ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2021 от 09.02.2021 Николаевского районного суда (Волгоградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

<адрес> 9 февраля 2021 г.

<адрес>

Судья Николаевского районного суда <адрес>, находящегося по адресу: <адрес>,

ФИО1,

с участием заместителя начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2,

представителя общественной организации - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов - председателя правления ФИО6,

рассмотрев жалобу представителя общественной организации - <адрес> общества охотников и рыболовов ФИО6 на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общественной организации - <адрес> общества охотников и рыболовов, расположенного по адресу: <адрес>, ул. им. Рокоссовского, <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 344401001,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> - старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - общественная организация - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов (ОО-ВОООиР) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей за нарушение правил пользования объектами животного мира.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении - ОО-ВОООиР, ФИО6, действующий на основании доверенности, не согласившись с данным постановлением, подал в суд жалобу, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения. В обоснование жалобы указано, что наложенное постановлением взыскание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей является несоразмерным по отношению к фактическим обстоятельствам совершённого деяния. Утверждает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что в данном конкретном случае, последствия нарушения законодательства являются тяжёлыми и повлекли существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, гибель охотничьих ресурсов. Кроме того, ссылается на то, что административным органом не установлено наступление вредных последствий в частности для иных юридических лиц.

В письменном отзыве на жалобу ОО-ВОООиР заместитель начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2, возражая против отмены вынесенного в отношении ОО-ВОООиР постановления, указала, что в ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами на основании планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ по осуществлению планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья «Николаевское» в границах <адрес>, должностным лицом - государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> государственного казённого учреждения <адрес> «Волгоградоблохота» в деятельности юридического лица ОО-ВОООиР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения обязательных требований, установленных федеральным законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, в части нарушения требований ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об охоте) и Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утверждённых приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов», а именно: на территории охотничьего угодья «Ерусланское» имеется 3 зоны охраны охотничьих ресурсов. По границе зон охраны охотничьих ресурсов установлены специальные информационные знаки. В зоне охраны установлено 6 специальных информационных знака, которые имеют размеры 40x60 см и окрашены краской белого цвета. На щиты нанесена надпись краской чёрного цвета. Текст нанесён печатными буквами высотой 70 мм. Столбы аншлагов окрашены краской белого и красного цветов в виде полос. Информационные знаки закреплены к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см от поверхности земли. На 3 знаках нанесена надпись следующего содержания: «Зона охраны охотничьих ресурсов», а название охотничьего угодья на данных знаках отсутствует. Координаты GPS: N 50.243740 Е 046.144250; N 50.250120 Е 046.167040; N 50.266830 Е 046.196120. На 3 остальных информационных знаках нанесена карта-схема с названием охотничьего угодья «Ерусланское» ОО-ВООиР, без обозначения, что данная карта-схема обозначает зону охраны охотничьих ресурсов данного угодья. Координаты GPS: N 50.278630 Е 046.156390; N 50.255760 Е 046.137060; N 50.260880 Е 046.185680.

В зоне охраны установлены 9 специальных информационных знаков. На 5 (пяти) знаках нанесена надпись следующего содержания: "Зона охраны охотничьих ресурсов". На данных знаках отсутствует название охотничьего угодья. Координаты GPS: N 50.00851° Е 045.99764°; N 50.06027° Е 045.82195°; N 50.07498° Е 045.82742°; N 50.08305° Е 045.99930°.

На 4 (четырех) из них нанесена карта-схема с названием охотничьего угодья "Ерусланское" без обозначения, что данная карта-схема обозначает зону охраны данного угодья. Координаты GPS: N 50.04533° Е 045.81639°; N 50.12052° Е 045.88075°; N 50.08185° Е 046.06436°; N 50.06032° Е 045.82191°. На всех знаках не содержится сведений о вводимых целях защиты и видов охотничьих ресурсов на ограничения охоты. В зоне охраны установлен 1 (один) специальный информационный знак с нанесенной на нем карты-схемы, без обозначения зоны охраны охотничьих ресурсов.

Приказом ГКУ ВО "Облохота" от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьих угодий" и Плановым (рейдовым) заданием по осуществлению планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья от ДД.ММ.ГГГГ установлен маршрут проведении планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья "Ерусланское" Николаевского муниципального района <адрес> и срок исполнения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Акту по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья от 02.09.2020 - временем совершения административного правонарушения является дата и время выявления правонарушения Временем совершения административного правонарушения является дата и время выявления правонарушения - т.е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время проведения планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья "Ерусланское": ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 часов до 17.00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 15.00 часов до 20.00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 часов до 18.00 часов, ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 часов до 17.00 часов. Местом совершения административного правонарушения является место фактического осуществления деятельности юридического лица, отраженное в акте от ДД.ММ.ГГГГ по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья - <адрес>, охотничье угодье "Ерусланское". 28.09.2020 законному представителю юридического лица - председателю ОО-ВОООиР ФИО3 направлен вызов для составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. Согласно почтовому отправление с уведомлением данный вызов ОО-ВОООиР получен ДД.ММ.ГГГГ. Законный представитель юридического лица, либо иной представитель по доверенности, дающей право представления интересов юридического лица на составления протокола об административном правонарушении не прибыли. Юридическое лицо - председатель ОО-ВОООиР ФИО3 направил заявление (исх. № 12102020/1 от ДД.ММ.ГГГГ) о составлении протокола в его отсутствие (вх. от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин. старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 по факту выявленных нарушений в отношении юридического лица - ОО-ВОООиР ФИО3 составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ № ОП-6 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ОП-6 направлена в адрес юридического лица - ОО-ВОООиР сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением с уведомлением. ОО-ВОООиР данное почтовое отправление получено ДД.ММ.ГГГГ. 03.11.2020 в адрес юридического лица - ОО - ВОООиР направлен вызов на рассмотрение дела об административном правонарушении почтовым отправлением с уведомлением. ОО-ВОООиР данное почтовое отправление получено ДД.ММ.ГГГГ. ОО-ВОООиР надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения административного дела, которое было назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. в комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> по адресу: <адрес>, пр. им. ФИО4, <адрес>, каб. 441. Законный представитель юридического лица ОО-ВОООиР, либо иной представитель по доверенности, дающей право представления интересов юридического лица на рассмотрение материалов административного дела в назначенное время и место не прибыли. Юридическое лицо - председатель ОО-ВОООиР ФИО3 направил письмо в адрес комитета (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором выразил просьбу, рассмотреть дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ без его личного участия. 17.11.2020 заместителем отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 вынесено постановление о назначении юридическому лицу - ОО-ВОООиР административного наказания по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей. Дело рассматривалось в отсутствии представителя юридического лица - председателя ОО-ВОООиР ФИО3 извещенного надлежащим образом. Копия постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ направлена ДД.ММ.ГГГГ сопроводительным письмом исх. в адрес юридического лица ОО-ВОООиР почтовым отправлением с уведомлением. ДД.ММ.ГГГГ копия постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ получена юридическим лицом ОО-ВОООиР, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80091854015100 с официального сайта Почта России (https://www.pochta.ru).

Таким образом, процедура привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдена.

На основании изложенного, ОО-ВОООиР соблюдены требования действующего законодательства по созданию зон охраны охотничьих ресурсов на территории охотугодья "Ерусланское", однако Порядок определяющий процедуру обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов нарушен в части отсутствия названии охотничьего угодья на специальных информационных знаках.

За выявленные в рамках вышеуказанного планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья "Ерусланское" нарушения, выразившиеся в нарушении требований Порядка определяющего процедуру обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в части отсутствия названии охотничьего угодья на специальных информационных знаках, ОО-ВОООиР привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ. Утверждение заявителя о том, что внешне информационные знаки соответствуют Порядку, утвержденному приказом Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 и что привлечение к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ является формальным за данное нарушение, а также не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений, основано на неверном толковании норм закона. ОО-ВОООиР на протяжении длительного времени не исполнял возложенные на него охотхозяйственным соглашением обязанности, в части проведения мероприятий по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов и среды их обитания (п.п. 8.2.7.), что является существенным условием договора в силу статьи 40 Закона о животном мире.

Кроме того, в 2019 году за вышеуказанные нарушения в отношении юридического лица ОО-ВОООиР комитетом возбуждено административное производство по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, по результатам которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ОО-ВОООиР и о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей. Постановление комитета ОО-ВОООиР обжаловано. По решению суда ОО-ВОООиР от административной ответственности освобождена с объявлением ей устного замечания (копия решения Николаевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Дело ). Однако выявленные нарушения ОО-ВОООиР не устранены.

Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ (аналогичная судебная практика отражена в Постановление Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N10-АД19-1).

Не соблюдение требований Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, является нарушением правил пользования животным миром. Обстоятельства совершения юридическим лицом ОО-ВОООиР административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: актом по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья "Ерусланское" от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к данному акту; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № ОП-6, составленным в соответствии с требованиями ст.ст. 28.1 и 28.2 КоАП РФ. Допустимость и достоверность исследованных доказательств сомнений у должностного лица при рассмотрении данного материала не вызывали. Доказательства по делу собраны в соответствии с требованиями действующего законодательства и объективно фиксируют фактические обстоятельства правонарушения. Должностное лицо, исследовав материалы дела, считает факт нарушения юридическим лицом ОО-ВОООиР требований Закона об охоте и Закона о животном мире установленным и нашедшим свое подтверждение.

Вина юридического лица - ОО-ВОООиР в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ подтверждается материалами дела, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, действия юридического лица - ОО-ВОООиР квалифицированы старшим государственным инспектором правильно, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей в пределах санкции ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, соразмерно совершенному правонарушению.

Законный представитель ОО-ВОООиР ФИО6, действующий на основании Устава, в суде доводы жалобы поддержал, при этом представил в суд дополнительные письменные пояснения, согласно которым Общественная организация осуществляет деятельность в охотничьем угодье «Ерусланское» в Николаевском муниципальном районе <адрес> на основании договора № 65 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в виде охотхозяйственого соглашения между комитетом и общественной организацией. В соответствии с условиями договора ( пункт ДД.ММ.ГГГГ. соглашения), общество обязано обозначить на местности границы закрепленного охотничьего угодья информационными знаками, поддерживать их в исправном состоянии, своевременно проводить их обновление. Указанные условия обществом исполнены, по периметру границы всего угодья выставлены информационные знаки, на которых нанесено название охотничьего угодья -«Ерусланское». Условиями соглашения ( пункт 8.2.8.2.) предусмотрено выделение внутри охотугодья зон охраны охотничьих ресурсов, но соглашением не предусмотрена обязанность общества обозначить их на местности информационными знаками, на которые необходимо дополнительно наносить название охотугодья. И это не противоречит требованиям Приказа Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен Порядок установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов (далее-Порядок). По смыслу пункта 3 Порядка, название охотничьего угодья, а также границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на месте специальными информационными знаками при условии, если в этих выделенных охотпользователем зонах охраны в целях защиты охотничьих ресурсов, введены ограничения охоты. Как следует из письма комитета от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном охотпользователям <адрес>, Росприроднадзором отказано комитету в согласовании введения ограничений в зонах охраны охотничьих ресурсов на территории <адрес>. Как следует из письма комитета от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время запретов и ограничений на производство любительской и спортивной охоты в зонах охраны охотничьих угодий региона, какими-либо нормативными правовыми актами <адрес> не водилось. Следовательно, если ограничения не введены, дополнительно наносить на информационные знаки, обозначающие зону охраны охотничьих угодий еще и название охотничьего угодья (иной территории) не требуется, так как название охотничьего угодья уже указано на информационных знаках, которыми обозначены внешние границы охотничьего угодья (по периметру). Между тем, как правонарушение, подпадающее под признаки ч. 3 ст.8.37 КоАП РФ обществу инкриминировано отсутствие на 3-х информационных знаках, обозначающих зону охраны и на 5-ти информационных знаках обозначающих зону охраны , сведений о названии охотничьего угодья «Ерусланское». По мнению должностного лица вынесшего постановление, указанные выше нарушения, по тяжести последствий, сопоставимы с размером наказания в 75 000 рублей. Наказание считает незаконным, несправедливым и несоразмерным, противоречащим сложившейся в комитете сбалансированной практике государственного охотничьего надзора за деятельностью охотпользователя в лице ОО-ВОООиР, идущим в разрез с государственной стратегией развития охотничьего хозяйства в РФ утвержденной Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, согласно которому основными направлениями государственной политики в сфере охотничьего хозяйства является снижение административных барьеров, поддержка общественных объединений и коллективов охотников, обеспечение заинтересованности юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, при этом основным критерием оценки осуществления деятельности юридических лиц является состояние численности охотничьих животных в охотничьих угодьях. В 2020 году, при выявлении подобных фактов в деятельности общества в других закрепленных угодьях, должностные лица комитета обращали на это внимание путем внесения в адрес общества предостережений, устанавливали разумные сроки для устранения недостатков, то есть принимаемые меры были разумными и сбалансированными, при этом в каждом случае учитывались конкретные обстоятельства, в том числе финансовые, а также связанные с выполнением сотрудниками общества обязанностей в условиях ограничительных мер вызванных пандемией. В соответствии с п.4 Порядка, схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов в виде дополнительной опции наносится только на информационные знаки устанавливаемые на основных въездах (выездах) в зону охраны. Между тем, в постановлении речь идет о каких-то картах-схемах, которые не предусмотрены Приказом Минприроды . Согласно пункта 5 Порядка, сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка, наносятся на специальный информационный знак печатными буквами черного цвета размером по высоте не менее 70 мм. Требование о необходимости дополнительно наносить на специальные информационные знаки, обозначающие зону охраны охотничьих ресурсов, с имеющимися схемами границы зоны охраны охотничьих ресурсов, указание, что эти схемы обозначают зону охраны охотничьих ресурсов, не содержится в пункте 3 Порядка. Отсутствие на 3-х информационных знаках зоны охраны и на 5-ти информационных знаках зоны охраны , информации о названии охотничьего угодья, свидетельствует о наличии знаков на местности (как материальных объектов), а следовательно, подтверждает факт того, что ОО-ВОООиР выполняются условия охотхозяйственного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ которого, общество обязано в течении 3-х месяцев с даты заключения соглашения провести обозначение границ закрепленного охотугодья специальными информационными знаками в количестве, достаточном для ориентирования охотников на местности, своевременно проводить их обновление. Председателем правления структурного подразделения ОО-ВОООиР- <адрес> общества охотников и рыболовов ФИО5 организована и выполнена работа по нанесению на 3 (три) информационных знака зоны охраны и на 5 (пять) информационных знаков зоны охраны , названия охотничьего угодья -«Ерусланское». С учетом изложенного, на основании ст.2.9 КоАП РФ, принимая во внимание малозначительность совершенного административного правонарушения, просит суд освободить юридическое лицо административной ответственности, и ограничится устным замечанием.

Судья, выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и не обязано доказывать свою невиновность, бремя доказывания возлагается на публичную власть.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из смысла данной нормы закона следует, что по каждому делу подлежит доказыванию наличие события административного правонарушения, которое должно быть описано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении в должном объёме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» определено, что пользование животным миром это юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Пользователями животным миром являются граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.

В силу ст. 51 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается. Обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ утверждён «Порядок установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов».

Согласно п. 3 Порядка границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.

Пунктом 4 Порядка установлено, что на основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов.

В соответствии с п. 9 Порядка на территории закреплённых охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте».

Согласно ч. 2 ст. 13.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Как следует из материалов дела, на основании планового (рейдового) задания по осуществлению планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьих угодий от ДД.ММ.ГГГГ, проведено мероприятие по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (плановый (рейдовый) осмотр, обследование) на территории охотничьего угодья «Ерусланское» <адрес>.

В ходе проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами на основании планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ по осуществлению планового (рейдового) осмотра, обследования охотничьего угодья "Николаевское" в границах <адрес>, должностным лицом - государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> государственного казенного учреждения <адрес> "Волгоградоблохота" в деятельности юридического лица ОО-ВОООиР в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения обязательных требований, установленных федеральным законодательством об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, в части нарушения требований ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, утвержденных приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов».

Нарушения требований приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов» состоят в том, что на территории охотугодья «Ерусланское» имеется три зоны охраны охотничьих ресурсов. По границе зон охраны охотничьих ресурсов установлены специальные информационные знаки. В зоне охраны установлено 6 специальных информационных знаков, которые Данные информационные знаки имеют размеры 40x60 см и окрашены краской белого цвета. На щиты нанесена надпись краской черного цвета. Текст нанесен печатными буквами высотой 70 мм. Столбы аншлагов окрашены краской белого и красного цветов в виде полос. Информационные знаки закреплены к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см. от поверхности земли. На трех знаках нанесена надпись следующего содержания: "Зона охраны охотничьих ресурсов", а название охотничьего угодья на данных знаках отсутствует. Координаты GPS: N 50.24374° Е 046.14425°; N 50.25012° Е 046.16704°; N 50.26683°Е 046.19612°. На остальных трех информационных знаках нанесена карта-схема с названием охотничьего угодья "Ерусланское" ОО-ВООиР, без обозначения, что данная карта-схема обозначает зону охраны охотничьих ресурсов указанного охотугодья. Координаты GPS: N 50.27863° Е 046.15639°; N 50.25576° Е 046.13706°; N 50.26088° Е 046.18568°. В зоне охраны установлены 9 специальных информационных знаков. На 5 (пяти) знаках нанесена надпись следующего содержания: "Зона охраны охотничьих ресурсов". На данных знаках отсутствует название охотничьего угодья. Координаты GPS: N 50.00851° Е 045.99764°; N 50.06027° Е 045.82195°; N 50.07498° Е 045.82742°; N 50.08305° Е 045.99930°. На 4 (четырех) из них нанесена карта-схема с названием охотничьего угодья "Ерусланское" без обозначения, что данная карта-схема обозначает зону охраны данного угодья. Координаты GPS: N 50.04533° Е 045.81639°; N 50.12052° Е 045.88075°; N 50.08185° Е 046.06436°; N 50.06032° Е 045.82191°. На всех знаках не содержится сведений о вводимых целях защиты и видов охотничьих ресурсов на ограничения охоты. В зоне охраны установлен 1 (один) специальный информационный знак с нанесенной на нем карты-схемы, без обозначения зоны охраны охотничьих ресурсов. По данному факту должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ОО-ВОООиР составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.

17.11.2020 заместителем отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 вынесено постановление о назначении юридическому лицу - ОО-ВОООиР административного наказания по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Факт совершения ОО-ВОООиР административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств.

Проверив имеющиеся в деле доказательства, судья приходит к выводу о том, что в деянии ОО-ВОООиР имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ-О и ДД.ММ.ГГГГ-О, установленная законодателем в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность не препятствует судам общей юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учётом характера правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины и других смягчающих или отягчающих обстоятельств, а также при малозначительности совершённого административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учётом характера совершённого правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинённого вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Оценив указанные выше обстоятельства, судья приходит к выводу что применение малозначительности деяния, совершённого ОО-ВОООиР, выразившегося в несоответствии установленных юридическим лицом специальных информационных знаков обязательным требованиям, предусмотренным законом, не будет соответствовать принципам справедливости и предупреждения совершения новых правонарушений, так как ранее в 2019 году за вышеуказанные нарушения в отношении юридического лица ОО-ВОООиР комитетом было возбуждено административное производство по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, по результатам которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ОО-ВОООиР и о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ. Решением Николаевского районного суда <адрес> юридическое лицо ОО-ВОООиР от административной ответственности освобождён с объявлением устного замечания, однако выявленные нарушения ОО-ВОООиР до проведения проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не устранил, что не отрицал представитель ОО-ВОООиР.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Наложение на ОО-ВОООиР штрафа за совершённое нарушение, соответствует принципам справедливости и предупреждения совершения новых правонарушений.

При этом судья с учетом обстоятельств по делу, характера совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, полагает возможным постановление заместителя начальника отдела федерального Государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым общественная организация Волгоградское областное общество охотников и рыболовов признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей изменить, снизив размер штрафа до 50 000 рублей, предусмотренного санкцией данной статьи, в остальной части постановление – оставить без изменения, жалобу представителя «Общественной организации – Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» по доверенности ФИО6 – без удовлетворения.

Согласно п. 2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.3, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление заместителя начальника отдела федерального Государственного надзора за объектами животного мира комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> – старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым общественная организация Волгоградское областное общество охотников и рыболовов признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей изменить, снизив размер штрафа до 50 000 рублей, в остальной части постановление – оставить без изменения, жалобу представителя «Общественной организации – Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» по доверенности ФИО6 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней с момента его получения в Волгоградский областной суд.

Судья ФИО1