РЕШЕНИЕ
05 апреля 2022 года город Нижневартовск
Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Рощина Г.В.,
с участием защитника лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, АО «Аганнефтегазгеология» – ФИО3, действующего на основании доверенности № от 30.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника АО «Аганнефтегазгеология» ФИО3 на постановление начальника отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №562-ОН от 14.12.2021,
установил:
вышеуказанным постановлением АО «Аганнефтегазгеология» признано виновным в том, что в нарушение ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п.1, 8 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» превысило утвержденный на 2020 год лимит в объеме 20,475 тонн на размещение на полигоне ТБО города Мегион отхода производства «смет с территории предприятия практически неопасный» (код по ФККО 73339002715) на 81,619 тонну, фактически разместив 102,094 тонны. Дата, время обнаружения правонарушения 26.08.2021 18:00 часов.
Правонарушение квалифицировано по ч.8 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО «Аганнефтегазгеология» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В установленный законом срок защитник АО «Аганнефтегазгеология» ФИО3 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, просил его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что обществом не был превышен лимит на размещение отхода «смет с территории предприятия практически неопасный», поскольку его общий объем на 2020 год был утвержден в количестве 223,726 тонны.
В возражениях на жалобу начальник отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения, указывая на то, что лимит утверждается на конкретный объект размещения. В данном случае для полигона ТБО города Мегион на 2020 год был утвержден лимит для размещения отхода «смет с территории предприятия практически неопасный» в объеме 20,475 тонн, в то время как обществом размещено 102,094 тонны, то есть на 81,619 тонну больше.
В судебном заседании защитник АО «Аганнефтегазгеология» ФИО3 доводы жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
В силу п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Заслушав в судебном заседании защитника АО «Аганнефтегазгеология», изучив доводы жалобы и приложенные к ней документы, возражения на жалобу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленного Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора по запросу судьи, судья приходит к выводу об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения, руководствуясь при этом следующими мотивами и основаниями.
Положениями ч.8 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.
В соответствии со ст.24 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон об отходах).
Согласно ст.1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона об отходах в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
За превышение лимитов на размещение отходов юридические лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п.8 ст.18 Закона об отходах).
Как следует из материалов административного дела, в период с 30.07.2021 по 26.08.2021 в ходе плановой выездной проверки на основании решения заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора №13-рш от 28.07.2021 административным органом был установлен факт превышения АО «Аганнефтегазгеология» утвержденного на 2020 год лимита в объеме 20,475 тонн на размещение на полигоне ТБО города Мегион отхода производства «смет с территории предприятия практически неопасный» на 81,619 тонну.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: решением о проведении плановой выездной проверки №13-рш от 28.07.2021; актом плановой выездной проверки №147 от 26.08.2021; документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение №281/18 от 17.10.2018, которым на 2020 год для отхода «смет с территории предприятия практически неопасный» установлен лимит для размещения на полигоне ТБО города Мегион в объеме 20,475 тонн; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, согласно которой в 2020 году на полигоне ТБО города Мегион обществом размещен отход «смет с территории предприятия практически неопасный» в объеме 102,094 тонны; протоколом об административном правонарушении №696-ОН от 01.12.2021, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства об охране окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе производства по данному делу должностное лицо при соблюдении требований ст.ст.24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришло к обоснованному выводу о том, что АО «Аганнефтегазгеология» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, ответственность за нарушение которых установлена ч.8 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения установленных требований АО «Аганнефтегазгеология» суду не представлено.
Довод жалобы о том, что обществом не был превышен лимит на размещение отхода «смет с территории предприятия практически неопасный», поскольку его общий объем на 2020 год был утвержден в количестве 223,726 тонны, подлежит отклонению, поскольку в соответствии с п.3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов лимитов на их размещение, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 №1029, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта. В ходе производства по делу установлено, что на 2020 год для отхода «смет с территории предприятия практически неопасный» установлен лимит для размещения на полигоне ТБО города Мегион в объеме 20,475 тонн, в то время как обществом размещено 102,094 тонны, что на 81,619 тонну больше.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о правомерном привлечении АО «Аганнефтегазгеология» к административной ответственности по ч.8 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание АО «Аганнефтегазгеология» назначено в рамках санкции ч.8 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, минимально возможное.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела государственного экологического надзора в г. Нижневартовске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №562-ОН от 14.12.2021 в отношении АО «Аганнефтегазгеология» оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Нижневартовский районный суд в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Г.В. Рощина