекло бы за собой возможность бесконтрольного размещения и эксплуатации мобильной (движимой) АЗС в пределах водоохраной зоны любого водного объекта РФ в любой период времени (в том числе и будущий), любым хозяйствующим субъектом, владеющим указанной мобильной АЗС с постановкой на баланс до 21.10.2013 года, что со всей очевидностью противоречит целям и задачам природоохранного законодательства, а также закрепленному в ст.3 ВК РФ принципу приоритета охраны водных объектов перед их использованием.
Оценивая доводы заявителя о необходимости снижения суммы административного штрафа назначенного постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу №02-001/2017 от 11.01.2017 года ниже низшего предела установленного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ суд приходит к следующему.
Согласно п.3.2. ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Заявитель не назвал суду обстоятельств совершения административного правонарушения носящих исключительный характер, своего сложного имущественного и финансового положения и не представил доказательств их существования.
Согласно ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
С учетом отсутствия смягчающих и отягчающих наказание ГУП ЧАО «Чукотснаб» обстоятельств назначенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей признается судом соразмерным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы ГУП ЧАО «Чукотснаб» и отмены либо изменения постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу о назначении административного наказания № 02-001/2017 от 11.01.2017 года за совершение административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Государственного унитарного предприятия Чукотского автономного округа «Чукотснаб» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии решения.
Судья К.Г. Куцкий