ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2022 от 22.03.2022 Советского районного суда (Саратовская область)

№12-2/2022

64RS0035-02-2021-000658-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года р.п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой И.А.,

при секретаре судебного заседания Былинкиной Е.Г.,

рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области на постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 62 от 18 октября 2021 года о привлечении администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Савиновым В.А. № 62 от 18 октября 2021 года администрация Фёдоровского муниципального района Саратовской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 рублей. Основанием привлечения юридического лица к административное ответственности явилось то, что на неразграниченных земельных участках Федоровского муниципального района Саратовской области в пределах особо охраняемой природной территории Государственного природного заказника «Саратовский» расположены несанкционированные свалки, а именно: на территории земельного участка в границах кадастрового квартала (GPS координаты 51.194410 с.ш., 47.618974 в.д.), расположенном в 1 км северо-восточнее с. Семеновка Семеновского муниципального образования Фёдоровского муниципального района Саратовской области выявлена свалка отходов, расположенная на площадке без твердого покрытия и обвалки. Площадь свалки составляет около 2340 кв.м. На площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, шифер, полиэтиленовый пакет, покрышки шин, пластиковые и стеклянные бутылки, спиленные деревья, бумажная упаковка, металлические банки; на территории земельного участка в границах кадастрового квартала (GPS координаты 51.185151 с.ш., 47.674607 в.д.), расположенном в 0,4 км. Юго-восточнее с. Николаевка Семеновского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области выявлена свалка отходов, расположенная на площадке без твердого покрытия и обвалки. Площадь свалки составляет около 640 кв.м. На площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, бутылки пластиковые и стеклянные, полиэтиленовые пакеты; на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:180301 (GPS координаты 51.186144 с.ш., 47.685324 в.д.), расположенного в 0,8 км юго-восточнее села Николаевка Семеновского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области выявлена свалка отходов, расположенная на площадке без твердого покрытия и обвалки. Площадь свалки составляет около 3107 кв.м. На площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, бутылки пластиковые и стеклянные, полиэтиленовые пакеты; на территории земельного участка в границах кадастрового квартала 64:36:120201 (GPS координаты 52.228889 с.ш., 47.718683 в.д.), расположенном 0,8 км. северо-западнее с. Калдино Семеновского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области выявлена свалка отходов, расположенная на площадке без твердого покрытия и обвалки. Площадь свалки составляет около 12740 кв.м. На площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, стеклянные и пластиковые бутылки, бытый шифер, резиновые шины, куски древесины; на территории земельного участка в границах кадастрового квартала (GPS координаты 51.278390 с.ш., 47.835726 в.д.), расположенном в 0,5 км южнее с. Морцы Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области выявлена свалка отходов, расположенная на площадке без твердого покрытия и обвалки. Площадь свалки составляети около 1749 кв.м. На площадке размещены строительные, растительные, твердые коммунальные отходы, навоз, пластиковые и стеклянные бутылки, картон, бумага, полиэтиленовые пакеты.

Все вышеперечисленные земельные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения государственный природный заказник «Саратовский».

Указанные обстоятельства зафиксированы в акте обследования территории (акватории) земельных участков от 19 октября 2020 года, протоколе осмотра № 70 от 05 августа 2021 года, протоколе об административных правонарушениях № 210006 от 04 октября 2021 года и другими материалами.

Не согласившись с указанным постановлением администрация Федоровского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обосновании доводов жалобы ссылается на то, что не установлено точное место совершения административного правонарушения ввиду наличия неразграниченных земельных участков. Все свалки, указанные в постановлении о привлечении администрации к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ находятся на неразграниченных земельных участках Федоровского муниципального района Саратовской области, в границах которых также находятся городские и сельские поселения, которые обязаны организовывать работу по вывозу ТБО. В связи с этим довод государственного инспектора на п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ « об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 16 ст. 4 Устава Федоровского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения Федоровского муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, не подтверждает вину администрации Федоровского муниципального района Саратовской области в образовании несанкционированных свалок в границах особо охраняемой территории федерального значения Государственного природного заказника «Саратовский».

В судебном заседании представитель заявителя администрации Федоровского муниципального района Саратовской области по доверенности Головчанский Ф.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержал, указал на то, что администрация района не может являться субъектом административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ. В постановлении № 62 о наложении административного наказания от 18.10.2021 года указано, что ФГБУ «Национальным парком «Хвалынский» неоднократно направлялись письма с просьбой соблюдения природоохранного законодательства и недопущению несанкционированных свалок на территории Федоровского муниципального района, но ею не были предприняты все зависящие от неё меры по очистке территории от бытовых отходов и ликвидации несанкционированных свалок. Установлено, что администрацией не исполняются требования законодательства по защите и охране земель, выражающие в непринятие существенных и действенных мер по ликвидации несанкционированных свалок, а также очистке территории бытовых отходов. Объективная сторона административного правонарушения представлена непринятием со стороны администрации Федоровского муниципального района Саратовской области мер, направленных на ликвидацию обнаруженных несанкционированных свалок, то есть бездействием. В связи с этим, в действиях администрации Федоровского муниципального района Саратовской области отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.39 КоАП РФ, в данном случае правонарушение должно квалифицироваться по п. 3 ст. 8.2 КоАП РФ. В связи с чем, просил суд отменить постановление № 62, вынесенное должностным лицом 18 октября 2021 года, прекратив производство по делу.

В судебное заседание представитель юридического лица - глава администрации Федоровского муниципального района Саратовской области Наумов А.В. дважды не явился (15.03.2022г., 22.03.2022г.), о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (Т. 2 л.д. 4,7,16,18), с ходатайством об отложении судебного заседания не обращался.

В судебное заседание представитель заявителя администрации Федоровского муниципального района Саратовской области по доверенности Назинцева А.Ю. дважды не явилась (15.03.2022г., 22.03.2022г.), о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом (Т. 2 л.д. 4,6,16,22). 21.03.2022 года повторно обратилась в суд с письменным ходатайством об отложении судебного заседания на более позднюю дату в связи с болезнью. (Т. 2 л.д. 25).

В судебное заседание главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Хвалынский» Савинов В.А. и представитель по доверенности Лашевская Л.В. дважды не явились (15.03.2022г., 22.03.2022г.), о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом (Т. 2 л.д. 4,6,16,22). Обратились в суд с письменным с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие, представив в суд письменные возражения на жалобу, в которых просили жалобу администрации Федоровского муниципального района Саратовской области оставить без удовлетворения.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с разъяснением, изложенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 52 (в ред. от 09 февраля 2012 года) «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях», ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается судьей исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, а также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.

Пунктом 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы.

Суд, разрешая ходатайство представителя администрации Федоровского муниципального района Саратовской области Назинцевой А.Ю. об отложении судебного разбирательства на более позднюю дату в связи с болезнью, считает необходимым в его удовлетворении отказать, поскольку документов, подтверждающих наличие заболевания у представителя, не представлено, а юридическое лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не лишено права на представление его интересов в суде другим представителем, более того, указанным правом юридическое лицо воспользовалось.

Рассмотрев указанную жалобу, выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы административного дела, суд не усматривает оснований для отмены постановления по следующим основаниям.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.

В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются природные объекты и природные комплексы.

В соответствии с п. 1 ст. 58 названного Федерального закона, природные объекты, имеющие особое природоохранное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Пунктом 4 ст. 3 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусмотрено, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный природный заказник Саратовской области «Саратовский» образован на основании приказа Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 16 мая 1983 года № 166 в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 января 1982 года № 14 на основании решения Саратовского облисполкома от 29 октября 1981 года № 531 с целью сохранения и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов животных, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, сохранения среды их обитания. Заказник является особо охраняемой природной территорией федерального значения. Заказник образован без ограничения срока действия. Изменение границ, реорганизация и упразднение заказника осуществляется в том же порядке, что и его образование. (Т. 1 л.д. 150-155).

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 №2055-р и п. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» Государственный природный заказник «Саратовский» (далее ГПЗ «Саратовский») является особо охраняемой природной территорией федерального значения. ГПЗ «Саратовский» образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников их земельных участков (п. 1.6 Положения о ГПЗ «Саратовский»). ГПЗ «Саратовский» являются территорией, имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и поддержания экологического баланса. (Т. 1 л.д.156-161).

В соответствии п. 2.7. Положения о ГПЗ «Саратовский» Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах заказника, а также все иные физические и юридические лица, обязаны соблюдать установленные в заказнике режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. На основании п. 2.2 Положения о ГПЗ «Саратовский», на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

ГПЗ «Саратовский» находится в границах Федоровского муниципального района, которые установлены постановлением Саратовской областной Думы от 25 февраля 2004 года N 22-882 «Об установлении границ Федоровского района».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Хвалынский» на основании Устава (утвержденного приказом Минприроды России от 18.06.2020 №365 с изменениями от 31.07.2020 года) осуществляет управление государственным природным заказником федерального значения «Саратовский», охрану установленного режима, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территории данного заказника. (Т. 1 л.д. 106-123).

Согласно статьи 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Диспозиция указанной статьи Кодекса распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.

При этом, указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Из материалов дела следует, что 05 августа 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской области на основании письма Управления Россельхознадзора по Саратовской и Пензенской областям, письма Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 07.06.2021 года № 6626 и акта обследования территории от 19.10.2020 проведено контрольно-надзорное мероприятие по обследованию территории с. Семеновка, с. Николаевка, с. Калдино Семеновского муниципального образования, с. Морцы Морцевского муниципального образования Федоровского муниципального район. В ходе осмотра выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов на земельных участках государственная собственность на которых не разграничена, в границах территории государственного природного заказника «Саратовский».(Т. 1 л.д. 20-26, 31-48).

Земельные участки, на которых выявлены свалки бытовых отходов расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения государственный природный заказник «Саратовский».

Вышеназванные обстоятельства подтверждаются схемами расположения мест загрязнений, сообщением филиала ГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, какдастра и картографии по Саратовской области № 5104 от 02.08.2021, схемой границ ГПЗ «Саратовский», схемой границ Федоровского муниципального района Саратовской области, кадастровыми планами территории, на которых указаны кадастровые кварталы , которые расположены в границах зон с особыми условиями использования территории, а также картой (планом) земли особо охраняемых природных территорий Федерального значения ГПЗ ФЗ «Саратовский». (Т. 1 л.д. 65-70,162-164, 165-169,170-177, 178-184, 185-195,196).

Согласно письма управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям от 12 июля 2021 года №03-02-2444 земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки не относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».(Т. 1 л.д. 27-28).

Доводы заявителя о том, что администрация Федоровского муниципального района не может являться субъектом административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ, а также то, что земельные участки, расположенные в границах кадастровых кварталов с кадастровыми номерами , на которых находятся свалки бытовых отходов не относятся к особо охраняемым природным территориям, следует признать несостоятельными.

Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенных территориях муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

Из существа вышеприведенных норм права следует, что обязанность по соблюдению режима охраны земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий либо в их охранных зонах, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального округа, возложена законом на органы местного самоуправления муниципального округа.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 16 ст. 4 Устава Федоровского муниципального района Саратовской области утвержденного Решением муниципального Собрания Федоровского муниципального района Саратовской области от 28 июня 2018 г. N 230 «О принятии Устава Федоровского муниципального района Саратовской области» к вопросам местного значения Федоровского муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Федоровского муниципального района.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 12, п. 1, п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, в результате которых происходит деградация земель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ собственники земельных участков и лиц, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, захламление, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ, федеральными законами.

В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Гостандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) собственник отходов – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к указанному пункту, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что несанкционированные свалки твердых бытовых отходов были выявлены на земельном участке государственная собственность на который не разграничена, на территории государственного природного заказника «Саратовский», администрация Федоровского муниципального района Саратовской области правомерно была привлечена к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ.

Доказательств того, что у администрации Федоровского муниципального района отсутствовала реальная возможность соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина Администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области в совершении правонарушения с учетом положения ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у неё имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ст. 8.39 предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятия каких-либо мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Таким образом, бездействие администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.

Администрация Федоровского муниципального района Саратовской области, в ведении которой согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» находятся указанные земельные участки, собственность на которые не разграничена, является надлежащим субъектом административного правонарушения.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесения по делу постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статей 29.7, 29.9 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ для данной категории дел.

При этом фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые были исследованы государственным инспектором при рассмотрении дела об административном правонарушении, им дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что администрацией Фёдоровского муниципального района Саратовской области не приняты все зависящие от неё меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.

Так, администрацией, документов, подтверждающих, что земельные участки, в отношении которых проводилась проверка, относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, суду не представлены.

Оспариваемое постановление по настоящему делу соответствует требованиям КоАП РФ.

Процессуальные нарушения, которые бы повлекли незаконность привлечения администрации Федоровского муниципального района Саратовской области к административной ответственности, не допущены

При указанных обстоятельствах, суд считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица по делу об административном правонарушении, не имеется.

Вместе с тем, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Административное наказание назначено администрации Фёдоровского муниципального района в пределах, установленных санкцией ст. 8.39 КоАП РФ, срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным снизить назначенное наказание в виде административного штрафа.

В рассматриваемом случае, с учетом конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, а также, учитывая принцип справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, суд считает, что снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам юридического лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, поскольку сам факт привлечения Администрации к административной ответственности, уже выполняет предупредительную функцию.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

постановление главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Хвалынский» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 62 от 18 октября 2021 года о привлечении администрации Фёдоровского муниципального района Саратовской области к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 150000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней, путем подачи жалобы через Советский районный суд Саратовской области.

Судья И.А. Волкова