УИД: 09RS0007-01-2020-001738-76
№12–2/2021
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2021 года
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2021 года
РЕШЕНИЕ
ст. Зеленчукская 26 февраля 2021 года
Судья Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Петяшин А.А.,
с участием представителя ЗАО «Висма» в лице Есенеевой Д.М., действующей на основании доверенности,
представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Манугевича К.И., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя конкурсного управляющего ЗАО «Висма» Есенеевой Д.М. в интересах ЗАО «Висма» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, о призвании юридического лица ЗАО «Висма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ЗАО «Висма» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель конкурсного управляющего ЗАО «Висма» Есенеева Д.М., подала жалобу, в обоснование которой указала, что считает, постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку в действиях юридического лица не усматривается состав административного правонарушения, административное дело подлежит прекращению.
В обоснование жалобы указывает на то, что в основанием для привлечения ЗАО Висма к ответственности послужило выявленное нарушение в виде отсутствия разработанного и согласованного проекта разработки месторождений минеральных вод. Между тем, Винсадский участок минеральных вод выделен по результатам бурения и опробования скважины 2, пробуренной в 1985 г. Кавминводской гидрогеологической экспедицией в процессе реализации проекта предварительной разведки Бугунтинского участка Ессснтукского месторождения. Основным продуктивным объектом на Винсадском участке является эльбурганский водоносный горизонт к которому приурочены минеральные воды «Ессентукского типа», по химическому составу аналогичные минеральным водам «Ессентуки-20» - хлоридно-гидрокарбонатные натриевые с минирализацией 2,2-2,7 г/дмЗ.
Лицензия СТВ 00969 МП на право пользования недрами с целью геологического изучения эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод была выдана ЗАО «ВИСМА» 22.06.2007 г. на срок до 01.05.2023 г. На Винсадский участок минеральных вод у ЗАО «Висма» имеется вся необходимая техническая документация обеспечивающая гидрогеологически обоснованную, технически и экономически рациональную и безопасную эксплуатацию данного участка, охраны запасов минеральных вод.
Разработка участка минеральных вод производится в соответствии с «Технологической схемой разработки Винсадского участка минеральных подземных вод (участок скважины 2 Винсадская), согласованной и утвержденной УТЭН Ростехнадзора по Ставропольскому краю 15 июня 2007 г. (имеется в материалах административного дела).
На момент разработки ЗАО «Висма» технологической схемы, т.е. 15.06.2007 г., недропользователь руководствовался нормами Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г.). Действующая на тот момент ст. 23.2. Закона «О недрах» гласила, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Другое согласования и/или требования при разработке к техническим проектам, законом установлено не было.
Также, на момент разработки технологической схемы были утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года № 71 «Правила охраны недр», где согласно, ч.13 Правил охраны недр, технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Гостехнадзора России могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем, проектов разработки опытно-промышленной разработки, пробной эксплуатации, реконструкции, ликвидации, консервации) и обустройства месторождений полезных ископаемых, проектов и технологических схем переработки минерального сырья, проектов производства маркшейдерских и геологических работ, иной проектной документации на пользование участками недр и соответствующих технических заданий на проектирование.
С вступлением в действие, уже после разработки и утверждения ЗАО «Висма» технологической» схемы. Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее Положение № 118), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118 во исполнение ч. 4 ст. 23.2 Закона «О недрах», внесены изменения в порядок согласования документов, а также в перечень проектных документов, подлежащих согласованию по видам полезных ископаемых.
Согласно, Приказа Минприроды от 27.10.2010 г. № 463 «Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод», который также был введен в действие после разработки ЗАО «Висма» технологической схемы, в разделе II «Требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных, —теплоэнергетических и промышленных подземных вод» технологические схемы и проекты разработки являются тождественными документами в связи с идентичными требованиями.
Каждый из вышеперечисленных нормативно-правовых актов, на которые ссылается административный органа, как на документ, в отношении которого ЗАО «Висма» совершило нарушения, был введен в действие после того, как уже была разработана и утверждена в установленном на тот момент законном порядке «Технологическая схема» на Винсадский участок в рамках лицензии СТВ 00969 МП.
Данные выводы, также, подтверждаются письмами Кавказского управления Ростехнадзора от 24.09.2020. № 420-9842-А/1.9, которое было направлено в ответ на запрос Административного органа о предоставлении сведений в отношении недропользователей, в том числе и в отношении ЗАО «Висма».
Письмом Федерального агентства по недропользованию, № 03-30/17537 от 26.10.2020 г., которое было направлено в ответ на запрос от 29.09.2020 г. ЗАО «Висма» о предоставлении разъяснении по факту отсутствия согласованных проектов разработки месторождения минеральных вод.
Таким образом, на момент разработки технологической схемы действовали следующие документы: Закон «О недрах» в редакции от 25.10.2006 г. и Постановление Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года «№71 Правила охраны недр».
В соответствии с принятым Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 814 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», согласно п. 9 ЗАО «Висма» ежегодно направляет в орган государственного горного надзора Планы и схемы развития горных работ для согласования.
Планы и схемы развития горных работ, утвержденные и согласованные органами Ростехнадзора с момента принятия вышеуказанного Постановления и до настоящего времени, были представлены ЗАО «Висма» в Административный орган.
Соответственно, технологическая схема разработки, имеющаяся у ЗАО «Висма» является действующим проектным документом в согласовании разработки месторождения и ЗАО «Висма» не обязана дополнительно иметь проект разработки месторождения минеральных подземных вод, а также отсутсвие согласования технологической схемы с Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом не является нарушением.
Кроме того, у ЗАО «Висма» на Винсадский участок имеется «Программа ведения мониторинга подземных вод Винсадском участке (скважина 2-В) подземных минеральных вод на 2014-2020 гг.; получен и утвержден в установленном порядке «Проект зон санитарной охраны Винсадского участка минеральных подземных во (скважина 2-Винсадская); «Проект уточненного горного отвода Винсадского участка минеральных вод».
Согласно, Дополнения № 2 от 22.05.2013 г. к лицензии СТВ 00969 МП для геологического изучения эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод п. 3.7. предусмотрено, что недропользовательл ЗАО «Висма» обязано выполнить переоценку запасов минеральных вод на Винсадском участке по данным мониторинга с предоставлением результатов на государственную экспертизу в установленном порядке.
В апреле 2019 года ЗАО «Висма» заключило договор с Обществом с ограниченной ответственностью «СЕВКАВГЕОВОЛГА» на проведение геологоразведочных работ по переоценке запасов на Винсадском участке подземных минеральных вод в Предгорном районе Ставропольского края, согласно лицензии СТВ № 00969 МП.
Проект на проведение геологоразведочных работ по доразведке Винсадского участка с переоценкой запасов подземных минеральных вод в Предгорном районе Ставропольского края РФ, Лицензия СТВ 00969 МП» прошел экспертизу в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» (положительное экспертное заключение от 05.08. 2019 г. № 077-02-02/2019 г.).
16.10.2020 были переутверждены запасы ЗАО «Висма» на ближайшие 10 лет. Протоколом ГКЗ №6490т 21.10.2020 г. утверждено заключение государственной экспертизы запасов минеральных подземных вод Винсадского месторождения в Предгорном районе СК, представленных ЗАО «Висма» на 10-летний срок.
Также, Протоколом ГКЗ № 6490 от 21.10.2020 г. было установлено следующее изменение Винсадский участок был признан автономным с учетом структурно-тектонических и газогидрохимических особенностей, в соответствии с «Методическими рекомендациями по обеспечению ресурсной базы подземных вод с применением Классификатора названий месторождений и участков месторождений и переименован в Винсадскос месторождение. В этой связи, было принято решение экспертной комиссии, отраженное в заключении государственной экспертизы к Протоколу ГКЗ № 6490 от 21.10.2020 г. в п. 3.2., рекомендовать ЗАО «Висма» составить и согласовать в установленном порядке технологическую схему разработки Винсадского месторождения. Письмом, Федерального агентства по недропользованию, № 03-30/17537 от 26.10.2020 г. установлен срок для составления и разработки технологической схемы до 01.10.2021 г.
Т. е. на момент рассмотрения настоящего административного дела, в связи с переименованием Винсадского участка и переутверждением запасов, технологическую схему необходимо будет вновь разработать в установленные сроки.
Также, являясь добросовестным недропользователем ЗАО «Висма» на сегодняшний день, заключило с подрядной организацией договор на разработку технологической схемы на Винсадское месторождение (договор подряда прилагаем) и срок выполнения работ установлен до 01.07.2021 г. Также, хотим пояснить, что никаких замечаний от распорядителя недр (Ставропольнедра, Кавказнедра, Роснедра) по вопросу Технологической схемы к ЗАО «ВИСМА» за период с 2007 по 2020 установлено не было.
В судебном заседании представитель ЗАО «Висма» в лице Есенеевой Д.М. доводы жалобы поддержала, просила её удовлетворить.
Представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в лице Манугевич К.И., в судебном заседании просил оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Статья 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включена в главу 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Административные правонарушения в области охраны собственности".
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный государством порядок пользования недрами как природного ресурса.
Статьей 23.2 Закона РФ «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" для решения вопроса о квалификации административного правонарушения, заключающегося в осуществлении добычи подземных вод (использовании водозаборных скважин) без соответствующей лицензии, судам следует учитывать, что добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (часть 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Как следует из материалов дела, что в адрес Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация Федерального агентства по недропользованию (в.х. №101131/01-03 от 02.09.2020) о том, что у ЗАО «Висма» отсутствует проект разработки месторождения минеральных подземных вод.
Также установлено, что ЗАО «Висма» осуществляет пользование недрами в пос. Винсады Ставропольского края по лицензии СТВ 00969 МП от 22.06.2007 г. срок действия до 01.05.2023 г. с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод. Владельцем лицензии осуществляется добыча подземных вод из скважины 2 Винсадская, расположенной в юго-восточной окраине п. Винсады Предгорного района Ставропольского края.
ЗАО «Висма» по лицензии: СТВ 00969 МП от 22.06.2007 г установлен уровень добычи – 3,523 м3/сутки.
В ходе проведения проверки установлено, что ЗАО «Висма» осуществляет пользование недрами с нарушением условий соглашений к лицензии СТВ 00969 МП от 22.06.2007 г.
Согласно пункту 4.1.9 п. 4.2 дополнения к лицензионному соглашению которое является неотъемлемой частью лицензии СТВ 00969 МП от 22.06.2007 г., владелец лицензии обязан:
- обеспечивать, соблюдение других требований законодательства РФ, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, безопасного ведения работ;
- основные требования по обеспечению рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды и безопасного ведения работ, связанных с разведкой и добычей подземных минеральных вод (включая доразведку Винсадовского участка подземных минеральных вод) должны устанавливаться в проектных документах соответствующих видов работ утвержденных в установленном порядке.
Вышеуказанные требование ЗАО «Висма» не выполнило, тем самым нарушило требования ст. 22,23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2396-1 «О недрах», п.4.1.9, п.4.2 лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами СТВ 00969МП.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования постановления о признании юридического лица ЗАО «Висма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Вместе с тем, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта: Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание - не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Для привлечения организации к административной ответственности административный орган должен доказать наступления вредных последствий, которые привели к уничтожению плодородного слоя почвы либо порче земель, а также причинную связь между противоправными действиями лица и наступлением вышеуказанных последствий.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено представленными в суд документами, что лицензия СТВ 00969 МП на право пользования недрами с целью геологического изучения эльбурганского водоносного горизонта с последующей добычей минеральных вод выдана ЗАО «ВИСМА» 22.06.2007 г. на срок до 01.05.2023 г. На Винсадский участок минеральных вод у ЗАО «Висма» имеется вся необходимая техническая документация обеспечивающая гидрогеологически обоснованную, технически и экономически рациональную и безопасную эксплуатацию данного участка, охраны запасов минеральных вод.
А именно разработка участка минеральных вод производится в соответствии с «Технологической схемой разработки Винсадского участка минеральных подземных вод (участок скважины 2 Винсадская), согласованной и утвержденной УТЭН Ростехнадзора по Ставропольскому краю 15 июня 2007 г.
Кроме того на момент разработки ЗАО «Висма» технологической схемы, т.е. 15.06.2007 г., недропользователь руководствовался нормами Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (в ред. от 25.10.2006 г.). Действующая на тот момент ст. 23.2. Закона «О недрах» гласила, что разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Другое согласования и/или требования при разработке к техническим проектам, законом установлено не было.
Кроме того, на момент разработки технологической схемы были утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года № 71 «Правила охраны недр», где согласно, ч.13 Правил охраны недр, технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Гостехнадзора России могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем, проектов разработки опытно-промышленной разработки, пробной эксплуатации, реконструкции, ликвидации, консервации) и обустройства месторождений полезных ископаемых, проектов и технологических схем переработки минерального сырья, проектов производства маркшейдерских и геологических работ, иной проектной документации на пользование участками недр и соответствующих технических заданий на проектирование.
Между тем, с вступлением в действие, уже после разработки и утверждения ЗАО «Висма» технологической» схемы. Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее Положение № 118), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 №118 во исполнение ч. 4 ст. 23.2 Закона «О недрах», внесены изменения в порядок согласования документов, а также в перечень проектных документов, подлежащих согласованию по видам полезных ископаемых.
Также, в п. 9 Положения № 118, указано что, при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии, комиссией согласовываются следующие виды проектной документации: проект – опытно-промышленной разработки месторождения (участка), технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка). Каждый из перечисленных видов проектных документов служит основанием для разработки месторождений (участков) минеральных подземных вод.
Согласно, Приказа Минприроды от 27.10.2010 г. № 463 «Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод», который также был введен в действие после разработки ЗАО «Висма» технологической схемы, в разделе II «Требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных, — теплоэнергетических и промышленных подземных вод» технологические схемы и проекты разработки являются тождественными документами в связи с идентичными требованиями.
Между тем, каждый из вышеперечисленных нормативно-правовых актов, на которые ссылается административный органа, как на документ, в отношении которого ЗАО «Висма» совершило нарушения, был введен в действие после того, как уже была разработана и утверждена в установленном на тот момент законном порядке «Технологическая схема» на Винсадский участок в рамках лицензии СТВ 00969 МП.
О чем также свидетельствуют письма Кавказского управления Ростехнадзора от 24.09.2020. № 420-9842-А/1.9, которое было направлено в ответ на запрос Административного органа о предоставлении сведений в отношении недропользователей, в том числе и в отношении ЗАО «Висма»; Письмом Федерального агентства по недропользованию, № 03-30/17537 от 26.10.2020 г., которое было направлено в ответ на запрос от 29.09.2020 г. ЗАО «Висма» о предоставлении разъяснении по факту отсутствия согласованных проектов разработки месторождения минеральных вод.
Таким образом, на момент разработки технологической схемы действовали следующие документы: Закон «О недрах» в редакции от 25.10.2006 г. и Постановление Госгортехнадзора РФ от 06 июня 2003 года «№71 Правила охраны недр».
В соответствии с принятым Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 г. № 814 «Об утверждении Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», согласно п. 9 ЗАО «Висма» ежегодно направляет в орган государственного горного надзора Планы и схемы развития горных работ для согласования.
Планы и схемы развития горных работ, утвержденные и согласованные органами Ростехнадзора с момента принятия вышеуказанного Постановления и до настоящего времени, были представлены ЗАО «Висма» в Административный орган и имеются в материалах дела.
Соответственно, технологическая схема разработки, имеющаяся у ЗАО «Висма» является действующим проектным документом в согласовании разработки месторождения и ЗАО «Висма» не обязана дополнительно иметь проект разработки месторождения минеральных подземных вод, а также отсутсвие согласования технологической схемы с Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом не является нарушением.
Поскольку условие разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией предусмотрено действующим законодательством о недрах и является обязательным условием недропользования вне зависимости от наличия данного требования в лицензии на право пользования недрами, изменение закона в части условий лицензирования недропользования, имевшее место после предоставления Обществу участков для добычи подземных вод не распространяется на условия к ранее выданным лицензиям. Закон в данном случае обратной силы не имеет.
Таким образом, технологическая схема разработки, имеющаяся у ЗАО «Висма» является действующим проектным документом в согласовании разработки месторождения и ЗАО «Висма» не обязана дополнительно иметь проект разработки месторождения минеральных подземных вод, а также отсутсвие согласования технологической схемы с Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом не является нарушением, следовательно довод должностного лица, о том что ЗАО «Висма» при осуществлении разработки Винсадовского участка минеральных подземных вод не имеет без согласованного в установленном порядке проекта, технической схемы разработки месторождения минеральных подземных вод, в отсутствии надлежаще сформированного документа нарушило требование ст.22,23.2 Закона РФ от 21.02.1992г. №2395-1 «О недрах» п. 4.1 лицензионного соглашения к лицензии на пользование недрами СТВ 00969 МП – необоснован.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что административным органом не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, поскольку должностным лицом не установлена причинно-следственная связь между действиями Общества и наступившими последствиями.
При указанных обстоятельствах, должностным лицом, вынесшим Постановление, при рассмотрении дела не установлены все обстоятельства.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Так же суд считает необходимым отметить, что в соответствии с п.4 ст. 29.12.1 КоАП РФ копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, определение по делу об административном правонарушении, копия определения об исправлениях, внесенных в постановление, решение, принятые по результатам рассмотрения жалоб, протестов на постановление, решение по делу об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения соответствующего определения направляются лицам, указанным в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебному приставу-исполнителю, органу, должностному лицу, исполняющим постановление, определение по делу об административном правонарушении, в случае подачи ими соответствующего заявления.
Однако, при вынесении должностным лицом 01 декабря 2020г. в постановлении о назначении административного наказания ЗАО «Висма» по ч.2 ст.7.3 КоАП РФ допущена описка, а именно в резолютивной части постановления «признать юридическое лицо – ЗАО «Минеральные воды Железноводска» виновным в совершении административного правонарушения…. ».
15 декабря 2020 года должностным лицом вынесено определение об исправлении описки, между тем в материалах дела отсутствует сведения о направлении определения ЗАО «Висма».
Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Таким образом, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования от 01.12.2020, о призвании юридического лица ЗАО «Висма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ и наложении административного взыскания, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
жалобу представителя конкурсного управляющего ЗАО «Висма» Есенеевой Д.М. в интересах ЗАО «Висма» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования от 01.12.2020, о призвании юридического лица ЗАО «Висма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования от 01.12.2020, о призвании юридического лица ЗАО «Висма» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ЗАО «Висма» по ч. 2 ст.7.3 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР через Зеленчукский районный суд в течение 10 суток.
Судья: А.А. Петяшин
УИД: 09RS0007-01-2020-001738-76
№12–2/2021
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2021 года
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2021 года