Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы на постановление
по делу об административном правонарушении
с. Большие Уки Омская область 18 марта 2022 года
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Коршуна В.Н., при секретаре судебного заседания Кользиной А.Г., с участием защитника Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Рожковой А.А., начальника ТОНД и ПР по Большеуковскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Лисина Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Большеуковского муниципального района Омской области на постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 31.01.2022,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 31.01.2022 Администрация Большеуковского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В постановлении указано, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области не выполнила законное предписание территориального отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Большеуковскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области № 1ГО от 17.12.2020, в части пунктов 2-6, которыми в срок до 01.11.2021, предписано:
- создать запасы химических реагентов для тушения пожаров, на основании положений подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 14 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008;
- определить места возможных захоронений трупов, а также создать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, на основании положений подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 19 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008;
- в полном объеме осуществить накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотренных приложением № 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных Большеуковского муниципального района Омской области», в связи с их фактическим отсутствием: продовольствия (из расчета снабжения на трое суток, 50 человек пострадавших), предусмотренного подп. 1-11 п. 1; продовольствия (из расчета снабжения на трое суток, 268 человек спасателей, ведущих АСДНР), предусмотренного подп. 1-11 п. 2; продовольствия (из расчета снабжения на трое суток, 36 человек участников ликвидации), предусмотренного подп. 1-11 п. 3; товаров первой необходимости, предусмотренных подп. 1-3 п. 4, на основании положений подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», пп. 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ № 379 от 27.04.2000, приложением 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств Большеуковского муниципального района Омской области»;
- вести учет защитных сооружений гражданской обороны (журнал учета ЗС ГО), на основании положений подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008, п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2020 № 583;
- осуществить хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны, на основании подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008, п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2020 № 583.
Таким образом, мировой судья пришел к выводу о том, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Выражая несогласие с вынесенным постановлением, законный представитель Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Казначеев С.Н. направил жалобу, в которой указал, что вина Администрации района в совершении административного правонарушения, за которое она привлечена к административной ответственности, при рассмотрении дела не доказана. В нарушение требований ст.ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ должностным лицом, осуществляющим проверку, наличие реальной возможности у Администрации района осуществить расходы в целях исполнения требований предписания о накоплении запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, на стадии составления протокола не устанавливалась и соответствующие доказательства мировому судье им не предоставлялись. При отсутствии необходимых доказательств виновности юридического лица, мировой судья счел вину Администрации района в совершении административного правонарушения доказанной. При этом, представленные Администрацией района доказательства предпринятых мер и отсутствия финансовой возможности для исполнения требований предписания (копии ходатайств в Совет Большеуковского муниципального района Омской области от 21.09.2020, 12.11.2021; копий заключения комиссии по финансово-бюджетной политике и вопросам муниципальной собственности Совета муниципального района от 17.12.2020 и 16.12.2021 и выписка из сводной бюджетной росписи местного бюджета на 2021 год и плановый период 2022 – 2023 гг.) не приняты мировым судьей в качестве доказательств, отсутствия вины Администрации района. Вывод мирового судьи, о том, что Администрация района сама могла включить в бюджет района расходы на приобретение запасов в целях ГО, на материалах дела не основан. Ни одно из имеющихся в деле доказательств, сделать такие выводы не позволяет. Возможность предусмотреть такого рода расходы должна быть доказана наличием необходимых доходов, позволяющих увеличить бюджетные ассигнования по данному направлению расходов на очередной финансовый год. Позиция мирового судьи о создании на уровне района аварийно-спасательной службы, для которой, по мнению суда и должны приобретаться химические реагенты для тушения пожара, противоречит постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области от 14.02.2020 № 18-П, которым утверждены номенклатура и объемы запасов материально-технических, продовольственных и иных средств Большеуковского муниципального района, создаваемых в целях гражданской обороны. В составе материальных средств указанной номенклатуры химические реагенты для тушения пожаров отсутствуют. В соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области противопожарное обеспечение, как одно из мероприятий по гражданской обороне, организуется силами и средствами 57 ПЧ ОФПС по охране с. Большие Уки Омской области ФКГУ «12 ОФПС по Омской области», ДПК и ДПО сельских поселений (п. 2.2.8 Плана ГО). Полномочия по осуществлению тушения пожаров в населенных пунктах возложены на федеральную противопожарную службу статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности». В то время как создание муниципальной пожарной охраны действующим законодательством к вопросам местного значения не отнесено. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований, в том числе, в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения. В связи с отсутствием у органов местного самоуправления обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны, в Большеуковском муниципальном районе муниципальная пожарная охрана не создана. Следовательно, создавать запасы химических реагентов для тушения пожаров, органы местного самоуправления не вправе. Таким образом, вывод мирового судьи о законности возложения на Администрацию района обязанности по созданию химических реагентов для тушения пожаров противоречит требованиям п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим федеральным законом вопросов местного значения. Кроме того, данная позиция мирового судьи противоречит также требованиям: п. 9 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379, в соответствии с которым финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством РФ; п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; п. 3 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ в соответствии с которым, муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления; п. 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исходя из возможного характера военных конфликтов на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических, физико-географических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов при возникновении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов. На основании изложенного, выводы мирового судьи о наличии у Администрации района обязанности создать запасы химических реагентов для тушения пожаров на требованиях действующего законодательства не основаны, противоречат нормативным правовым актам, принятым на уровне Большеуковского муниципального района. Отклоняя доводы представителя Администрации района об отсутствии у Администрации района обязанности определять места возможных захоронений трупов, а также создавать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, мировой судья полагает, что эти мероприятия должны осуществляться независимо от отнесения территории к категории по гражданской обороне и независимо от прогноза ведения военных действий. Данная позиция мирового судьи противоречит требованиям следующих норм действующего законодательства. В силу требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения. В соответствии с п. 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804, ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно п. 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС от 14.11.2008 № 687 ведение гражданской обороны на муниципальном уровне осуществляется на основе планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований. Таким образом, характер, объем и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в готовность определяются исходя из оценки обстановки, возможной при ведении военных действий, с учетом разумной достаточности, наличия и рационального расходования материальных и финансовых ресурсов. Следовательно, все мероприятия по гражданской обороне, проводимые на территории Большеуковского муниципального района, должны осуществляться в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области. Согласно Плана гражданской обороны и защиты населения Большеуковского муниципального района Омской области опасные производственные и другие объекты и сооружения, представляющие собой вероятные цели для нанесения противником ракетных и авиационных ударов, поражения которых может привести к распространению радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, затоплению на территории муниципального района отсутствуют. Согласно Плана гражданской обороны и защиты населения Омской области, районный центр, населенные пункты и объекты экономики Большеуковского района не подвергаются ударам оружия массового поражения. Поэтому предполагается, что после применения противником современных средств поражения по г. Омску, с Большие Уки, населенные пункты района, объекты экономики, транспортные магистрали, системы энерго-, водо-, тепло-снабжения, материально-техническая база, система связи и оповещения не получают разрушений от действий противника или от вторичных факторов применения противником ССП и сохраняют состояние, пригодное для выполнения мероприятий, предусмотренных планом гражданской обороны. Мировым судьей не принято во внимание, что отсутствие вероятности радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, затопления разрушения объектов инфраструктуры исключают гибель населения. Мировым судьей не учтено, что при таких условиях у Администрации района нет законных оснований для финансирования и выполнения мероприятий по определению мест возможных захоронений трупов, а также по созданию сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специальных ритуальных организаций. Выводы мирового судьи о законности требований предписания в части ведения учета защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) противоречит требованиям Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. В соответствии с п. 2.2 указанных правил, документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО. Ни один объект, стоящий на учете в Главном управлении МЧС России по Омской области не имеет ни паспорта установленной формы, ни технической документации, ни специального инженерно-технического оборудования, позволяющего сделать вывод о принадлежности данных помещений к ЗС ГО. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Администрации района законных оснований для ведения учета ЗС ГО. Кроме того, Администрацией района мировому судье были представлены 14 актов обследования объектов от 17.09.2020, составленные по результатам обследования объектов, поставленных на учет в качестве ЗС ГО, расположенных на территории Большеуковского муниципального района. Данные акты составлены комиссией, состав которой утвержден Приказом Главного управления Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области от 11.09.2020 № 882 «Об утверждении порядка проведения мероприятий по обследованию и выявлению объектов, поставленных на учет в качестве защитных сооружений гражданской обороны при отсутствии соответствующих паспортов, проектной и иной технической документации». Все представленные суду акты содержат следующий вывод, сделанный комиссией по результатам обследования: объект не является ЗС ГО, предложение комиссии: исключить объект из журналов учета ЗС ГО. В соответствии с п. 12 Порядка, утвержденного Приказом № 882 по результатам проделанной работы, признанные не являющимися ЗС ГО, исключаются из журналов учета Главного управления, органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления и организаций. Однако мировой судья акты обследования объектов во внимание не принял. Указанные доказательства и доводы представителя Администрации района оставлены судьей без необходимой оценки. Таким образом, судом допущено нарушение требований ст. 26.11 КоАП РФ об оценке доказательств. Дело об административном правонарушении в отношении Администрации района рассмотрено с нарушением требований ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ. Требования о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей не выполнены. Считает, что постановление мирового судьи требованиям законности не отвечает. На основании изложенного, просит постановление по делу об административном правонарушении № 5-1/2022, вынесенное мировым судьей судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области, отменить, производство по данному делу прекратить.
Начальник ТОНД и ПР по Большеуковскому району Лисин Д.В. в возражениях на жалобу указал, что с доводами жалобы не согласен, находит постановление мирового судьи в части привлечения Администрации за неисполнение пунктов 2-6 предписания от 17.12.2020 № 1ГО, законным и обоснованным. Доводы Администрации были предметом неоднократного рассмотрения судами различных инстанций, в том числе областными судами, в ходе которых им дана надлежащая оценка. Изложенная в апелляционной жалобе позиция заявителя противоречит результатам проведенной проверки и представленным Администрацией документам. Предписание об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны от 17.12.2020 № 1ГО, срок исполнения, которого был установлен до 01.11.2021, вынесено законно и обосновано, Администрацией не обжаловалось. По доводам Администрации, связанным с отсутствием оснований для приобретения химических реагентов для тушения пожаров, указывает на то, что отсутствие муниципальной пожарной охраны, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности заблаговременного создания резервных запасов химических реагентов для тушения пожаров, которые при возникновении пожаров в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов могут быть использованы кем бы то ни было, только в интересах муниципального образования, то есть исключительно для нужд самого органа местного самоуправления. По доводам, связанным с несогласием Администрации определять места возможных захоронений трупов, а также создавать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, ввиду того, что районный центр, населенные пункты и объекты экономики Большеуковского муниципального района не подвергаются ударам оружия массового поражения и таким образом массовая гибель населения исключена, указывает на то, что выполнение данных мероприятий в законодательстве не обусловлено наличием вероятности нанесения противником ударов современными средствами поражения по территории муниципального образования. Кроме того, из п. 15 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687, видно, что указанные мероприятия осуществляются в целях решения задач в области гражданской обороны, при этом, согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке территории РФ от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Из пункта 8 Протокола заседания комиссии по предупреждению ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечения пожарной безопасности Администрации Большеуковского муниципального района следует, что на территории Большеуковского муниципального района Омской области расположено 13 населенных пунктов, подверженных подтоплению. Таким образом, прогнозируемый в плане гражданской обороны ход боевых действий не может исключить возможность массовой гибели населения на территории Большеуковского муниципального района Омской области в военное и мирное время и освободить орган местного управления от планирования и осуществления мероприятий в целях решения задач в области гражданской обороны. По поводу доводов Администрации района об отсутствие на территории района ЗС ГО, указал, что в контрольно-наблюдательном дел Администрации Большеуковского района в области гражданской обороны находятся копии шести паспортов защитных сооружений, заверенных 19.10.2017 Администрацией Большеуковского муниципального района, что подтверждает факт наличия у Администрации Большеуковского района паспортов защитных сооружений. Кроме того, в 2018 году была создана комиссия о проведении инвентаризации всех защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Большеуковского муниципального района Омской области, под председательством первого заместителя главы Администрации Большеуковского муниципального района. По проведению проверок составлены акты инвентаризации ЗС ГО, в общих сведениях акта инвентаризации указано, что защитные сооружения ПРУ являются муниципальной собственностью, не используются. Акты подписаны всеми членами комиссии. Все перечисленные в акте проверке от 03.12.2021 № 2/ГО нарушения предлагается к устранению не первый год (с 2017 года), но до настоящего времени нарушения не устранены. Хранение паспортов и ведение учета защитных сооружений вообще не требует финансовых затрат. После вынесения распоряжения о проведении внеплановой проверки и направлении 26.10.2021 его копии в Администрацию Большеуковского района, в адрес ТОНД и ПР по Большеуковском району поступило ходатайство от 28.10.2021 о продлении срока исполнения предписания, в котором указано, что для исполнения большей части пунктов предписания необходимы денежные средства на общую сумму в размере более четырех миллионов рублей, в чем ей было отказано в связи с отсутствием законных оснований для продления сроков исполнения предписания. Кроме того, Администрация могла обратиться еще в 2020 году для увеличения сроков исполнения пунктов предписаний, с предоставлением документов, свидетельствующих о планировании выделения финансирования для выполнения мероприятий указанных в предписании. Администрация 21.09.2020 и 12.11.2021 обращалась в Совет Большеуковского муниципального района Омской области с просьбой предусмотреть в бюджете района на 2021 год и 2022 год соответственно расходы в том числе: с целью выполнения требований предписания ТОНД и ПР по Большеуковскому району. Однако какого-либо ответа на вышеуказанные ходатайства Администрацией суду представлено не было. Вместе с тем, не согласен с выводами мирового судьи в части не признания законным пункта 1 предписания об устранении нарушения, связанного с отсутствием на муниципальном уровне автоматизированной системы централизованного оповещения, охватывающей населенные пункты при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов. С учетом, изложенного просит постановление мирового судьи в части привлечения Администрации за неисполнение пунктов 2-6 предписания от 17.12.2020 № 1 ГО оставить без изменения, а жалобу Администрации без удовлетворения, изменить постановление в части признания Администрации виновной в отсутствии на муниципальном уровне автоматизированной системы централизованного оповещения, охватывающей населенные пункты при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.
В судебном заседании защитник Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Рожкова А.А. жалобу поддержала по указанным в ней обстоятельствам, просила ее удовлетворить.
Начальник ТОНД и ПР по Большеуковскому району Лисин Д.В. просил в жалобе отказать по обстоятельствам, изложенным в возражениях.
Изучив доводы жалобы и возражения на нее, заслушав защитника Рожкову А.А., представителя надзорного органа Лисина Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
Часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Омской области № 1/ГО от 11.11.2020, начальником ТОНД и ПР по Большеуковскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области Лисиным Д.В. в период с 23.11.2020 по 17.12.2020 в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области по адресу: Омская область, Большеуковский район, с. Большие Уки, ул. Ленина, д. 9, проведена плановая выездная проверка по соблюдению данным юридическим лицом установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны. Проверка проведена с участием законного представителя Администрации Большеуковского муниципального района Омской области - главного специалиста по ГО и ЧС Твардовского А.А. (т. 1 л.д. 189-192).
По результатам проверки установлено, что Администрация Большеуковского муниципального района Омской области не выполнила мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а именно:
- отсутствует автоматизированная система централизованного оповещения охватывающая все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008, пп. 5, 10 Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом № 422/90/376 ДПС от 25.07.2006 МЧС РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовым коммуникаций РФ, утратившего силу с 01.01.2021, пп. 9, 13, пришедшего на смену последнему правовому акту, Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом № 578/365 от 31.07.2020 МЧС РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, вступившего в законную силу с 01.01.2021 (п. 1);
- не созданы запасы химических реагентов для тушения пожаров, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 14 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 (п. 2);
- не определены места возможных захоронений трупов, а также не созданы силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 19 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.13 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ № 687 от 14.11.2008 (п. 3);
- не в полном объеме осуществляется накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предусмотренных приложением № 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных Большеуковского муниципального района Омской области», фактически отсутствуют: продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 50 человек пострадавших), предусмотренное подп. 1-11 п. 1; продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 268 человек спасателей, ведущих АСДНР), предусмотренное подп. 1-11 п. 2; продовольствие (из расчета снабжения на трое суток, 36 человек участников ликвидации), предусмотренное подп. 1-11 п. 3, товары первой необходимости, предусмотренные подп. 1-3 п. 4, чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», пп. 5, 6 Положения о накоплении, хранении и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ № 379 от 27.04.2000, приложением 2 к постановлению Администрации Большеуковского муниципального района Омской области № 18-п от 14.02.2020 «О создании и содержании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств Большеуковского муниципального района Омской области» (п.4);
- не ведется учет защитных сооружений гражданской обороны (фактически отсутствует журнал учета ЗС ГО), чем нарушены положения подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008, п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2020 № 583 (п. 5);
- не осуществляется хранение паспортов защитных сооружений гражданской обороны, чем нарушены подп. 21 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», п. 10 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 804 от 26.11.2007, п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образования и организациях, утвержденного Приказом МЧС РФ от 14.11.2008, п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2020 № 583 (п. 6).
О выявленных нарушениях составлен акт проверки № 1/ГО от 17.12.2020 (т. 1 л.д. 193-194), в тот же день Администрации района выдано предписание № 1ГО, установлен срок по его исполнению до 01.11.2021 (т. 1 л.д. 10-11).
Законность действий должностного лица надзорного органа, проводившего плановую выездную проверку, мировым судьей проверена, о чем подробно изложено в постановлении, оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Оценивая предписание надзорного органа № 1/ГО от 17.12.2020, мировой судья пришел к выводу о его законности, за исключением пункта 1, содержащего требование об устранении нарушения связанного с отсутствием автоматизированной системы централизованного оповещения, охватывающей все населенные пункты об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая, что постановление мирового судьи проверяется на основании жалобы Администрации Большеуковского муниципального района, а КоАП РФ не предусматривает возможность ухудшения правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу, по его жалобе, выводы мирового судьи относительно пункта 1 не подлежат проверке.
Проверяя выводы мирового судьи в части законности требований, изложенных в пунктах 2-6 предписания, районный суд находит их подробно мотивированными, основанными на законе и исследованных доказательств, представленных сторонами по делу. В установленном порядке Администрацией района предписание не обжаловалось и подлежало исполнению в указанный в нем срок.
Доводы, изложенные в жалобе, фактически повторяют основания несогласия с нарушениями, выявленными надзорным органом при проверке, которые были предметом исследования мирового судьи.
По истечении срока исполнения предписания, на основании распоряжения органа государственного надзора о проведении внеплановой, выездной проверки органа местного самоуправления № 2/ГО от 22.10.2021 (т. 1 л.д. 7-8), начальником ТОНД и ПР по Большеуковскому району Лисиным Д.В. проведена внеплановая, выездная проверка исполнения Администрацией района предписания, входе которой установлено неисполнение предписания в полном объеме, о чем 03.12.2021 составлен соответствующий акт № 2/ГО (т. 1 л.д. 20-22).
Неисполнение предписания явилось основанием для составления надзорным органом в отношении Администрации Большеуковского муниципального района Омской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, содержание которого соответствует ст. 28.2 КоАП РФ (т. 1 л.д. 3-4).
Постановлением мирового судьи Администрация района признана виновной в совершении данного административного правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и дал надлежащую юридическую оценку действиям Администрации Большеуковского района Омской области, несогласие с которой лица, привлеченного к административной ответственности, не свидетельствуют об ошибочности указанных выводов мирового судьи, который оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно признал Администрацию виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Администрация, получив предписание административного органа № 1ГО от 17.12.2020, не приняла все зависящие от нее меры по его надлежащему выполнению в установленный срок и обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Отсутствие финансирования на выполнение мероприятий связанных с накоплением запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств не является основанием полагать, что Администрацией были приняты все возможные и доступные меры для исполнения по устранению данного нарушения.
Наличие сведений о направлении ходатайства о необходимости предусмотреть в бюджете муниципального района на 2021 год расходы на накопление запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, вопреки доводам жалобы, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не являются, указанные доводы обоснованно отклонены мировым судьей.
Мер к исполнению требования надзорного орган, указанного в пункте 2 предписания, которое также требует финансовых затрат, Администрацией района вообще не принималось.
Вместе с тем, требования надзорного органа, содержащиеся в пунктах 3, 5 и 6 предписания, не предполагают каких – либо финансовых затрат по их исполнению.
Иные доводы жалобы правовых оснований для отмены постановления мирового судьи не содержат. Несогласие заявителя с оценкой установленных мировым судье обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого акта не является.
Бремя доказывания мировым судьей распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.
Административное наказание назначено Администрации Большеуковского муниципального района Омской области в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении и прекращения производства по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 3 в Большеуковском судебном районе Омской области от 31.01.2022, которым Администрация Большеуковского муниципального района Омской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000рублей, оставить без изменения, а жалобу законного представителя Администрации Большеуковского муниципального района Омской области – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.Н. Коршун