ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2022 от 20.04.2022 Илимпийского районного суда (Красноярский край)

Мировой судья судебного участка в Клименко В.В., исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка в

УИД:24MS0-33

РЕШЕНИЕ

20 апреля 2022 г.

Илимпийский районный судв составе:

председательствующего судьи Тунгусско-Чунского районного судаКирпиченко Е.П., исполняющей обязанности председателя Илимпийского районного суда на основании приказавого суда от ДД.ММ.ГГГГ,

с участием ФИО1,

начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по И.М. Барбариго,

рассмотрев в открытом судебном заседании в жалобу на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (УИД:24MS0-33, производство ), вынесенного мировым судьей судебного участка в ФИО2, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка в ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка в ФИО2, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка в было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которым постановлено: производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 ч. 1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с наличием в ее действиях признаков преступления. Материалы дела передать начальнику органа дознания – начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по .

Не согласившись с указанным постановлением, начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по И.М. Барбариго направила в суд жалобу, в которой просит суд: Постановление мирового судьи судебного участка в ФИО2, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка в о прекращении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ — отменить и направить административное дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы должностное лицо ОСП по указала, что в отделении судебных приставов по в отношении ФИО1 находятся следующие исполнительные производства:

исполнительное производство -ИП о взыскании алиментов в пользу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

исполнительное производство -ИП о взыскании алиментов в пользу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

исполнительное производство -ИП о взыскании алиментов в пользу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указанные исполнительные производства возбуждены в мае 2020 года на основании исполнительных листов, выданных Илимпийским районным судом по делу о лишении родительских прав и взыскании алиментов с ФИО1.

ФИО1, не выплачивала алименты на содержание несовершеннолетних детей в течение двух и более месяцев и совершила своими действиями административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанных исполнительных производств в отношении ФИО1 было возбуждено 3 дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ указанные выше дела об административных правонарушениях были рассмотрены мировой судьей судебного участка в и ФИО1 назначено наказание в виде обязательных работ в количестве 60 часов по каждому делу, при этом общее количество часов составило 180 часов. Постановления о назначении административного наказания вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Гражданка ФИО1 к отбыванию наказания в виде обязательных работ приступила, однако постоянно нарушала трудовую дисциплины и не являлась к месту отбывания обязательных работ, чем умышлено затягивала срок отбывания административного наказания.

на основании исполнительного листа ФС , выданного Илимпийским районным судом, по делу возбуждено исполнительное производство -ИП, в соответствии с которым ФИО1 обязана выплачивать алименты в пользу ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 1/8 заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1/6 доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1/3 части доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1/4 доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно до совершеннолетия ребенка, путем перечисления на счет, открытый на имя ребенка в банке.

Гражданка ФИО1, зная о возбуждении в отношении нее исполнительного производства о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего сына ФИО6, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ алименты не выплачивала, то есть в течение двух и более месяцев, образовав задолженность по алиментным платежам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 21064,13 руб., при этом общая задолженность по алиментам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 75830,85 руб.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отделения — старшим судебным приставом в отношении ФИО1 возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ являются интересы несовершеннолетних детей, их материальные условия существования.

При рассмотрении вопроса о привлечении должника к административной ответственности в случае, когда он осуществляет не систематические платежи, несоизмеримые с размером, установленным решением суда, необходимо руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ-П, от ДД.ММ.ГГГГ- П, согласно которой защита нарушенных прав не может быть действительной, если судебный акт ли акт иного уполномоченного органа своевременно и в полном объеме не исполняется.

Согласно п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах. Возникающих у судов при применении Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях» и в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. При этом административное законодательство и различает понятия одного и того же правонарушения и однородного правонарушения, совершение которого повторно квалифицируется как отягчающее вину обстоятельство (ч. 2 с. 4.2 КоАП РФ), а также отличает и понятие аналогичного правонарушения.

ДД.ММ.ГГГГ при возбуждении административных дел, гражданке ФИО1 инкриминировалось административные правонарушения, объектами которых являлись несовершеннолетии дети — Сергей, Алиса, Савелий.

ДД.ММ.ГГГГ при возбуждении административного дела, гражданке ФИО1 инкриминировалось административное правонарушение, объектам которого является несовершеннолетний сын — ФИО6.

В соответствии административным законодательством, однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства, независимо от того, установлена ли административная ответственность за совершение правонарушения в одной или нескольких статьях КоАП РФ.

В силу п. 2 ст. 4.3. КоАП РФ, повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством отягчающим административную ответственность.

Учитывая, что объектами административных правонарушений, совершенных гражданкой ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлись несовершеннолетние дети, в частности: ДД.ММ.ГГГГ - это были Сергей, Алиса, Савелий, а ДД.ММ.ГГГГ — Виктор, по мнению заявителя жалобы, гражданкой ФИО1, в указанный срок, то есть в срок, установленный ст. 4.6 КоАП РФ совершены однородные административные правонарушения.

В судебном заседании начальник отделения – старший судебный пристав ОСП по И.М. Барбариго доводы жалобы поддержала и просила её удовлетворить.

Участвующая в судебном заседании ФИО1, возражений по существу рассматриваемой жалобы не высказала.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по административным правонарушениям являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснения причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Административная ответственность по части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ наступает за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Забота о детях, их воспитание, согласно статье 38 Конституции Российской Федерации, являются правом и обязанностью родителей. Данные положения конкретизированы в части 1 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которой родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Родители не освобождаются от этой обязанности и в случае лишения их родительских прав, и помещения детей в детские учреждения, где они находятся на полном государственном обеспечении (часть 2 статьи 71 и статья 84 Семейного кодекса Российской Федерации).

Обязанность содержать своих несовершеннолетних детей носит безусловный характер и не связана с наличием либо отсутствием у гражданина постоянного и достаточного дохода.

Анализ диспозиции части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ в системной связи с ранее процитированными установлениями семейного законодательства свидетельствует о том, что нарушением судебного решения о взыскании алиментов, влекущим административную ответственность, является неуплата их в том размере, который определил суд. Следовательно, законодателем недопустимым признается как полная неуплата алиментов, так и частичная.

Иное толкование данной нормы исключало бы возможность достижения конституционно значимой цели, направленной на защиту материнства и детства, ставило бы под сомнение обязательность судебного решения как акта правосудия. Кроме того, следует отметить, что взыскание алиментов является средством защиты интересов несовершеннолетних детей, направленным на систематическое, гарантированное законом получение ими материального содержания от родителей.

В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей», в случае принятия в отношении лица нескольких судебных актов о взыскании алиментов либо наличия нескольких соглашений об уплате родителем алиментов (например, ввиду обязанности предоставлять содержание нескольким детям), в связи с неисполнением каждого из которых возбуждены исполнительные производства и имеются данные о фактах неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев подряд, такие факты подлежат самостоятельной квалификации по части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ.

Как следует из фактических обстоятельств дела, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ за неуплату алиментов без уважительных причин за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение решения Илимпийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 обязана уплачивать алименты на своего несовершеннолетнего сына ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 1/8 доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1/6 доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1/3 части доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно; с ДД.ММ.ГГГГ в размере 1/3 доли заработной платы и (или) иного дохода ежемесячно, до совершеннолетия ребенка, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Ранее ДД.ММ.ГГГГ по трем постановлениям мирового судьи судебного участка в ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ за неуплату алиментов без уважительных причин в пользу ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; в пользу ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; в пользу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ей назначено наказание в виде обязательных работ в количестве 60 часов по каждому постановлению, а всего 180 часов обязательных работ, которое было отбыто ей частично.

По возбужденному в отношении ФИО7 по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ делу об административном правонарушении в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что она не уплачивала алименты без уважительных причин за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пользу ФИО6.

Учитывая разъяснения п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 по основанию, указанному в Постановлении мирового судьей судебного участка в ФИО2, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка в о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не имелось.

Указанные выше обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения дела.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ составляет 2 года и на момент рассмотрения жалобы в суде он не истек, суд приходит к выводу, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по делу УИД:24MS0-33, производство подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по И.М. Барбариго на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (УИД:24MS0-33, производство ), вынесенное мировым судьей судебного участка в ФИО2, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка в удовлетворить.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (УИД:24MS0-33, производство ) – отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении в отношении ФИО1, возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка в .

Решение может быть обжаловано ввой суд в течение десяти суток со дня вручения (получения) копии решения.

Судья Е.П. Кирпиченко