ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2022 от 31.01.2022 Севского районного суда (Брянская область)

Дело № 12-2/2022 г.

Р Е Ш Е Н И Е

по административному делу

Судья Севского районного суда Брянской области Рухмаков В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 на постановление мирового судьи участка № 51 Севского судебного района Брянской области от 09.11.2021г. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 по ч.1 ст. 20.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи участка № 51 Севского судебного района Брянской области от 09.11.2021г. директор МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере .

Не согласившись с постановлением, директор МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 обратился в Севский районный суд Брянской области с жалобой, указав, что данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из постановления мирового судьи участка № 51 Севского судебного района Брянской области от 9 ноября 2021 г. по делу № 5-365/2021 г. 21 сентября 2021 г. в 12 час. 30 мин. при проведении главным консультантом отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента региональной безопасности Брянской области ФИО2 плановой выездной проверки выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МУП Севский «Жилкомхозсервис», было установлено, что директором МУП Севский «Жилкомхозсервис» были допущены нарушения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства от 18.09.2020г. № 1485, которые выразились в том, что: не соответствует специфике работы организации Положение о постоянно действующем в организации органе управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ответственный работник не ознакомлен с должностной инструкцией уполномоченного на решение задач по ГО и ЧС;не осуществляется должным образом подготовка работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, так как не утверждены списки обучаемых в группах, в списках указаны не все сотрудники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, расписания занятий созданы формально, фактически занятия не проводятся, журнал учета занятий заполнен не в полном объеме, отсутствует отдельная программа обучения для аварийно-восстановительного звена организации;ежегодный инструктаж по действиям при возникновении ЧС прошли не все сотрудники организации;не планируется и не проводится должным образом мероприятия, по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях, так как отсутствуют планирующие и отчетные документы о работе комиссии по повышению устойчивости функционирования организации.

В своем объяснении он указал, что вину не признает, положение о постоянно действующем в организации органе управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствует специфике работы организации, данный орган создан не формально, ответственный работник ознакомлен с должностной инструкцией уполномоченного на решение задач по ГО и ЧС, подготовка работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проведена, списки обучаемых в группах утверждены, в списки внесены все сотрудники организации, занятия проводятся, журнал учета занятий заполнен, программа обучения для аварийно-восстановительного звена организации разработана; ежегодный инструктаж по действиям при возникновении ЧС прошли все сотрудники организации; мероприятия, по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях проводятся, документы о работе комиссии по повышению устойчивости функционирования организации имеются.

Предприятие не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, на предприятие не может быть возложена обязанность выполнения мероприятий, указанных в оспариваемом постановлении, положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» на предприятие не распространяются.Обязанность исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 может быть возложена не на любую организацию, а лишь на такую организацию, на которую в соответствии с действующим законодательством, возложены полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Согласно Устава Предприятия организация мероприятий по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций на предприятие не возложено.Заинтересованным лицом в материалы дела доказательства возложения на Предприятие таких полномочий не представлены.

Он,будучи должностным лицом, осуществляющим в данном предприятии организационно распорядительные функции, необоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанной нормой КоАП РФ.

Просит постановление мирового судьи участка № 51 Севского судебного района Брянской области от 09 ноября 2021г. по делу № 5-365/2021г. обадминистративном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. ст.20.6 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава.

Представитель Департамента региональной безопасности Брянской области, главный консультантом отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента региональной безопасности Брянской области ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явились, просят рассмотреть жалобу без их участия, директор МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 согласен рассмотреть жалобу без участия неявившихся лиц, поэтому на основании п.4 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя Департамента региональной безопасности Брянской области, главного консультанта отдела государственного надзора в области защиты, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента региональной безопасности Брянской области ФИО2

В судебном заседании директор МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Выслушав директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1, изучив доводы жалобы, материалы дела, судья пришел к следующему.

Ответственность по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ наступает за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.50 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 24.1 КоАП, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Пункты 1, 3 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривают, что органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются на каждом уровне функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включают в себя координационные органы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянно действующие органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органы повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на соответствующем уровне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. «б, в» ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 20 вышеуказанного федерального закона порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по месту жительства, а также с использованием специализированных технических средств оповещения иинформирования населения в местах массового пребывания людей. Методическое руководство при решении вопросов защиты населения от чрезвычайных ситуаций и контроль за подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучением навыкам безопасного поведения на водных объектах, своевременным оповещением и информированием населения о чрезвычайных ситуациях, размещениемспециализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.

Согласно п.6, 10, 18 Положения "О единой государственной системепредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N794 (в редакции от 12.10.2020 года) на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы. Постоянно действующими органами управления единой системы на объектовом уровне являются структурные подразделения организаций, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Постоянно действующие органы управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Подготовка работников федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами «а», «д» пункта 2, подпункта «а», «д» пункта 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц, без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. N1485 Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем; работники организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (уполномоченные работники). Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает: для физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем, - инструктаж по действиям в чрезвычайных ситуациях не реже одного раза в год и при приеме на работу в течение первого месяца работы, самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях, участие в учениях и тренировках; для руководителей органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, уполномоченных работников и председателей комиссий - проведение занятий по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Постановлением мирового судьи установлено, что правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

21. года в 12 часов 30 минут в , при проведении главным консультантом отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента региональной безопасности Брянской области ФИО2 плановой выездной проверки выполнения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в МУП Севский «Жилкомхозсервис», было установлено, что директором МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 были допущены нарушения Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794, Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ 18.09.2020 года №1485, которые выразились в том, что не соответствует специфике работы организации Положение о постоянно действующем в организации органе управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ответственный работник не ознакомлен с должностной инструкцией уполномоченного на решение задач по ГО и ЧС; не осуществляется должным образом подготовка работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, так как не утверждены списки обучаемых в группах, в списках указаны не все сотрудники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, расписания занятий созданы формально, фактически занятия не проводятся, журнал учета занятий заполнен не в полном объеме, отсутствует отдельная программа обучения для аварийно-восстановительного звена организации;ежегодный инструктаж по действиям при возникновении ЧС прошли не все сотрудники организации;не планируются и не проводятся должным образом мероприятия, но повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях, так как отсутствуют планирующие и отчетные документы о работе комиссии по повышению устойчивости функционирования организации.

Доводы жалобы об отсутствии вмененного административного правонарушения опровергаются имеющимися в деле доказательствами, оснований не доверять которым не имеется.

В постановлении в качестве доказательств вины директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 указаны:протокол № 16/2021 об административном правонарушении от 05.10.2021г. в отношении директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ; акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 34 от 21.09.2012г., проверочный лист отдела государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера департамента региональной безопасности Брянской области от 21.09.2021г. № 34, предписание № 34 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 21.09.2021г. директору МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 34 от 21.09.2012г. (л.д.14-17), следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

-постоянно действующий орган управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайный ситуаций, в организации создан формально, положение о нем не соответствует специфике работы организации, ответственный работник не ознакомлен с должностной инструкцией уполномоченного на решение задач по ГО и ЧС, (положения нормативных правовых актов - пункты 1, 3 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункты 6 и 10Положения "О единой государственной системепредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N794);

-не осуществляется должным образом подготовка работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций (не утверждены списки обучаемых в группах, в списках указаны не все сотрудники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, расписания занятий созданы формально, фактически занятия не проводятся, журнал учета занятий заполнен не в полном объеме, отсутствует отдельная программа обучения для аварийно-восстановительного звена организации; ежегодный инструктаж по действиям при возникновении ЧС прошли не все сотрудники организации), (положения нормативных правовых актовпункт « в» ч.1 ст. 14, ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункт 18 Положения "О единой государственной системепредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N794,подпункт «а», «д» пункта 2, подпункт«а», «д»пункта 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц, без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. N1485);

-не планируются и не проводятся должным образом мероприятия, но повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (в организации комиссияпо повышению устойчивости функционирования организации создана формально, нет планирующих и отчетных документов о работе данной комиссии), (положения нормативных правовых актовпункт «б» ч.1 ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"), что подтверждается проверочным листом (л.д. 18-25), предписанием № 34 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.26-29).

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что положение о постоянно действующем в организации органе управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствует специфике работы организации, данный орган создан не формально, ответственный работник ознакомлен с должностной инструкцией уполномоченного на решение задач по ГО и ЧС, подготовка работников организации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проведена, списки обучаемых в группах утверждены,в списки внесены все сотрудники организации, занятия проводятся, журнал учета занятий заполнен, программа обучения для аварийно-восстановительного звена организации разработана; ежегодный инструктаж по действиям при возникновении ЧС прошли все сотрудники организации; мероприятия, по повышению устойчивости функционирования (ПУФ) организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях проводятся, документы о работе комиссии по повышению устойчивости функционирования организации имеются, являются не обоснованными.

Постановлением администрации Севского муниципального района Брянский области от 05.12.2018 г. № 824 «О Севском районном звене Брянской областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвержден Перечень сил и средств Севского районного звена Брянской областной территориальной подсистемой, единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Согласно приложению № 2 к постановлению от 05.12.2018 г. № 824, МУП «Севский «Жилкомхозсервис» входит в указанный Перечень.

Доводы жалобы о том, что предприятие не входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, на предприятие не может быть возложена обязанность выполнения мероприятий, указанных в оспариваемом постановлении, положения Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера» на предприятие не распространяются, не состоятельны, поскольку в соответствии с постановлением от 05.12.2018 г. № 824, МУП «Севский «Жилкомхозсервис» входит в Перечень сил и средств Севского районного звена Брянской областной территориальной подсистемой, единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем МУП «Севский «Жилкомхозсервис» должно соблюдать обязательные требования законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Рассматривая дело по существу, мировой судья установил все фактические обстоятельства полно и всесторонне, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания и получившими правильную оценку в постановлении. При этом все представленные в материалах дела доказательства были оценены мировым судьей в совокупности. Таким образом, вывод мирового судьи о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и виновности директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 в совершении данного правонарушения является законным и обоснованным.

Постановление о привлечении директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный ст. 29.7 КоАП РФ, мировым судьей нарушен не был.

Административное наказание назначено директору МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, с учётом всех установленных по делу обстоятельств, является справедливым и соответствующим содеянному.

При назначении административного наказания директору МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 мировой судья учел конкретные обстоятельства дела, характер совершенного директором МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 административного правонарушения, объектом которого является невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или технического характера, личность виновного, смягчающие обстоятельства.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи участка № 51 Севского судебного района Брянской области от 9 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1, привлеченного к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», оставить без изменения, а жалобу директора МУП Севский «Жилкомхозсервис» ФИО1 без удовлетворения.

Судья: (подпись)

Копия верна:

Судья Севского

районного суда В.И. Рухмаков