Дело №12-2/2023
РЕШЕНИЕ
11 января 2023 года г.Тула
Судья Советского районного суда г.Тулы Баранова Е.Е.,
с участием представителя заявителя по доверенности ФИО1,
представителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО5,
рассмотрев дело об административном правонарушении №12-2/2023 по жалобе представителя публичного акционерного общества «Косогорский металлургический завод» по доверенности ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 сентября 2022 г. № о привлечении публичного акционерного общества «Косогорский металлургический завод», место нахождения: <...>, к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22.09.2022 № ПАО «Косогорский металлургический завод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, представитель публичного акционерного общества «Косогорский металлургический завод» по доверенности ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, указав, что в паспорте ГОУ №23 была допущена техническая ошибка (опечатка), а именно вместо проектной эффективности 65,4 % было ошибочно указано значение 80%. Данная опечатка была замечена и исправлена, как в паспорте ГОУ, так и в других документах, в частности в проекте предельно-допустимых выбросов (ПДВ). На основании данного проекта Управлением Росприроднадзора по Тульской области были утверждены нормативы выбросов (приказом от 14.02.2018 №59-н) и выдано разрешение на выбросы №53 от 14.02.2018, утвержденное приказом Управления от 14.02.2018 №60-н. Во время проверки ошибочно принят во внимание недействительный паспорт, в котором проектная эффективность ГОУ указана в размере 80%.
В отношении паспортов ГОУ №, отсутствие в них на момент проверки сведений, указанных в Постановлении, как и отсутствие на момент проверки на корпусе установки №0206 регистрационного номера, заявителем не отрицается. Позднее данные нарушения были устранены.
Заявитель полагает, что ответственность за соблюдение требований к составлению паспортов ГОУ, к нанесению их номеров на корпус установки не должна возлагаться на юридическое лицо, поскольку им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдения, а за правильность ведения паспортов ГОУ отвечает механик литейного цеха.
Кроме того, полагает, что выявленные нарушении не могут привести к загрязнению атмосферного воздуха, а следовательно, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.21 КоАП РФ.
Представитель публичного акционерного общества «Косогорский металлургический завод» по доверенности ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.
Представитель Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагал, что Общество было обоснованно привлечено к административной ответственности. Паспорта ГОУ, в том числе на ГОУ №0023, представлены юридическим лицом самостоятельно. В данном случае был представлен паспорт – 1626 Установки очистки газа «Перегрузочная станция коксовой мелочи» от 2019, в котором, согласно разделу 7 паспорта данного ГОУ эффективность согласно техническим характеристикам должна составлять 80%, тогда как, фактическая эффективность данной установки в 2022 году составляет 71%. Таким образом, в нарушение п.10 Правил ПАО «КМЗ» эксплуатирует технологическое оборудование при отсутствии обеспечения проектной эффективности ГОУ.
В нарушение п.32 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2019 №498, в паспортах ГОУ с инвентаризационными номерами №№ отсутствуют схемы размещения и характеристики мест отбора проб для определения фактической эффективности работы ГОУ, а в паспорте ГОУ с инвентаризационным номером № отсутствует также перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ. Эксплуатация ГОУ с данными нарушениями, по мнению надзорного органа может привести загрязнению атмосферного воздуха. Таким образом, ПАО «Косогорский металлургический завод» допускает нарушение правил эксплуатации установок очистки газа, которое может привести к загрязнению атмосферного воздуха, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителя Приокского межрегионального управления, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В силу п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.1 ст.29.10 и ч.2 ст.30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из смысла ст.ст.26.1 и 26.2 КоАП РФ обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Административным правонарушением в силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.3 ст.8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
В силу статьи 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1). В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена (пункт 2).
Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа».
В соответствии с п.16 Правил регистрационный номер, присвоенный ГОУ, должен наноситься на корпус газоочистной установки в доступном для ознакомления месте и (или) указываться на схеме производственного объекта или его отдельных территорий.
Согласно п.32 Правил паспорт ГОУ должен содержать:
- регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ;
- информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации;
- наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию
ТОУ;
- сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии);
- схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления (далее - КИП и автоматики), схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
- технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; v
- показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.
В отношении ПАО «Косогорский металлургический завод» в период с 05.07.2022 по 22.07.2022 была проведена внеплановая выездная проверка согласно Решению руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора №224-РШ от 30.06.2022.
Решение о проведении внеплановой выездной проверки принято на основании абз.1 п.п.«а» п.3 постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в связи с проверкой фактов превышения нормативов допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух с источников промышленных выбросов в атмосферу предприятия ПАО «Косогорский металлургический завод».
Согласно решению прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 30.06.2022 № проведение внеплановой выездной проверки в отношении ПАО «Косогорский металлургический завод» было согласовано.
Надзорным органом в рамках проведения проверки был проведен анализ газоочистного оборудования, в том числе их осмотр, а также анализ их документации.
В ходе проверки было установлено, что ПАО «КМЗ» имеются паспорта на каждую газоочистную установку, а также инструкция по эксплуатации газоочистных установок. Имеется программа технического обслуживания ГОУ.
В нарушение п.32 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2019 №498, в паспортах ГОУ с инвентаризационными номерами №№ отсутствуют схемы размещения и характеристики мест отбора проб для определения фактической эффективности работы ГОУ.
В паспорте ГОУ с инвентаризационным номером № отсутствует перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ.
Кроме того, согласно данным в отношении фактических показателей работы ГОУ с инвентаризационным номером № (ВУ-6, перегрузочная станция коксовой мелочи) установлено, что фактическая эффективность данной установки в 2022 году составляет 71% (раздел 8). Однако согласно разделу 7 паспорта данного ГОУ эффективность согласно техническим характеристикам должна составлять 80%.
Таким образом, в нарушение п.10 Правил ПАО «КМЗ» эксплуатирует технологическое оборудование при отсутствии обеспечения проектной эффективности ГОУ.
В ходе осмотра 05.07.2022 аспирационной установки литейного двора доменной печи № (регистрационные номера №, 0206) установлено отсутствие нанесенного на корпус установки регистрационного номера №. На корпус установки был нанесен только №, что является нарушением п. 16 Правил.
При отборе проб 07.07.2022 данное замечание было устранено. Оба номера (0202, 0206) нанесены на корпус аспирационной установки.
Таким образом, ПАО «Косогорский металлургический завод» допускает нарушение правил эксплуатации установок очистки газа, которое может привести к загрязнению атмосферного воздуха.
Указанные выше обстоятельства явились основанием для привлечения юридического лица ПАО «Косогорский металлургический завод» к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.
Факт совершения ПАО «Косогорский металлургический завод» административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: решением о проведении внеплановой выездной проверки №-РШ от 30.06.2022; решение о внесении изменений в решение о проведении выездной внеплановой проверки от 11.07.2022 №-РШ; решение о внесении изменений в решение о проведении выездной внеплановой проверки от 13.07.2022 №-РШ;решение зам.прокурора Тульской области от 03.06.2022 о согласовании внеплановой выездной проверки; копиями паспортов ГОУ; актами осмотра и оценки технического состояния установки очистки воздуха; протоколом осмотра производственных и иных объектов ПАО «Косогорский металлургический завод» № от 05.07.2022, с фототаблицей; актом выездной проверки № от 22.07.2022; предписанием об устранении выявленных нарушений №224-РШ/71-2022; протоколом об административном правонарушении от 12.09.2022 №№ и другими материалами дела.
Вина ПАО «Косогорский металлургический завод» также подтверждается показаниями допрошенной в качестве свидетеля старшего государственного инспектора Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, которая в суде показала, что при составлении протокола об административном правонарушении ею рассматривался паспорт ГОУ с инвентарным номером 23 Установки очистки газа «Перегрузочная станция коксовой мелочи» от 2019, в котором, согласно разделу 7 паспорта данного ГОУ эффективность согласно техническим характеристикам должна составлять 80%, О каких-либо изменениях, внесенных в данные паспорт, заявитель не сообщал. Проектная эффективность устанавливается предприятием, и она была определена 80%, а в ходе проверки были выявлены нарушения эксплуатации ГОУ. Кроме того, в паспортах ГОУ №№, 0071 отсутствуют схемы размещения и характеристики мест отбора проб для определения фактической эффективности работы ГОУ, что затрудняет возможность взятия проб, является нарушением эксплуатации ГОУ и может приводит к загрязнению атмосферного воздуха.
Оценивая показания допрошенного свидетеля, суд находит их последовательными, не противоречивыми, достоверными. У суда нет оснований усомниться в правдивости данных им показаний.
Доводы заявителя о том, что в надзорный орган в период проверки ошибочно был предоставлен недействительный паспорт ГОУ №, в котором проектная эффективность ошибочно указано 80%, в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения. Паспорт на ПГОУ Доменного цеха № был предоставлен юридически лицом в Приокское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании сопроводительного письма от 06.07.2022 (№). Данных о том, что в указанный паспорт вносились какие-либо изменения заявителем не представлено.
Свидетель ФИО4, ранее работавший главным инженером ООО «Экология», в суде показал, что процесс очистки загрязняющих веществ является многофакторным. Эффективность очистки ничем не урегулирована, но конечный результат очистки не должен превышать предельно допустимых нормативов. Если на выходе нет превышения, то претензий к юридическому лицу не должно возникнуть, так как загрязнения нет, и соответственно нет ущерба окружающей среде. ИТС концентрация после тканевого фильтра не зависит от входной концентрации. Главный показатель после очистки, это ели на выходе результат не превышает допустимые нормативы, и не важно, каким путем этот результат был достигнут.
Показания свидетеля ФИО4 не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях юридического лица к административной ответственности, поскольку ПАО «Косогорский металлургический завод» вменяется нарушение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, а не нарушение допустимых нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Не может повлечь удовлетворение жалобы доводы о том, что к административной ответственности должно быть привлечено должностное, а не юридическое лицо, поскольку в данном случае к административной ответственности привлечено юридическое лицо, вина которого подтверждается материалами дела.
Таким образом, должностное лицо при вынесении оспариваемого постановления, обоснованно пришел к выводу о том, что ПАО «Косогорский металлургический завод» допустило нарушение правил эксплуатации установок очистки газа, которое может привести к загрязнению атмосферного воздуха.
Установив указанные обстоятельства должностное лицо обоснованно пришел у выводу о наличии в действиях ПАО «Косогорский металлургический завод» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами должностного лица о том, что выявленное в ходе проверки нарушение п.16 Правил в виде отсутствия на аспирационной установки литейного двора доменной печи №1 регистрационного номера 0206, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, поскольку отсутствие на корпусе установки регистрационного номера не может повлечь последствия в виде загрязнения атмосферного воздуха.
По изложенным основаниям, указание в постановлении должностного лица на нарушение ПАО «Косогорский металлургический завод» в виде отсутствия на аспирационной установки литейного двора доменной печи №1 регистрационного номера подлежит исключению, как не относящееся к составу административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.21 КоАП РФ.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, судья приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалуемого постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22.09.2022 №, а также прекращению производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 сентября 2022 г. № о привлечении юридического лица публичное акционерное общество «Косогорский металлургический завод» к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ изменить, исключив выводы о нарушении публичным акционерным обществом «Косогорский металлургический завод» п.16 Правил эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа», выразившемся в отсутствии на аспирационной установки литейного двора доменной печи №1 регистрационного номера 0206.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 сентября 2022 г. № о привлечении юридического лица публичное акционерное общество «Косогорский металлургический завод» к административной ответственности по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу представителя публичного акционерного общества «Косогорский металлургический завод» по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.
Судья