№ 12-2/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
ЗАТО г. Североморск 02 марта 2022 года
Судья Североморского районного суда Мурманской области Бойко И.Б., рассмотрев жалобу Мурманской региональной общественной организации «Спортивная федерация «Универсальный бой» на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области от 26 ноября 2021 года по делу № 5-687/2021 об административном правонарушении в отношении юридического лица – МРОО «СФ «Универсальный бой» о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области от 26 ноября 2021 года юридическое лицо МРОО «СФ «Универсальный бой» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за невыполнение в установленный срок (02.11.2021) требований, содержащихся в предупреждении Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от 03.09.2021.
На указанное постановление законным представителем юридического лица – председателем правления ФИО1 подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, оспаривая законность предписания, поскольку требование о предоставлении годового отчета и уведомления о продолжении деятельности на бумажном носителе законом не предусмотрено, юридическим лицом своевременно на Портале Минюста России размещены запрашиваемые сведения по имеющейся форме. Эта позиция подтверждена ответом Министерства Юстиции РФ.
В возражениях на жалобу, представитель Управления Минюста России по ***, полагал вынесенное постановление судьи обоснованным. Приводит доводы о законности требований предоставления юридическим лицом отчетов за 2020 год на бумажном носителе, поскольку наличие обязанности предоставлять отчетность в электронном виде не освобождает юридическое лицо от обязанности предоставлять отчетность на бумажном носителе. Кроме того, возможность размещения отчетов в сети интернет предусмотрена законом в отношении некоммерческих организаций, в связи с соответствующим внесением изменений в ФЗ «О некоммерческих организациях», однако такого законодательного закрепления в отношении общественных объединений не имеется. Опубликование общественным объединением отчета по форме ОН0003 является его правом, а не обязанностью организации. Требование о предоставлении документа о продолжении полномочий руководителя также полагает законными, поскольку на момент размещения отчетности на портале, полномочия руководителя организации истекли, а общество обязано по запросу Минюста предоставлять решения руководящих органов общественного объединения. Также сослался на законность требований о предоставлении сведений о месте нахождения руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения.
В соответствии со ст.30.6 ч.3 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела представитель МРОО «СФ «Универсальный бой» ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал, что отчет и уведомление о продолжении деятельности были направлены в установленные сроки по предусмотренной законном форме, в информации о продолжении деятельности указано фактическое местонахождение руководящего органа, его название, данные о руководителе общественного объединения. При этом руководитель организации на дату предоставления этих сведений не менялся, а изменился только с 21.11.2021 года. Документы об этом были своевременно направлены в Минюст. Также отметил, что общество продолжало и продолжает свою деятельность, адрес местонахождения не менялся, неполучение корреспонденции было непродолжительным и не свидетельствует о смене руководства и местонахождения общества или о прекращении его деятельности.
Заслушав представителя МРОО «СФ «Универсальный бой», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Рассматривая дело об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу о наличии вины МРОО «СФ «Универсальный бой» в совершении инкриминируемого административного правонарушения и привлечения указанного юридического лица к административной ответственности.
Между тем, данный вывод сделан без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу.
Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Из диспозиции данной нормы следует, что установленная ею административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа.
В соответствии с абз. 8 ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п.6 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7 "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Так же, согласно абз.3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно положениям п.5 ч.2 ст.38 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" лишь в случае установления нарушений законодательства должностными лицами контролирующего органа выносится предписание в целях их устранения. При этом на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на требованиях закона и исполнимы.
Согласно материалам дела 02.03.2021 на информационном портале некоммерческих организаций Минюста России МРОО «СФ «Универсальный бой» размещено ежегодное сообщение о продолжении деятельности в 2021 году, и ежегодный отчет по форме ОН0003, однако 04.03.2021 Управлением Минюста России по Мурманской области в адрес организации направлено информационное письмо о том, что сообщение о продолжении деятельности не может быть принято к рассмотрению и предложено оформить уведомление о продолжении деятельности в 2021 году в соответствии с требованиями ФЗ «Об общественных объединениях» и предоставить его на бумажном носителе, а также предоставить отчет по форме ОН0003 за 2020 год на бумажном носителе.
Мировым судьей установлено, что отчетность за 2020 год на бумажном носителе МРОО «СФ «Универсальный бой» в адрес управления не предоставлена и 03.09.2021 МРОО «СФ «Универсальный бой» выдано предупреждение о предоставлении вышеуказанных сведений, которое исполнено не было.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении в отношении МРОО «СФ «Универсальный бой» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ мировой судья установил, что МРОО «СФ «Универсальный бой» не выполнило в установленный срок (до 02.11.2021) законное предписание Управления Министерства юстиции РФ по Мурманской области, т.е. органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства, а именно не представило ежегодный отчет по форме ОН0003, утвержденной Приказом Министерства юстиции РФ от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2020 год на бумажном носителе и информацию (уведомление) о продолжении деятельности в 2021 году, отвечающее требованиям ст.29 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» на бумажном носителе.
Между тем, как усматривается из протокола об административном правонарушении и материалов дела, а также установлено мировым судьей, МРОО «СФ «Универсальный бой» 02.03.2021 на информационном портале некоммерческих организаций Минюста России было размещено сообщение о продолжении деятельности, отвечающее требованиям п.3.1 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также отчет по форме ОН0003 за 2020 год.
Мировым судьей оценка обстоятельств об исполнении предупреждения юридическим лицом иным способом не сделана, сделан вывод о неисполнении предписания об устранении общественной организацией нарушений требований законодательства РФ в связи с непредставлением отчета по форме ОН0003 за 2020 год и уведомления о продолжении деятельности на бумажном носителе, с указанием на то, что согласно информационному письму Управления, размещение на портале некоммерческих организаций Минюста России сообщения о продолжения деятельности и отчета не освобождает общественное объединение об обязанности предоставления указанных документов на бумажном носителе. При этом, ссылки на какой-либо закон, нормативно-правовой акт обязывающий предоставлять указанную отчетность именно на бумажном носителе не сделано, учитывая, что п.3.2 ст.32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» предусмотрена возможность их опубликования, путем размещения на Информационном портале Минюста России.
Кроме того, предупреждение о недопустимости нарушений норм законодательства РФ должностного лица Управления Минюста РФ по Мурманской области обязывало МРОО «СФ «Универсальный бой», в том числе, предоставить объяснения о причинах неполучения корреспонденции организации и при необходимости направить пакет документов для государственной регистрации нового адреса, а также предоставить копию протокола уполномоченного органа организации, подтверждающего избрание на новый срок ее руководителя.
Невыполнение указанных требований предупреждения о предоставлении объяснения и пакета документов, согласно протоколу об административном правонарушении, также были вменены обществу как часть объективной стороны правонарушения, однако мировой судья оценку данным требованиям не исполненным организацией по мнению лица, составившего протокол не дал, не проверив законность предписания в этой части, не указал их при описании объективной стороны правонарушения, однако и не исключил их.
Указанные сведения, имеют значение для установления всех обстоятельств по делу.
Изложенное указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, мировой судья не проверил законность выданного предписания, не произвел оценку имеющихся в деле доказательств в их совокупности, не устранил противоречия относительно обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, что повлекло за собой нарушение требований ст.24.1, 26.1, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, в связи с чем, в соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ имеются основания для отмены обжалуемого постановления.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Североморском районном суде настоящей жалобы, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.19.5 КоАП РФ для данной категории дел в отношении юридического лица, истек, производство по настоящему делу в силу положений п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области от 26 ноября 2021 года № 5-687/2021 в отношении МРОО «СФ «Универсальный бой» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение по результатам рассмотрения жалобы вступает в законную силу немедленно.
Судья И.Б. Бойко