ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2021 от 03.02.2021 Мучкапского районного суда (Тамбовская область)

УИД 0Дело № 12-2/2021Р Е Ш Е Н И Е

об отказе в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

именем Российской Федерации

г. Уварово 3 февраля 2021 года

Исполняющий обязанности судьи Мучкапского районного суда Тамбовской области, судья Уваровского районного суда Тамбовской области Фетисов А.А.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО «Российские железные дороги» - Кузьмичева Д.В.,

рассмотрев жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» Манжурина В.В. на постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по обстоятельствам ДД.ММ.ГГГГ, с 23 часов 30 минут до 00 часов 55 минут ДД.ММ.ГГГГ, связанным с несоблюдением ОАО «Российские железные дороги» требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которое выражено в превышении уровня шума от деятельности железнодорожного транспорта в жилых комнатах <адрес>, что не соответствует требованиям закона содержащимся:

- в cтатье 11, части 3 cтатьи 20, части 2 cтатьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,

- пункте 6.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы,

- пунктах 2.1. и 3.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов",

- пунктах 2 и 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления санитарно - защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”.

Указанным постановлением юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 19000 рублей.

Считая постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, а производство по делу прекращению, представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ОАО «Российские железные дороги» Манжурин В.В. подал на него жалобу, в которой указал, что в действиях ОАО «Российские железные дороги» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку обстоятельства совершения правонарушения по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которых было вынесено постановление, не доказаны, а именно:

- административный орган при привлечении заявителя к административной ответственности не исследовал вопрос, что требования санитарных требований в отношении ОАО «РЖД» подлежат применению только при осуществлении строительства новых объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, либо реконструкции существующих,

- санитарные нормы и правила, установленные п.1.2, 1.4, 1.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно­защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции изменений и дополнений , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Изменения, которые были внесены уполномоченным законом государственным органом, свидетельствуют о том, что СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 применяется только при реконструкции и новом строительстве. Каких либо работ по проектированию, строительству и реконструкции железнодорожного пути ОАО «РЖД» на спорном участке от момента его постройки в 1960 году и до настоящего времени не проводит.

- требования п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в редакции Изменений , утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ), распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Изменения и дополнения к СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» были внесены изменения и дополнения , согласно которым из абзаца первого пункта 1.2 главы 1 были исключены слова «и действующих».

Изменения, которые были внесены уполномоченным законом государственным органом, свидетельствуют о том, что СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 применяется только при реконструкции и новом строительстве.

Данные обстоятельства подтверждаются судебно практикой, например Постановлением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АД16-11.

В силу пункта 1.1 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Изменения, которые были внесены уполномоченным законом государственным органом, свидетельствуют о том, что СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 применяется только при реконструкции и новом строительстве.

Каких либо работ по проектированию, строительству и реконструкции железнодорожного пути ОАО «РЖД» на спорном участке от момента его постройки в 1960 году и до настоящее время не проводит.

Согласно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в редакции Изменений , утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ), требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Изменения и дополнения к СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» были внесены изменения и дополнения , согласно которым из абзаца первого пункта 1.2 главы 1 были исключены слова «и действующих».

Изменения, которые были внесены уполномоченным законом государственным органом, свидетельствуют о том, что СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 применяется только при реконструкции и новом строительстве.

Данные обстоятельства подтверждаются судебно практикой, например Постановлением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АД16-11.

В силу пункта 1.1 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, настоящие санитарные нормы устанавливают классификацию шумов, нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Из материалов дела не усматривается, в каком году был построен жилой дом, в котором находится спорная квартира, но исходя из того, что жилой дом построен позднее даты ввода в эксплуатацию железнодорожного пути, то, при строительстве жилого дома должны были соблюдаться действующие на тот момент нормы и правила о проектировании, планировке и застройке городов, в том числе касающиеся строительства жилых домов вблизи объектов железнодорожного транспорта.

Соблюдение санитарных требований в отношении жилых помещений должно быть обеспечено на стадии разработки проектной документации жилых домов, являющихся объектами капитального строительства.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, конструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

В силу пункта 1.2 указанных санитарных правил устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, для постоянного проживания.

Протокол измерений уровня шума не является надлежащим доказательством, поскольку составлен с нарушениями.

Согласно протоколу лабораторных испытаний № от 25.08.2020г. уровни шума в жилой комнате <адрес>, р. <адрес> по показателю эквивалентного уровня звука превысили нормируемые показатели на 24 дБ А и составили 54±0,81 дБ А (предельно допустимые уровни (ПДУ) с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут не более 30 дБ А), по показателю максимального уровня звука превысили нормируемые показатели на 17 дБА и составили 62 дБА (ПДУ с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут не более 30 дБА).

Представитель ОАО «Российские железные дороги» Манжурин В.В. считает, что к указанному протоколу необходимо отнестись критически, поскольку в нем не указаны дополнительные источники шума, оказывающие негативное воздействие, измерения (замеры) шума и вибрации, отраженные в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ № пр3423 изменений уровней шума, от ДД.ММ.ГГГГ № пр3425 изменений уровней вибрации проведены фельдшером-лаборантом С в одностороннем порядке (без уполномоченного представителя ОАО «РЖД») и только в <адрес>, в отношении других квартир жилого дома такие измерения не проводились. Как указано в протоколах лабораторных испытаний №№ пр 3423, пр 3425 от ДД.ММ.ГГГГ, присутствовала начальник станции «Мучкап» ОАО «РЖД» М Вместе с тем М не является уполномоченным, законным представителем и защитником ОАО «РЖД».

Законный представитель ОАО «РЖД» - Генеральный директор - председатель правления ОАО «РЖД» Белозеров О.В. надлежащим образом о рассмотрении дела не извещен.

В постановлении об административном правонарушении не указано в чем конкретно выражены нарушения, допущенные ОАО «РЖД» (постановление изложено путано и неоднозначно).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ статья названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, должна быть указана в постановлении по делу об административном правонарушении.

Из указанного постановления неясно, за какие именно факты несоблюдения требований санитарно - эпидемиологического законодательства ОАО «РЖД» привлечено к ответственности, именно вменяется ли ОАО «РЖД в вину те обстоятельства, что не установлена специальная территория с особым режимом использования санитарно - защитная зона (СЗЗ), заявление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (её территориальные органы) об установлении санитарно - защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно­защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) не направлялось, отсутствует проект санитарно - защитной зоны (санитарного разрыва), отсутствует экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны для комплекса Предприятий ОАО "РЖД", расположенных на железнодорожной станции Мучкап в границах р. <адрес>.

По мнению представителя ОАО «Российские железные дороги» Манжурина В.В., ОАО «РЖД» не допустило нарушение в части: (цитата из обжалуемого постановления): «не установлена специальная территория с особым режимом использования санитарно - защитная зона (СЗЗ), заявление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (её территориальные органы) об установлении санитарно — защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно­защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) не направлялось, отсутствует проект санитарно - защитной зоны (санитарного разрыва), отсутствует экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны для комплекса Предприятий ОАО "РЖД", расположенных на железнодорожной станции Мучкап» ввиду следующего:

- впервые постановлением главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ был введен в действие СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, которым для линий железнодорожного транспорта были установлены санитарные разрывы, определяющие минимальное расстояние от источника вредного воздействия до границы жилой застройки. При этом санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации, а его величина устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации и др.);

- также, исходя из пункта 1.2. СанПин 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03, санитарные разрывы устанавливаются только для вновь строящихся и реконструируемых объектов транспорта, к которым не относятся железнодорожные пути на спорном участке, введенные в эксплуатацию в 1960 году.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-гигиенические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ, санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

ОАО «РЖД» не осуществляет деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, равно как и не являлось застройщиком указанного в постановлении жилого дома.

Кроме того, согласно разделу VII указанного СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров установленных санитарно­защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации; для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3 СанПиН).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления санитарно­защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" на правообладателей объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, возлагается обязанность в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления проведения исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и предоставления в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявления об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

При этом статьей 106 ЗК РФ предусмотрен новый порядок установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий. До ДД.ММ.ГГГГ применяется данный порядок, с учетом особенностей, установленных статьей 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ.

Так, в соответствии с пунктом 17 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи, правообладатели зданий, сооружений, которые введены в эксплуатацию до дня официального опубликования настоящего Федерального закона и в связи с размещением которых подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, до ДД.ММ.ГГГГ обязаны обратиться с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории в органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения об установлении зоны с особыми условиями использования территории, с приложением документов, предусмотренных положением о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида, если ранее такая зона не была установлена.

Таким образом, законодательством предусмотрен срок для обращения с заявлением об установлении зоны с особыми условиями использования территории - до ДД.ММ.ГГГГ, а вмененный в вину ОАО «РЖД» состав административного правонарушения отсутствует.

По указанным основаниям, представитель ОАО «Российские железные дороги» Манжурин В.В.,просилотменить постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» прекратить.

Считаю, что жалоба представителя ОАО «Российские железные дороги» Манжурина В.В. на постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

Часть 3 статьи 23 указанного Федерального закона устанавливает, что проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

При этом, согласно части 2 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В соответствии с п. 6.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки приведены в приложении 3 к настоящим санитарным правилам. Помимо указанного, приведенные санитарные нормы устанавливают классификацию шумов: нормируемые параметры и предельно допустимые уровни шума на рабочих местах, допустимые уровни шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.

Кроме того, санитарными нормами содержащимися в пункте 2.1 и 3.1СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами. С ДД.ММ.ГГГГ вводятся в действие новые требования к проектированию и установлению размеров санитарно-защитных зон, а также классы опасности промышленных объектов и производств.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (санитарные разрывы). Величина разрыва определяется на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.

Пунктом 2 и 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления санитарно - защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно - защитных зон” регламентирован порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в их границах.

Такие зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капстроительства - источников химического, физического или биологического воздействия на среду обитания человека в случае формирования за контурами объектов воздействия, превышающего санэпидтребования.

На основании пункта 1.1 и 6.3 СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - санитарные правила СН 2.2.4/2.ДД.ММ.ГГГГ-96), допустимые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки следует принимать по таблице 3 указанных санитарных правил.

Считаю, что обстоятельства, связанные с несоблюдением юридическим лицом ОАО «Российские железные дороги» с 23 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ до 00 часов 55 минут ДД.ММ.ГГГГ, требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выраженное в превышении уровня шума от деятельности железнодорожного транспорта в жилых комнатах <адрес> что не соответствует требованиям закона содержащимся:

- в cтатье 11, части 3 cтатьи 20, части 2 cтатьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения”,

- пункте 6.1. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы,

- пунктах 2.1. и 3.1. СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов",

- пунктах 2 и 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил установления санитарно - защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”, - при рассмотрении дела заместителем начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителем главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбуновым В.Н., а также в настоящем судебном заседании, с достоверностью подтверждены совокупностью приведенных в обжалуемом постановлении доказательств, а именно:

- обращением граждан р.п. Мучкапский Мучкапского района Тамбовской области (в. ДД.ММ.ГГГГ.) по вопросу неудовлетворительных условий проживания в виде шума и вибрации в жилом доме от деятельности железнодорожного транспорта на станции Мучкап;

- протоколами лабораторных испытаний от ДД.ММ.ГГГГ, проведенных ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и экспертным заключением по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, испытаний, измерений, полученных на объекте .ГО.КГ от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> и др.) в соответствии с которыми, установлено превышение уровня шума от деятельности железнодорожного транспорта в жилых комнатах <адрес>, р. <адрес>, а именно: уровни шума в жилой комнате <адрес> по показателю эквивалентного уровня звука превысили нормируемые показатели на 24 дБА и составили 54±0,81 дБА (предельно допустимые уровни (далее по тексту - ПДУ) с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут не более 30 дБА), по показателю максимального уровня звука превысили нормируемые показатели на 17 дБА и составили 62 дБА (ПДУ с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут не более 30 дБА,

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ,

- документами представленными ОАО «РЖД», в соответствии с которыми, в непосредственной к близости к жилому дому по <адрес>, р. <адрес> на расстоянии примерно 12 метров, от ближайшей точки дома, согласно сведений с публичной кадастровой карты <адрес> 2020 https://egrp365. ru/тар. и в 8 метрах от дома до полосы отвода расположен подъездной железнодорожный путь к АО «Октябрьское», ранее подъездной путь к Свеклопункту», от стрелки 11 до стрелки 15 станции Мучкап, протяжённость 576 метров, июнь ДД.ММ.ГГГГ года ввода в эксплуатацию, с инвентарным номером бухгалтерского учёта 241460 по техническому паспорту объекта градостроительной деятельности, принадлежит по свидетельству о праве государственной собственности серии АА на праве собственности ОАО «РЖД»,

- письмом представителя ОАО «РЖД» по доверенности Манжурина В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, вокруг железнодорожной станции Мучкап, с подъездными путями, являющейся объектом транспорта и источником воздействия на среду обитания и здоровье человека вредных производственных факторов, не установлена специальная территория с особым режимом использования санитарно - защитная зона (далее по тексту - СЗЗ), заявление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (её территориальные органы) об установлении санитарно - защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222) не направлялось, отсутствует проект санитарно - защитной зоны (санитарного разрыва), отсутствует экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны для комплекса Предприятий ОАО ".РЖД", расположенных на железнодорожной станции Мучкап в границах р. <адрес>.

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

Считаю, что указанные процессуальные документы составлены уполномоченным должностным лицом, в строгой последовательности, противоречий и каких-либо нарушений закона при их составлении допущено не было, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в указанных процессуальных документах отражены.

Считаю, что доказательства, положенные заместителем начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителем главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбуновым В.Н. в основу обвинения юридического лица ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечают критерию относимости, допустимости и достоверности, а совокупность приведенных в постановлении доказательств отвечает критерию достаточности для вывода о виновности ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом считаю, что доказательствам, приведенным заместителем начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителем главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбуновым В.Н. в обоснование виновности ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств, приведённых заместителем начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителем главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбуновым В.Н. в обжалуемом постановлении, которым юридическое лицо ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - не имеется.

Доводы представителя ОАО «Российские железные дороги» относительно невиновности ОАО «Российские железные дороги» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом рассмотрены, указанным доводам также дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки указанных доводов также не имеется.

При этом, в настоящем судебном заседании достоверно установлено, что по вопросу неудовлетворительных условий проживания в виде шума и вибрации в жилом доме от деятельности железнодорожного транспорта на станции Мучкап, ДД.ММ.ГГГГ были организованы и проведены измерения уровней шума и вибрации в жилых помещениях <адрес>, при этом было установлено несоответствие требованиям санитарного законодательства уровней шума, а именно его превышение от деятельности ОАО «РЖД», процесса работы железнодорожного транспорта, при движении железнодорожного транспорта по станции Мучкап. Превышение уровня шума от иных источников, как это следует из материалов дела в данном случае исключено, поскольку фоновый уровень шума измерялся до прохождения состава, а затем измерялся уровень шума при прохождении состава, и разница была учтена, что и указано в соответствующих протоколах ФБУЗ. Как было указано вокруг железнодорожной станции Мучкап, с подъездными путями, являющейся объектом транспорта и источником воздействия на среду обитания и здоровье человека вредных производственных факторов, не установлена специальная территория с особым режимом использования, санитарно- защитная зона, заявление в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (её территориальные органы) об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222) не направлялось, отсутствует проект санитарно-защитной зоны (санитарного разрыва), отсутствует экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны для комплекса предприятий ОАО "РЖД", расположенных на железнодорожной станции Мучкап в границах <адрес>

При этом, вдоль железнодорожных путей на ст. Мучкап, вблизи жилого дома заявителей, отсутствует акустический экран (шумозащитный экран), с целью снижения воздействия вредного производственного физического фактора в виде шума на окружающую среду обитания во время прохождения железнодорожных составов по ст. Мучкап Юго-Восточной железной дороги. Мероприятия по приведению имеющегося уровня шума в соответствие с требованиями законодательства, т.е. направленные на снижение вредного производственного фактора на окружающую среду обитания, ОАО «РЖД» не проведены. Наличие вредного фактора (превышение уровней шума) на здоровье человека при осуществлении ОАО «РЖД» деятельности документально подтверждено.

Таким образом, юридическое лицо ОАО «РЖД», являющееся собственником источника повышенной опасности, - инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе железнодорожных путей станции Мучкап, осуществляющее эксплуатацию указанных железнодорожных путей нарушило требования санитарно-эпидемиологического законодательства, за что предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, как это следует из материалов дела ОАО "РЖД" учреждено Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги", при этом, железнодорожные пути на ст. Мучкап ЮВЖД были переданы в уставный капитал ОАО «РЖД» и принадлежат ОАО «РЖД» на праве собственности. Земельный участок вдоль железнодорожных путей на станции Мучкап находится у ОАО «РЖД» в аренде.

Таким образом, ОАО «РЖД» приступило к эксплуатации железнодорожных путей после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после постройки жилого дома заявителей.

При этом, СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 64, устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать, в том числе при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Данные санитарные правила устанавливают требования к условиям проживания в процессе эксплуатации жилого дома, а не к эксплуатирующей организации. Указанные СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 регламентируют, в том числе, предельно допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, которые должны соблюдаться, в частности, и при эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Кроме того, в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», - при эксплуатации сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-­противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

При этом, на основании положений закона изложенных в статье 11, части 3 статьи 39 указанного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Измерения уровней шума и вибрации проводились, в рассматриваемой ситуации, испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области», имеющим соответствующийаттестат аккредитации. Измерения проводились шумомером - виброметром, свидетельства о поверке которых были действительны на момент проведения измерений уровней шума, что с достоверностью свидетельствует об отсутствии законных оснований для признания указанных доказательств недопустимыми. При этом, из вышеуказанных протокола испытаний и экспертного заключения к нему следует, что замеры уровней шума проводились как без движения транспорта (фоновый шум), так и при движении транспорта. Измерения производились в присутствии представителя ОАО «РЖД», начальника станции Мучкап М

Кроме того, требования закона, изложенные в пунктах 2, 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 222, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ и нарушение которых вменяется ОАО "РЖД", обязывают указанное Общество, как правообладателя объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу указанного постановления, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно­-защитной зоны в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.

Считаю, что доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что законный представитель ОАО «РЖД» не был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не нашел своего подтверждения в настоящем судебном заседании, поскольку, как это следует из материалов дела, при возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, присутствовал уполномоченный представитель ОАО «РЖД» по доверенности № ЮВОСТ- 107/Д от ДД.ММ.ГГГГ -начальник Мичуринского сектора правового обеспечения юридической службы Юго - Восточной железной дороги Аксёнов О.А., который подписал протокол об административном правонарушении, составленный в отношении юридического лица ОАО «РЖД, в котором, в свою очередь были указаны место, время и дата рассмотрения дела об административном правонарушении по указанному протоколу.

Кроме того, судья отмечает, что ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. и влияли бы на правильность принятого решения, жалоба ОАО «РЖД» не содержит.

При таких обстоятельствах, считаю, что утверждение представителя юридического лица ОАО «Российские железные дороги» Манжурина В.В., о том, что постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, - не основано на законе, в связи с чем, является несостоятельным.

Таким образом, считаю, что постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «Российские железные дороги» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным, нарушений процессуального закона при рассмотрении дела допущено не было, ОАО «Российские железные дороги» назначено справедливое наказание.

Руководствуясь статьями 30.4 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление заместителя начальника Юго-Восточного территориального отдела по Мичуринскому району Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту – заместителя главного государственного санитарного врача по Юго-Восточной железной дороге Горбунова В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, а жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» Манжурина В.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Уваровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующий

судья Фетисов А.А.

Мотивированное решение составлено 5 февраля 2021 года.

Судья Фетисов А.А.