ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
по делу № 7-64/2021
Судья Петяшин А.А. № 12-2/21
г. Черкесск 18 мая 2021 года
Судья Верховного Суда КЧР Чотчаев Х.О., с участием представителя конкурсного управляющего ЗАО «Висма» ФИО1, действующей по доверенности от 02.04.2021 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 на решение судьи Зеленчукского районного суда КЧР от 26 февраля 2021 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды 01.12.2020 ЗАО «Висма» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель конкурсного управляющего ЗАО «Висма» ФИО1, подала жалобу об отмене данного постановления как незаконного. В обоснование жалобы указывает на то, что основанием для привлечения ЗАО «Висма» к ответственности послужило выявленное нарушение в виде отсутствия разработанного и согласованного проекта разработки месторождений минеральных вод. Между тем, Винсадский участок минеральных вод выделен по результатам бурения и опробования скважины 2, пробуренной в 1985 г. Кавминводской гидрогеологической экспедицией в процессе реализации проекта предварительной разведки Бугунтинского участка Ессснтукского месторождения. Основным продуктивным объектом на Винсадском участке является эльбурганский водоносный горизонт, к которому приурочены минеральные воды Ессентукского типа. Лицензия СТВ 00969 МП на право пользования недрами с целью геологического изучения эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод была выдана ЗАО «ВИСМА» 22.06.2007 г. на срок до 01.05.2023 г. На Винсадский участок минеральных вод у ЗАО «Висма» имеется вся необходимая техническая документация, обеспечивающая гидрогеологически обоснованную, технически и экономически рациональную и безопасную эксплуатацию данного участка, охраны запасов минеральных вод. Разработка участка минеральных вод производится в соответствии с «Технологической схемой разработки Винсадского участка минеральных подземных вод (участок скважины 2 Винсадская), согласованной и утвержденной УТЭН Ростехнадзора по Ставропольскому краю 15 июня 2007 г.
Решением Зеленчукского районного суда от 26 февраля 2021 года жалоба представителя конкурсного управляющего ЗАО «Висма» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования от 01.12.2020 удовлетворена. Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования от 01.12.2020 года отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В своей жалобе государственный инспектор РФ в области окружающей среды по СКФО ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение о привлечении к административной ответственности ЗАО «Висма» по ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ. В обоснование жалобы указано, что судом не учтено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Висма» послужило непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, а именно в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация Федерального агентства по недропользованию о том, что у Общества отсутствует проект разработки месторождения минеральных подземных вод, а также технологическая схема разработки Винсадского участка минеральных подземных вод, которая не согласована с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом. Также не учтено судом, что ЗАО «Висма» не представлено ни одного доказательства, подтверждающего принятие предприятием всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, равно как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.
В своих письменных возражениях представитель конкурсного управляющего ЗАО «Висма» просила решение судьи Зеленчукского районного суда от 26.02.2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель конкурсного управляющего ЗАО «Висма» ФИО1, поддержав свои возражения, просила отказать в удовлетворении жалобы и оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по СКФО, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя конкурсного управляющего ЗАО «Висма», прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Часть 2 статьи 30.6 КоАП РФ устанавливает, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.
Согласно положениям ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах", согласно положениям которой лицензия на пользование недрами закрепляет условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
В п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр имеет право использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии.
Согласно ч. 7 ст. 9 Закона РФ "О недрах", моментом возникновения прав и обязанностей пользователя недр является дата государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно абз. 15 ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах", условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Из материалов дела следует, что в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация из Федерального агентства по недропользованию от 02.09.2020 г., что у ЗАО «Висма» отсутствует проект разработки месторождения минеральных подземных вод. ЗАО «Висма» осуществляет пользование недрами в пос. Винсады Ставропольского края по лицензии СТВ 00969 МП от 22.06.2007 г. срок действия до 01.05.2023 г. с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод. Уровень добычи составляет 3,523 м3/сутки. Владельцем лицензии осуществляется добыча подземных вод из скважины 2 Винсадская, расположенной в юго-восточной окраине п. Винсады Предгорного района Ставропольского края.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из представленных в суд документов следует, что ЗАО «Висма» имеет лицензию от 22.06.2007 г. СТВ 00969 МП на право пользования недрами с целью геологического изучения эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод на срок до 01.05.2023 г. (с приложениями и дополнениями), выданную Управлением по недропользованию по Ставропольскому краю на Винсадский участок минеральных вод. У ЗАО «Висма» имеется вся необходимая техническая документация обеспечивающая гидрогеологически обоснованную, технически и экономически рациональную и безопасную эксплуатацию данного участка, охраны запасов минеральных вод. Разработка участка минеральных вод производится в соответствии с технологической схемой разработки Винсадского участка минеральных подземных вод (участок скважины 2 Винсадская), согласованной и утвержденной УТЭН Ростехнадзора по Ставропольскому краю 15 июня 2007 г. Кроме того на момент разработки ЗАО «Висма» технологической схемы, т.е. 15.06.2007 г., недропользователь руководствовался нормами Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г.). Согласно действующей на тот момент редакции ст. 23.2. Закона «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Другое согласование и/или требование при разработке к техническим проектам, законом установлено не было. Кроме того, на момент разработки технологической схемы были утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года № 71«Правила охраны недр», где согласно ч.13 Правил технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Гостехнадзора России могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем, проектов разработки опытно-промышленной разработки, пробной эксплуатации, реконструкции, ликвидации, консервации) и обустройства месторождений полезных ископаемых, проектов и технологических схем переработки минерального сырья, проектов производства маркшейдерских и геологических работ, иной проектной документации на пользование участками недр и соответствующих технических заданий на проектирование.
В соответствии с п. 9 Положения № 118 при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, комиссией согласовываются следующие виды проектной документации: проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка), технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка). Каждый из перечисленных видов проектных документов служит основанием для разработки месторождений (участков) минеральных подземных вод.
Согласно приказа Минприроды от 27.10.2010 г. № 463 «Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод», который также был введен в действие после разработки ЗАО «Висма» технологической схемы, в разделе II «Требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод» технологические схемы и проекты разработки являются тождественными документами в связи с идентичными требованиями. Каждый из вышеперечисленных нормативно-правовых актов, на которые ссылается административный органа, как на документ, в отношении которого ЗАО «Висма» совершило нарушения, был введен в действие после того, как уже была разработана и утверждена в установленном на тот момент законном порядке «Технологическая схема» на Винсадский участок в рамках лицензии СТВ 00969 МП.
Планы и схемы развития горных работ, утвержденные и согласованные органами Ростехнадзора с момента принятия вышеуказанного Постановления и до настоящего времени, были представлены ЗАО «Висма» в административный орган. Кроме того, у ЗАО «Висма» на Винсадский участок имеется «Программа ведения мониторинга подземных вод на Винсадском участке (скважина 2-В) подземных минеральных вод на 2014-2020 гг.; получен и утвержден в установленном порядке «Проект зон санитарной охраны Винсадского участка минеральных подземных вод (скважина 2-Винсадская); «Проект уточненного горного отвода Винсадского участка минеральных вод. Проект на проведение геологоразведочных работ по доразведке Винсадского участка с переоценкой запасов подземных минеральных вод в Предгорном районе Ставропольского края РФ, Лицензия СТВ 00969 МП» прошел экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» (положительное экспертное заключение от 05.08. 2019 г. № 077-02-02/2019 г.), были переутверждены запасы ЗАО «Висма» на ближайшие 10 лет. Протоколом ГКЗ №6490т 21.10.2020 г. утверждено заключение государственной экспертизы запасов минеральных подземных вод Винсадского месторождения в Предгорном районе СК, представленных ЗАО «Висма» на 10- летний срок.
Кроме того, ЗАО «Висма» 17.10.2020 г. заключило договор подряда от 17.10.2020 г. с ООО «СЕВКАВГЕОВОЛГА», согласно которого подрядчик ООО «СЕВКАВГЕОВОЛГА» принимает на себя обязательство по составлению «Технологической схемы разработки Винсадского месторождения подземных минеральных вод в Предгорном районе Ставропольского края» согласно лицензии СТВ № 00969МП, Протокола ФБУ ГКЗ №6490 от 21.10.2020 г. и Приложения № 1 к настоящему договору, являющееся неотъемлемой частью настоящего договора.
Проект на проведение геологоразведочных работ по доразведке Винсадского участка с переоценкой запасов подземных минеральных вод в Предгорном районе Ставропольского края, лицензия СТВ00969 МП, прошел экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и прошел положительное экспертное заключение от 05.08.2019 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого должностным лицом решения, судья районного суда, оценив все имеющиеся доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия в действиях ответчика состава административного правонарушения.
Выводы судьи районного суда об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, изложенные в решении от 26 февраля 2021 года, надлежащим образом мотивированы и являются правильными. Оснований подвергать их сомнению не усматриваю, поскольку в жалобе не приведено мотивов, указывающих на существенные нарушения, допущенные при рассмотрении данного дела.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судом первой инстанции не допущено, не приведено таковых нарушений и в жалобе заявителя.
При таких обстоятельствах, решение Зеленчукского районного суда КЧР от 26.02.2021 г. года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении юридического лица ЗАО «Висма» в связи с отсутствием в действиях лица состава административного правонарушения, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Зеленчукского районного суда КЧР от 26 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.3 КоАП РФ, оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО – без удовлетворения.
Председательствующий
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ