ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2018 от 29.01.2018 Турочакского районного суда (Республика Алтай)

№ 12-2/2018

РЕШЕНИЕ

29 января 2018 года с. Турочак

Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Говоркова Т.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Штаер Н.И. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай – начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай № В-03-064/2017в от 26 октября 2017 года, которым

Штаер Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин РФ, уроженец <адрес>, состоящий в браке, имеющий на иждивении <данные изъяты> детей, официально не трудоустроенный, зарегистрированный и проживающий в <адрес>

признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением № В-03-063/2017в от 26 октября 2017 года Штаер Н.И. признан виновным в том, что при эксплуатации базы-стоянки (сооружения) для маломерных судов, расположенной в акватории Телецкого озера по ул. Телецкая, 22 «Б» в с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай и на примыкающей к ней береговой полосе, в водоохранной зоне, не выполнил требования по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, за что предусмотрена ответственность по ч. 1ст. 8.45. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе Штаер Н.И. просит постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай от 26 октября 2017 года отменить, поскольку им заключены договоры на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов, на территории имеются мусорные контейнеры, которые систематически вывозятся, имеются результаты лабораторных испытаний воды поверхностного водоема, где нарушений не выявлено, фактически проверки Горно-Алтайской транспортной прокуратурой не проводилось, доводы не подтверждены доказательствами, на момент фактического осмотра помощником прокурора <данные изъяты> водного объекта и смежного земельного участка, их загрязнение отсутствовало.

В судебном заседании Штаер Н.И. поддержал жалобу по доводам, которые указаны в ней, дополнительно пояснил, что на его участке временные или иные сооружения отсутствуют, имеется мусорный контейнер, какие-либо иные охранные сооружения он не может установить, в связи с условиями договора рекреации.

Лицо, вынесшее обжалуемое постановление, <данные изъяты> просила жалобу оставить без удовлетворения, так как наличие договора на вывоз бытовых отходов сроком на 4 месяца не может являться основанием для отмены постановления, так как договор аренды водоохраной зоны действует круглогодично. Также указала, что в связи с тем, что постановление Правительства Республики Алтай от 08.06.2007 N 111 "О Правилах пользования водными объектами Республики Алтай для плавания на маломерных судах" утратило силу, она применила п. 60 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года №33. Наступление вредных последствий вопреки доводам жалобы, не входит в состав административного правонарушения.

Представитель <данные изъяты>. Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай просил жалобу оставить без удовлетворения.

Помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай <данные изъяты> полагала постановление должностного лица законным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, пояснила, что в акте прокурорской проверки допущена техническая ошибка, неверно указано, что на участке Штаер Н.И. имеется сооружение, в котором несется вахта, что не влияет на состав административного правонарушения.

Проверив доводы жалобы, изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.45. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.

Объективная сторона данного правонарушения характеризуется умышленным или вследствие небрежности игнорированием установленных действующим законодательством обязательных условий по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от негативных последствий.

Обязательным признаком объективной стороны является установление таких условий и требований действующим водным законодательством и законодательством об охране окружающей среды.

Из анализа действующего законодательства следует, что такие обязательные условия установлены.

Так, из ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации следует, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с ВК РФ и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов.

Как следует из п. 2 «Правил охраны поверхностных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 февраля 2016 года № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются с соблюдением требований водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Согласно п. «е» ч. 3, п. «ж» ч. 4 указанных Правил мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются лицом, использующим водный объект (водопользователем), которому предоставлено право пользования водным объектом на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование и включают в себя оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обязательным условием пользования предоставленного водного объекта является прямо установленная законодательством обязанность пользователя по оборудованию хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон допускается эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

На основании ч. 1 ст. 34 указанного закона эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Статьей 51 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления - отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 18 сентября 2017 года Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о внутреннем водном транспорте в области охраны окружающей среды и природопользования в акватории озера «Телецкое» и прилегающей водоохранной зоне в районе с. Артыбаш Турочакского района Республики Алтай.

В ходе проведенной проверки установлено, что Штаер Н.И. на основании договора аренды земельного участка (общей площадью <данные изъяты> кв. м., кадастровый ) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Сельской администрацией Артыбашского сельского поселения Турочакского района Республики Алтай и договора водопользования от ДД.ММ.ГГГГ с планом использования акватории водного объекта, заключенного с Министерством лесного хозяйства Республики Алтай, осуществляет эксплуатацию базы-стоянки (сооружения) для маломерных судов.

Согласно указанных выше договоров, ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы установлена в 223 кв. метров. База-стоянка (сооружение) для маломерных судов расположена в акватории озера «Телецкое» на правом берегу, на земельном участке по <адрес> в водоохранной зоне озера «Телецкое» по координатам с.ш. <данные изъяты> в.д. <данные изъяты>

На территории базы (сооружения) осуществляется стоянка маломерных судов, в результате эксплуатации которых образуются различные виды отходов, в числе которых нефтесодержащие подсланевые воды, бытовой мусор, отходы обслуживания и ремонта водного транспорта, допускаются факты стоянки автотранспортных средств, что приводит к засорению и загрязнению водоохранной зоны.

Указание, что на земельном участке, арендуемого Штаер Н.И., по указанному выше адресу расположено временное сооружение в виде помещения, в котором несется вахта, является ошибочным и не принимается судом во внимание.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июля 2014 года № 445 нефтесодержащие подсланевые воды относятся к отходам 3, 4 классов опасности.

В нарушение вышеуказанных требований Водного кодекса Российской Федерации, «Правил охраны поверхностных водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года № 79, Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатируемая Штаером Н.И. база-стоянка (сооружение) для маломерных судов в акватории озера «Телецкое» в <адрес> и земельный участок базы-стоянки, не оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

В результате указанных нарушений возможно загрязнение озера «Телецкое» (водного объекта) и смежного земельного участка твердыми, жидкими бытовыми отходами, нефтепродуктами. По результатам проведенной проверки составлены – 18 сентября 2017 года акт о ее результатах, 20 сентября 2017 года справка, в которых зафиксированы выявленные нарушения.

Вынесенное Горно-Алтайским транспортным прокурором 27 сентября 2017 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Штаера Н.И., соответствует требованиям ст. 28.2. КоАП РФ, вынесено уполномоченным лицом.

Вина Штаера Н.И. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом в соответствии со ст. 26.11. КоАП РФ, дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

В мотивировочной части постановления должностным лицом подробно изложены ссылки на нормы закона в совокупности с материалами дела и доказательствами представленными сторонами, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений в наличии в действиях Штаера Н.И. вмененного состава административного правонарушения, не усматривается.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено с участием Штаера Н.И., в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции, установленной ч.1 ст. 8.45. КоАП РФ, с учетом совокупности установленных смягчающих, и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, общих принципов назначения административного наказания, является минимально возможным и оснований для признания его несправедливым суд не усматривает.

Доводы жалобы, что фактически поверка базы-стоянки (сооружения) 18 сентября 2017 года Горно-Алтайской транспортной прокуратурой не проводилась и доводы постановления не подтверждены никакими доказательствами, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Согласно имеющихся в деле сообщений ГУ МЧС России по Республике Алтай от 25 февраля 2015 года, от 4 апреля 2017 года, отдела водных ресурсов по Республике Алтай от 11 марта 2015 года, Штаеру Н.И. принадлежат два маломерных моторных судна – <данные изъяты> и <данные изъяты> с регистрационными номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, базой-стоянкой которых является акватория озера «Телецкое» и земельный участок по <адрес>, что также подтверждается актом технического освидетельствования, принадлежащей Штаеру базы (сооружения) для стоянок маломерных судов от 9 июня 2017 года.

Должностным лицом обоснованно исключено вмененное прокурором Штаер Н.И. нарушение п. 5.17 постановления Правительства Республики Алтай от 08.06.2007 N 111 (ред. от 29.03.2013) "О Правилах пользования водными объектами Республики Алтай для плавания на маломерных судах".

Вместе с тем, нарушение п. 60 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 33 прокурором не вменялось, проверки эксплуатации самих маломерных судов прокурором не производилось, в связи с чем нарушение данного нормативно-правового акта подлежит исключению из состава административного правонарушения.

Заключение договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов получило свою оценку в постановлении должностного лица. Как следует из существа договора, он опровергает доводы жалобы о том, что вывоз бытовых отходов осуществляется по графику (систематически).

Каких -либо договоров и действий на предмет сбора, хранения, вывоза, утилизации нефтесодержащих отходов водного транспорта, не заключено.

Не исключает состава административного правонарушения и тот факт, что по результатам лабораторных испытаний воды поверхностного водоема нарушений не выявлено, так как отбор воды произведен заинтересованным лицом, кроме того, наступление негативных последствий не является обязательным условием наступления административной ответственности по ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что порядок привлечения Штаера Н.И. к административной ответственности должностным лицом соблюден, нарушений норм административного права при рассмотрении дела, не допущено, постановление является законным и мотивированным, а доводы жалобы не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛА:

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай – начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю и Республике Алтай № В-03-063/2017в от 26 октября 2017 года по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.45. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Штаера Н.И. изменить, исключить нарушение Штаер Н.И. п. 60 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 026/2012 «О безопасности маломерных судов», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 33, жалобу Штаера Н.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в порядке и в сроки установленные статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.А. Говоркова