ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2022 от 24.01.2022 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 12-2/2022 (№ 12-340/2021)

УИД: 26RS0023-01-2021-006778-92

РЕШЕНИЕ

24 января 2022 года город Минеральные Воды

Судья Минераловодского городского суда Ставропольского края Драчева О.С., рассмотрев жалобу представителя ООО «Кавмининтер» Кобец О. Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. от 15.10.2021 .............. и представление от 15.10.2021 .............. по делу об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Кавмининтер»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. от 15.10.2021 .............. ООО «Кавмининтер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Также в адрес ООО «Кавмининтер» внесено представление от 15.10.2021 .............. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не соглашаясь с вышеуказанными постановлением и представлением, генеральный директор ООО «Кавмининтер» Кобец О.Н. обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление и представление, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, указывая следующее.

Росприродназор вменяет в вину Обществу непредставление сведений по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............. за 1-4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления; представление недостоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушении земель при поведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020» раздела 1 «нарушение и рекультивация земель». Однако таких нарушений юридическим лицом не допущено.

У Общества отсутствует обязанность подавать сведения по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов», поскольку оно не является ни собственником водных объектов, ни водопользователем.

В статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушении земель при поведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020» раздела 1 «нарушение и рекультивация земель» Обществом предоставлена достоверная информация, поскольку в отчетном периоде, нарушенных в результате деятельности ООО «Кавмининтер» земель, включая отработанные, не имеется.

Полагает, что отсутствует событие вменяемого обществу административного правонарушения, просит постановление от 15.10.2021 .............. и представление от 15.10.2021 .............., вынесенные в отношении ООО «Кавмининтер» отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представители ООО «Кавмининтер» Кобец О.Н. и адвокат Калюгина Н.С. доводы жалобы и дополнений к ней поддержали.

Участвующая в деле представители Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора Слюсарева С.В. просила оспариваемые постановление и представление оставить без изменения, как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив доводы жалобы, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав лицо, прихожу к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.

ООО «Кавмининтер» является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой является добыча минеральной воды из скважины .............. на Змейкинском месторождения (ОКВЭД 36.00.1-Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд), участок недр расположен в ............... Деятельность по недропользованию осуществляется обществом на основании лицензии СТВ .............., зарегистрированной 29.06.1999 Северо-Кавказском региональным геологическим фондом, и дополнений к ней (срок действия лицензии до 01.07.2027).

В период с 26.05.2021 по 08.06.2021 на основании Приказа от 12.05.2021 .............. «О проведении внеплановой выездной проверки ООО «Кавмининтер»», с учетом Приказа от 18.05.2021 .............. «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 12.05.2021 ..............», Росприроднадзором проведена внеплановая выездная проверка общества, результат которой отражен в акте проверки .............. от 08.06.2021.

08.09.2021 на основании акта проверки, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Панковым С.А. в отношении ООО «Кавмининтер» составлен протокол об административном правонарушении .............. которым юридическому лицу вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ, а именно:

- непредставление сведений по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............. за 1-4 кв 2020 года, 1 квартал 2021 года в отдел водных ресурсов по Ставропольскому краю Кубанского бассейнового водного управления;

- представление в Северо-кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора недостоверной информации, содержащейся в статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушении земель при поведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020» раздела 1 «нарушение и рекультивация земель».

Постановлением о назначении административного наказания .............. от 15.10.2021, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Фитьмовой Н.В. Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде предупреждения.

Представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения .............. от 15.10.2021, Обществу указано на необходимость принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, недопущению его совершения вновь, устранить нарушение, усилить контроль за исполнением требований природоохранного законодательства, информацию о принятых мерах представить в Северо-кавказское межрегиональное управление Росприродназора.

Согласно статье 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении:

1) полной и достоверной информации:

- о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

- об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы;

- о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля;

2) информации, содержащейся:

- в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

- декларации о воздействии на окружающую среду;

- декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;

- отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности;

3) а равно искажении сведений о состоянии:

- земель;

- водных объектов.

Сокрытие экологической информации представляет собой ее недоведение, полное или частичное, до сведения лиц, имеющих право на получение или нуждающихся в получении данных, указанных в диспозиции нормы, когда информация была обязательной или была необходима для воздействия на события, факты или явления, создающие опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Умышленное искажение экологической информации или искажение экологических сведений предполагает сообщение неполных или неверных данных, официальных прогнозов и оценок относительно фактов, событий или явлений.

Несвоевременность сообщения экологической информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц или органов либо сообщение в установленный срок лишь части необходимой информации, не отвечающей требованиям полноты и достоверности, а восполняющих ее сведений - после установленных сроков.

В качестве субъектов административной ответственности в комментируемой статье выступают должностные лица, юридические лица, обязанные в силу осуществляемой ими деятельности или возложенных полномочий предоставлять экологическую информацию.

Как усматривается из обжалуемых постановления и представления, Обществу вменяется в вину нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ, п. 24 Приказа Минприроды России от 09.11.2020 № 903, п. 14-16 Приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (действовавшего до 31.01.2020), п. 1, п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах» от 21.01.1992 № 2395-1.

Пунктом 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (далее Порядок, действовавший до 31.12.2020) установлена обязанность физических или юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод, ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

Согласно ст. 37 Водного кодекса РФ, водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 (ред. от 18.04.2014) «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», Положение устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов.

Пунктом 6 Положения установлено, что мониторинг состоит из: мониторинга поверхностных водных объектов с учетом данных мониторинга, осуществляемого при проведении работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; мониторинга состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон; мониторинга подземных вод с учетом данных государственного мониторинга состояния недр; наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты.

В силу пункта 8 Положения, организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 10 Положения установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга ведет регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, наблюдения за находящимися в федеральной собственности водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, эксплуатируемыми организациями, подведомственными Федеральному агентству водных ресурсов, а также наблюдения за объемом вод при водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных, в водные объекты на всех водных объектах, координирует ведение мониторинга поверхностных водных объектов, находящихся в федеральной собственности, мониторинга состояния дна, берегов таких водных объектов, ведение наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, находящимися в федеральной собственности, участниками ведения мониторинга, а также иными федеральными органами исполнительной власти.

Мониторинг подземных вод, в силу пункта 12 Положения, осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, на которое возложены функции по организации регулярных наблюдения за состоянием подземных водных объектов, в том числе наблюдений за качеством подземных вод по физическим, химическим, радиационным и микробиологическим показателям, координации ведения недропользователями наблюдений за состоянием недр, связанных с использованием подземных вод.

ООО «Кавмининтер» на основании лицензии на добычу минеральной воды из скважины .............. Змейкинского месторождения минеральных вод, является недропользователем, осуществляет разработку подземного водного объекта (глубиной залегания 1300-1500 м), и поверхностные водные объекты в своей деятельности ни для целей водоснабжения, ни для целей водоотведения не использует. Как недропользователь, Общество ежеквартально подает отчеты, включающие сведения о фактическом объеме добычи, в Департамент по недропользованию, по форме, установленной в Приложении 12 к Программе ведения мониторинга подземных минеральных вод на Змейкинском месторождении в Минераловодском районе Ставропольского края, согласованной 08.07.2013 Управлением по недропользованию Ставропольского края.

На правоотношения по недропользованию, в основе которых лежит лицензия на недропользование и технологическая схема, содержащая описание технологии порядка добычи полезного ископаемого - минеральной воды, учета объемов добычи, образования технологических потерь, порядка их утилизации и т.п., действие порядка, регламентирующего водопользование, как и положения ст. 39 Водного кодекса РФ, не распространяется.

Согласно ст. 31 Водного кодекса РФ, сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах, содержатся в Государственном водном реестре (п.1), созданном в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (п.3), государственной регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (п.2).

В силу п.5 Постановления Правительства РФ от 28.04.2007 N 253 "О порядке ведения государственного водного реестра", ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Из ответа Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления (отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю) от 27.04.2021 .............. следует, что Змейкинское месторождение минеральных вод со скважиной .............. в Государственном водном реестра не состоит, договора водопользования с ООО «Кавмининтер» не заключалось, лицензии на водопользование в отношении объекта - Змейкинское месторождение минеральных вод (скважина ..............) в государственном водном реестре не числятся.

Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (ред. от 19.03.2013) "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества", (утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496), как и Приказ Минприроды России от 09.11.2020 № 903, которым утвержден новый Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (вступил в силу с 01.01.2021), распространяется на собственников водных объектов и водопользователей, а все водные объекты, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, как и сведения об их использовании, содержатся в Государственном водном реестре.

Из разъяснений Федерального агентства водных ресурсов Кубанского бассейнового водного управления от 09.08.2021 .............. следует, что обязанность по предоставлению сведений, полученных в результате учёта забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сточных вод, в том числе дренажных вод, их качества, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов, возлагается только на водопользователей, которым предоставлено право пользования поверхностным водным объектом.

Таким образом, вывод Росприроднадзора о необходимости ООО «Кавмининтер», являющемуся недропользователем, и не использующем в своей деятельности водные объекты, сдавать в Кубанское бассейновое водное управление сведения по форме 3.1., 1.2 и(или) 1.5-1.6, указывает на неверное толкование Росприроднадзором правовых норм.

С учетом изложенного, отсутствие у общества обязанности подавать сведения по форме 3.1. «Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных объектов» по эксплуатационной скважине .............., указывает на отсутствие события вмененного обществу правонарушения.

На основании пункта 57.5 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 671-р, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ежегодно до 31 марта осуществляет формирование официальной статистической информации о рекультивации земель по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы», утвержденной приказом Приказ Росстата от 29.12.2012 N 676 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы".

Форма 2-ТП предоставляется в целях формирования официальной статистической информации о рекультивации земель в отчетный период.

Согласно пункту 1 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (рекультивация) юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

В пункте 13 указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (рекультивация) указано, что к землям, нарушенным при строительстве, следует относить: карьеры и резервы при железных и шоссейных дорогах, отвалы грунта при строительстве каналов, коллекторов, оросительных систем, продукты очистки каналов (раши), трассы нефтегазопроводов и других продуктопроводов, отвалы коммунального и строительного мусора, а также площади под производственными и иными строениями, железными и автомобильными дорогами, надземными коммуникациями и другими объектами, надобность в которых у респондентов миновала.

В соответствии с п.6 указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Приказ Росстата от 29.12.2012 N 676 (далее – указания), отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года, в строках 03 и 04 указываются площади нарушенных и отработанных земель за отчетный год. Пунктом 7, 8, 9 указаний определено, что в строке 05 приводятся площади рекультивированных земель в отчетном году и принятых по актам в целом, а в строках 06 - 09 площади рекультивированных земель по видам угодий. Рекультивированными считаются земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народном хозяйстве (сельском, лесном, водном и др.), и принятые по актам в соответствии с Положением о порядке приемки-передачи рекультивированных земель. В строке 10 показываются площади нарушенных земель на конец отчетного года, которые рассчитываются как сумма площадей нарушенных земель на начало отчетного года (строка 01), площадей нарушенных земель в отчетном году (строка 03) за вычетом площадей рекультивированных земель в отчетном году (строка 05). В строке 11 отражаются площади отработанных земель на конец отчетного года, которые рассчитываются как сумма площадей отработанных земель на начало отчетного года (строка 02) и площадей отработанных земель в отчетном году (строка 04) за вычетом площадей рекультивированных земель в отчетном году (строка 05).

Согласно пункта 2 Правил проведения рекультивации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель", нарушенными землями признаются земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.

В пункте 6 Раздела 1 Нарушение и рекультивация земель, указано, что строках 01 и 02 отражаются данные о наличии соответственно нарушенных и отработанных земель на начало отчетного года.

Разделом 1 Указаний разъяснено, что к нарушенным землям относятся: выемки карьеров, выработки торфа, породные отвалы шахт, карьеров, приисков, отстойники, гидроотвалы и хвостохранилища, золоотвалы электростанций, отвалы шлака металлургических заводов, отвалы коммунального и строительного мусора, деформированные поверхности шахтных полей (прогибы, провалы), дражные поля, резервы и кавальеры вдоль железных и шоссейных дорог, трассы трубопроводов и канализационных коллекторов, геологоразведочные выработки (карьеры, канавы, шурфы), площадки буровых скважин, промплощадки, транспортные и иные коммуникации ликвидированных предприятий или отдельных их объектов, загрязненные земли на нефтяных, газовых, соляных и других месторождениях, а также загрязненные участки поверхности земли, если для их восстановления требуется снятие и замена верхнего плодородного слоя почвы.

К отработанным землям относятся земельные участки, надобность в которых у респондента миновала в связи с завершением работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Как следует из обжалуемого постановления, ООО «Кавмининтер» признано виновным в не предоставлении в Росприроднадзор информации, а именно- отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) за 2020 год, в части отражения сведений о нарушении земель при проведении работ по прокладке минералопровода в графе 1 «Наличие нарушенных земель на 01.01.2020» раздела 1 «Нарушение и рекультивация земель».

Минералопровод (кадастровый ..............), был построен Обществом в 2012 году, что подтверждается решением арбитражного суда Ставропольского края от 23.05.2013 по делу 3А63-17926\2012 по иску заявлению ООО «Кавмининтер» к Администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края, Галюга С.И. о признании права собственности на недвижимое имущество (сооружение) - минералопровод из коррозионностойкой стали от скважины .............. в пос. Привольный до завода по розливу минеральной воды, земельный учетом по завершении строительства в 2012 году передан правообладателю – органу местного самоуправления.

Согласно выпискам из ЕГРН минералопровод пролегает в границах 10 земельных участков (кадастровые номера ..............), из которых ООО «Кавмининтер» принадлежат только 2 участка (кадастровые номера ..............

Как следует из раздела 1 «Нарушение и рекультивация земель» формы 2-ТП (рекультивация), п.6 указаний, в строке 01 отражаются данные о наличии нарушенных земель на начало отчетного периода, в строку 02 вносятся сведения о том, сколько из нарушенных на начало отчетного года земель отработано.

Согласно пунктам 1, 5 указаний, обязанность по заполнению формы 2-ТП (рекультивация) и представлению ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения, возложена на юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), разрабатывающих месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющих строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Из представленных отчетов по форме 2-ТП (рекультивация) за 2018, 2019 и 2020 годы, поданных ООО «Кавмининтер» и принятых Росприроднадзором следует, что нарушенные земли как на начало периода 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020, соответственно, так и по состоянию 01.01.2019, 01.01.2020 и 01.01.2021, соответственно, отсутствуют.

Доказательств того, что в результате осуществления ООО «Кавмининтер» в 2012 году строительства минералопровода по состоянию на 01.01.2020 существовали нарушенные в результате указанного строительства земли не представлено.

Также не представлено доказательств, что в период с 2013 по 2021 годы ООО «Кавмининтер» осуществляло какие-либо строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, производило размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, которые могли бы привести к нарушению земель на 01.01.2020.

Одно только обстоятельство, что на земельном участке в 2012 году производились строительные работы, не свидетельствует о том, что земли на протяжении 18 лет оставались нарушенными.

Из представленных материалов, в том числе акта проверки не следует, что производился осмотр местности, исследование земельных участков или какие-либо другие действия в результате которых были обнаружены нарушенные земли.

При таких обстоятельствах, каких-либо доказательств предоставления Обществом недостоверных сведений в отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) Роспироднадзором не добыто и в материалы дела не представлено, что свидетельствует об отсутствии события вмененного Обществу правонарушения.

Кроме прочего, в оспариваемом постановлении Обществу вменяется нарушение п. 1, 7 и 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», однако в ст. 22 указанного Закона часть 2 отсутствует.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том, числе всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статья 26.2 КоАП РФ).

Вопрос о фактическом наличии в действиях лица события административного правонарушения подлежит разрешению при рассмотрении дела об административном правонарушении в порядке главы 29 КоАП РФ и должен найти свое мотивированное решение в постановлении по делу об административном правонарушении (статья 29.10 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права прихожу к выводу, что административным органом не представлены доказательства, подтверждающие наличие в действиях ООО «Кавмининтер» события и состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, в связи с чем постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. от 15.10.2021 .............. делу об административном правонарушении по статье 8.5 КоАП РФ в отношении ООО «Кавмининтер» подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. от 15.10.2021 .............. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, также подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 30.7, 29.13 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

жалобу ООО «Кавмининтер» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. от 15.10.2021 .............. по делу об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Кавмининтер» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Кавмининтер» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Представление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Фитьмовой Н.В. от 15.10.2021 .............. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в адрес ООО «Кавмининтер» отменить.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья О.С. Драчева