Дело № 12-2/2021
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 января 2021 года город Борзя
Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Слепцов И.В., при секретаре судебного заседания Кымпан А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «РЖД» в лице Забайкальской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «РЖД» ФИО1 на постановление Главного государственного инспектора труда ФИО2 № № от 26.10.2020 г. о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением Главного государственного инспектора труда ФИО2 № № от 26.10.2020 г. ОАО «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО3, действующая на основании доверенности, обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное выше постановление отменить. Свое несогласие с оспариваемым постановлением мотивировала тем, что внеплановая выездная проверка проводилась на основании требования прокурора № 07-1-32-2020 от 06.10.2020 г. по извещению о несчастном случае, произошедшем 25.09.2020г. с помощником машиниста тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Борзя - структурного подразделения Забайкальской дирекции тяги – структурного подразделения Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД» ФИО4 Однако выявленные нарушения не входят в предмет проведенной проверки, не обусловлены ее целью. Проверка была проведена Главным государственным инспектором труда ФИО2 в течение двух часов без предварительного уведомления юридического лица. Подобная ситуация не позволила ОАО «РЖД» подготовиться к проведению проверки, предоставить необходимые документы в защиту своих интересов. Документы, подтверждающие выдачу средств индивидуальной защиты в 2013г, а также подтверждающие продление срока носки спецодежды, не были предоставлены во время проверки по причине запроса трудовым инспектором документов за конкретный период, иные документы не запрашивались, отсутствовало время для подготовки к проведению проверки.
При вынесении оспариваемого постановления Государственной инспекцией труда был нарушен порядок привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренный ст. 25.1, ст. 29.7 КоАП РФ, выразившийся в рассмотрении дела об административном правонарушении без участия надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела законного представителя ОАО «РЖД». Материалы дела не содержат доказательств надлежащего уведомления ОАО «РЖД» о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, ОАО «РЖД» было лишено гарантий защиты, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Данные существенные нарушения свидетельствуют о том, что вышеуказанное постановление является незаконным. Таким образом, нарушение процедуры привлечения к административной ответственности является безусловным основанием для признания незаконным и отмене постановления о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности.
В судебное заседание представитель Государственной инспекции труда в Забайкальском крае не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО3, действующая на основании доверенности, жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, письменные материалы дела, проанализировав их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 указанной статьи и частью 3 статьи 11.23 КоАП РФ. Санкция ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении от 19.10.2020 г., постановления Главного государственного инспектора труда ФИО2 №/1 от 26.10.2020 года ОАО «Российские железные дороги» в нарушение ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2008 года № 582н не обеспечило по установленным нормам средствами индивидуальной защиты машиниста тепловоза ФИО5, а именно ФИО5 своевременно не выданы средства индивидуальной защиты: костюм «Механик-Л», очки защитные, наушники противошумные, что, в свою очередь, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Установлено, что дело об административном правонарушении Главным государственным инспектором труда ФИО2 было рассмотрено 26 октября 2020 года в отсутствие представителя ОАО «Российские железные дороги».
Как следует из определения Главного государственного инспектора труда ФИО2 от 19 октября 2020 года о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении Главный государственный инспектор труда ФИО2 рассмотрел протоколы об административном правонарушении в отношении начальника эксплуатационного локомотивного депо Борзя структурного подразделения Забайкальской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО6 и юридического лица ОАО «Российские железные дороги» о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и назначил рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении указанных лиц на 26 октября 2020 года в 14 часов 30 минут с участием указанных лиц. Копию указанного определения получил начальник эксплуатационного локомотивного депо Борзя структурного подразделения Забайкальской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО6, имеющий доверенность, оформленную надлежащим образом, на представление интересов ОАО «Российские железные дороги» при производстве по делу об административном правонарушении.
Как следует из уведомления от 15.10.2020 №-ТПР/1 Главный государственный инспектор труда ФИО7 известил ОАО «Российские железные дороги» и начальника эксплуатационного локомотивного депо Борзя структурного подразделения Забайкальской дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО6 о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 1, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении указанных лиц. Данное уведомление получил ФИО6 15.10.2020 г.
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.
Вместе с тем, в представленных подлинных материалах дела об административном правонарушении сведения о направлении в адрес ОАО «Российские железные дороги» извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении отсутствуют, что свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица.
Судья отмечает, что в указанном выше уведомлении от 15.10.2020 № одновременно извещались два лица, в отношении которых ведется два разных производства по делам об административных правонарушениях. При этом ОАО «Российские железные дороги» не было надлежащим образом извещено.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении нельзя признать законным.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» в лице Забайкальской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги – филиала ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 удовлетворить.
Постановление Главного государственного инспектора труда ФИО2 № № от 26.10.2020 г. о привлечении ОАО «Российские железные дороги» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» вернуть на новое рассмотрение Государственную инспекцию труда в Забайкальском крае.
Решение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.10 КоАП РФ.
Судья Борзинского городского суда И.В. Слепцов