Дело № 12-2/2022
УИД 74RS0002-01-2021-006590-84
Р Е Ш Е Н И Е
18 января 2022 года г. Аша
Судья Ашинского городского суда Челябинской области А.В. Борисюк,
при секретаре Е.В. Мусабировой,
с участием защитника Д.Ю. Титова,
рассмотрев в судебном заседании жалобу ООО «Биянковский щебеночный завод» на постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области №467-2021 от 15.07.2021 года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области ФИО1 <ФИО>5 №467-2021 от 15.07.2021 года юридическое лицо ООО «Биянковский щебеночный завод» (далее – ООО «БЩЗ») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей, за то, что ООО «БЩЗ» не внесена в установленные законодательством сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора, законный представитель юридического лица Титов Д.Ю. принес в Ашинский городской суд Челябинской области жалобу, в которой указал, что отсутствует событие административного правонарушения, поскольку должностным лицом Росприроднадзора не учтено то, что Обществом внесена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, плата за размещение отходов за 2020 год 25.02.2021 года, при том, что законодательством установлен срок внесения платы не позднее 1 марта 2021 года.
В судебном заседании защитник юридического лица Титов Д.Ю. поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить. Также пояснил, что экологом ООО «БЩЗ» была впервые произведена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, плата за размещение отходов, ранее обществом указанная плата не осуществлялась. Платежными поручениями плата по расчету ООО «БЩЗ» была внесена 25.02.2021 года. В последующем, после звонка инспектора Росприроднадзора с указанием на ошибочность расчета платы, была произведена корректировка и дополнительно в счет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, платы за размещение отходов дополнительно уплачены денежные средства платежными поручениями от 10.03.2021 года и 11.03.2021 года. Считает, что ст. 8.41 КоАП РФ предусматривает невнесение платы. Внесение платы не в полном объеме не образует состав правонарушения по данной норме. С учетом того, что после указания должностного лица Росприроднадзора, в кратчайшие сроки плата была довнесена в полном объеме.
Заслушав защитника юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 50000 до 100000 рублей.
В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, плата на негативное воздействие на окружающую среду взимается: 1) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, 2) за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, 3) за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно п. 1 ст. 16.1 указанного Федерального закона, юридическим лицам, осуществляющим деятельность на объектах, относящихся к объектам I-IV категорий, необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за хозяйственную и иную деятельность, оказывающую такое негативное воздействие, по всем эксплуатируемым юридическим лицом объектам.
Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых бытовых отходов, являются юридические лица, при осуществлении которыми хозяйственной и иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы и операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Платежной базой для исчисления платы за НВОС по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
При определении платежной базы учитываются объем и масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, а также лимиты на размещение отходов производства и потребления.
При этом при расчете платы необходимо использовать сведения разрешительной документации хозяйствующего субъекта: по объектам I категории - из комплексного экологического разрешения, по объектам II категории - из декларации о воздействии на окружающую среду, по объектам III категории - из отчета о результатах производственного экологического контроля.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.
В п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» прямо указано, что такая плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода, по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, применяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Как следует из представленных материалов дела, ООО «БЩЗ» 25 февраля 2021 года внесло оплату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в сумме 39564 рубля 14 копеек, плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства в сумме 20893 рубля 24 копейки.
В последующем ООО «БЩЗ» дополнительно внесены плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами в сумме 2906 рублей 29 копеек по платежному поручению от 10.03.2021 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства в сумме 221479 рублей 07 копеек по платежному поручению от 11.03.2021 года.
Вместе с тем, протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении не содержит информацию о внесенных денежных суммах 25.02.2021 года.
Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 настоящих Правил.
Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Положения, отраженные в Постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» не содержат указаний на административную ответственность при внесении платы за НВОС в неполном объеме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.
Поскольку объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а в судебном заседании достоверно установлено, что юридическим лицом ООО «БЩЗ» была внесена частичная плата за негативное воздействие на окружающую среду, суд не может признать состоятельным утверждение должностного лица Росприроднадзора в постановлении по делу об административном правонарушении об имевшем месте событии административного правонарушения 02 марта 2021 года - отсутствии факта внесения юридическим лицом такой платы в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, вынесенное государственным инспектором Росприроднадзора постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «БЩЗ» является незаконным и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного юридического лица - прекращению, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу законного представителя юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Биянковский щебеночный завод» на постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области ФИО1 <ФИО>6 №467-2021 от 15.07.2021 года удовлетворить.
Отменить постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Челябинской области ФИО1 <ФИО>7 №467-2021 от 15.07.2021 года, как незаконное и необоснованное.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Биянковский щебеночный завод», на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение обжалуется в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда через Ашинский городской суд.
Судья А.В. Борисюк