ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2024 от 08.02.2024 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

УИД 23RS0040-01-2024-000034-49

К делу №12-2/2024

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

08 февраля 2024 года Первомайский районный суд города Краснодар в составе

председательствующей Медоевой Е.Н.

при секретаре Бесчастном А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Крышка Е. С. на постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-037/ДЛ/4 от 21.12.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №23-037/ДЛ/4 от 21.12.2023г. начальник отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере - 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Крышка Е. С. обжаловала его в Первомайский районный суд г. Краснодара.

В обоснование жалобы указано, что оспариваемое постановление является необоснованным и противоречащим закону, а выводы о виновности должностного лица являются поверхностными и преждевременными, в связи с чем начальник отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. просит принятое департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края постановление по делу об административном правонарушении №23-037/ДЛ/4 от 21.12.2023г. отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель Крышка Е.С. доводы жалобы поддержала, просила обжалуемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Представитель департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения рассматриваемой жалобы, по основаниям, указанным в письменном отзыве. Просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Нормами подпункта 10 статьи 158 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, между Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края и администрацией муниципального образования городской округ город-курорт Сочи заключено соглашение от 8 июля 2022 г. № 201-825-2022-03726000000-216 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Краснодарского края на приобретение движимого имущества с объемом финансирования средств краевого бюджета в сумме 15 022 400 рублей.

По результатам плановой проверки по теме «Проверка осуществления расходов бюджета Краснодарского края на реализацию мероприятий государственных программ (подпрограмм, целевых программ) национальных, федеральных, региональных проектов, проверка осуществления расходов на обеспечение выполнения функций Министерства и отражения их в бюджетном учете и отчетности», проведенной в отношении министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края на основании приказа департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края от 12 июля 2023 г. № 56-п, составлен акт от 14 сентября 2023 г.

Актом проверки зафиксирован факт нарушения бюджетного законодательства, указывающий на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.3 КоАП «Нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов», выразившегося в нарушении условий предоставления субсидий в связи с недостижением показателей результативности (результатов) использования субсидии муниципальными образованиями Краснодарского края, а также представления муниципальными образованиями Краснодарского края в Министерство отчетов, содержащих недостоверные данные о фактическом достижении значения показателей результативности (результатов) использования субсидии и о кассовом расходе предоставленной субсидии за 2022 год.

Основанием для привлечения Крышка Е.С. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, послужили изложенные в постановлении должностного лица обстоятельства, согласно которым Крышка Е.С., в нарушении подпункта 10 статьи 158 БК РФ, пункта 5.3 Правил № 939, пункта 4.1.2 Соглашений о предоставлении субсидий должным образом не осуществлен контроль за расходованием бюджетных средств в части необеслечения выполнения условий соглашений, выразившееся в не соблюдении муниципальными образованиями условия предоставления субсидии бюджету муниципального образования из бюджета Краснодарского края, в результате не достижения показателей результативности (результатов) использования субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидий, а также предоставление недостоверной отчетности в рамках Соглашений.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными приведенным КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Для установления наличия либо отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, принятия должных мер, направленных на соблюдение получателями межбюджетных субсидий целей, порядка и условий их предоставления, судом исследованы представленные материалы дела, из которых установлено следующее.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04 октября 2011 I. № 1129 утверждены Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края (далее Порядок).

Согласно пункту 3 Правил № 1129, если субсидии предоставляются в рамках государственных программ Краснодарского края, Порядок предоставления и распределения этих субсидий устанавливается соответствующими государственными программами Краснодарского края или нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 939 утверждена государственной программа Краснодарского края «Развитие образования».

Пунктом 1.13 Перечня основных мероприятий ГП № 939 утверждено мероприятие - Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (капитальный ремонт зданий и сооружений, благоустройство территорий, прилегающих к зданиям и сооружениям муниципальных образовательных организаций, за исключением мероприятий, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.3).

Приложение № 10 к ГП № 939 содержит правила предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в рамках реализации отдельных мероприятий ГП № 939, в том числе мероприятия 1.13.

В соответствие с пунктом 5.1 Правил № 939 условиями предоставления субсидии являются, в том числе заключение соглашения между Министерством и местной администрацией муниципального образования Краснодарского края о предоставлении субсидии в соответствии с условиями Правил № 939.

Согласно пункту 5.3 Правил № 939 в Соглашение включаются положения, установленные пунктом 7 Правил № 1129.

Так, согласно пункту 7 Правил № 1129 соглашение должно содержать, в том числе значение показателя результативности (результатов) использования субсидии и обязательства муниципального образования по их достижению.

В целях реализации мероприятия 1.1.5 Программы в 2022 году между Министерством и Администрацией МО городской округ город-курорт Сочи заключено соглашение от 8 июля 2022 г. № 201-825-2022-03726000000-216 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Краснодарского края на приобретение движимого имущества с объемом финансирования средств краевого бюджета в сумме 15 022 400,0 рублей далее Соглашение № 201-825-2022-03726000000-216) и между Министерством и Администрацией МО город Новороссийск заключено соглашение от 5 июля 2022 г. № 201-825-2022-03720000000-214 о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Краснодарского края на приобретение движимого имущества с объемом финансирования средств краевого бюджета в сумме 53 504 800,0 рублей.

Заключенные соглашения с местными администрациями содержат раздел 3 с наименованием "Порядок, условия предоставления Субсидии, срок и порядок перечисления Субсидии в бюджет муниципального образования Краснодарского края", и соответствующие наименованию пункты 3.1 - 3.3.

Так, пунктом 3.2 указанного раздела Соглашений определены условия предоставления субсидий, соответствующие требованиям Правил № 1129 и Правил № 939, а именно:

а) наличие муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия;

б) наличие в бюджете Муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета Муниципального образования) бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется Субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета Субсидии, в объеме, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Соглашения;

в) заключение Соглашения в соответствии с пунктами 6(1), 7 Правил предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 4 октября 2011 г. № 1129.

Иных условий предоставления субсидий соглашениями не предусмотрено.

Разделом 4 соглашений определены права и обязанности каждой сторон, которые возникают в ходе исполнения соглашения, но не являются условиями предоставления субсидий.

Таким образом, пункты 4.1.2, 4.3.4 Соглашения включены в раздел 4, тогда как Порядок, условия предоставления Субсидии, срок и порядок перечисления Субсидии в бюджет муниципального образования Краснодарского края регулируются положениями пункта 3 Соглашения.

Кроме того, подпунктами 6.1.1 пункта 6.1 раздела 6 соглашений определены уполномоченные органы, осуществляющие взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципальных образований возложены функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, а также являющиеся администраторами доходов в отношении субсидии из бюджета Краснодарского края на реализацию мероприятий 1.15.

Таким образом, вывод Департамента о том, что принятое Министерством обязательство по обеспечению соблюдения администрациями условий предоставления субсидий и других обязательств, в том числе по достижению показателя результативности и предоставления отчетности, предусмотренных соглашением, регулируется порядком предоставления субсидий и является условием их предоставления, несостоятелен.

Кроме того, доводы о том, что Крышка Е.С. не исполнены (не надлежащим образом исполнены) должностные обязанности, а также осуществлен не надлежащий контроль за обеспечением соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении, что повлекло не обеспечение Министерством условий предоставления субсидии бюджету муниципального образования городской округ город-курорт Сочи и муниципального образования город Новороссийск из средств бюджета краснодарского края в 2022 году, в результате не достижения планового значения показателя результативности (результатов) использования субсидии, установленных Приложением 3 к Соглашениям, а также представления в Министерство отчетов об осуществлении расходов бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых является субсидия, по состоянию на 1 января 2023 г. и отчетов о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидий, по состоянию на 1 января 2023 г., содержащих недостоверные данные, являются несостоятельными ввиду следующего.

Крышка Е.С. будучи начальником отдела в управлении Министерства не имеет административно-управленческого ресурса, позволяющего влиять на должностных лиц органов местного самоуправления, а тем более, на глав муниципальных образований в целях мотивирования их на конкретные действия и т.д., в том числе на выполнения условий расходования субсидии, являющихся их обязанностью.

При этом, в оспариваемом постановлении не приведено, какие именно действия мной, как должностным лицом, должны были быть совершены по каждому из вышеуказанных обстоятельств (конкретный перечень действий с указанием на нормативные правовые акты, которыми они предусмотрены и описаны, а не мнения (суждения) должностных лиц Департамента, не имеющих под собой правовых оснований), но не сделаны, не указаны обстоятельства, время и место совершения указанных действий (бездействий), которые привели, по мнению должностных лиц Департамента, уполномоченных на составление протоколов об административном правонарушении, к административному правонарушению.

Также отсутствует отсылка на то, на основании каких документов за Крышка Е.С., как за должностным лицом, закреплена обязанность принятия мер по обеспечению Министерством результативности использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и мер по контролю за достижением показателя результативности (результатов) использования субсидий.

В ходе судебного разбирательства таких доказательств также представлено не было.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Кроме того, департаментом в ходе проведения проверки не проведена оценка правовых актов, регулирующих вопросы реализации государственных программ Краснодарского края, ввиду чего выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам, а именно не соответствуют правовым актам Министерства, которыми закреплены ответственные лица за реализацию мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие образования», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. № 939, и принятых в соответствии с требованиями пункта 4.3 Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 г. № 430.

Указанные правовые акты Министерства в силу Порядка № 430 имеют публичный доступ и подлежат официальному опубликованию (размещению) на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Кроме того, как следует из материалов дела, в адрес глав муниципальных образований Краснодарского края направлялись письма Министерства, в которых обозначалась необходимость обеспечить достижение в 2022 году результативности предоставления субсидии по мероприятию 1.1.5 (письма от 15 июня 2022 г. № 47-01-13-10148/22, от 25 октября 2022 г. №47-01-13-19302/22, от 31 октября 2022 г. № 47-01-13-19745/22, от 16 ноября 2022 г. № 06-04-1438/22, от 20 сентября 2022 г. № 47-01-13-16779/22).

Указанные письма Министерства подтверждают проведение постоянной работы с главами муниципальных образований, направленных на их побуждение к достижению показателей результативности (результатов) предоставления субсидий, они составлены и подписаны лицами, которые в соответствии с Планом реализации ГП «Развитие образования», утвержденным приказом Министерства от 30 декабря 2021 г. № 4001 (в редакции, утвержденной приказом Министерства от 30 декабря 2022 г. № 3447), определены ответственные за реализацию мероприятия 1.1.5.

Достижение показателя результативности (результатов) использования субсидий, установленных Соглашением, является обязанностью муниципального образования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность должностным лицам администраций муниципальных образований, установленная частью 3 статья 15.15.3 КоАП.

Тогда как, частью 1 статьи 15.15.3 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 КоАП.

При описанных условиях, суд не усматривает в действиях начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. нарушений порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

При таких обстоятельствах, в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, поскольку условия предоставления межбюджетных трансфертов заявителем нарушены не были.

Положениями ст. 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Соблюдение положений ст. 24.1 КоАП РФ означает, что привлечение к административной ответственности возможно при совокупности 2 условий: доказанности состава правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

В силу статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо установить состав административного правонарушения, включающий 4 элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону, что выясняется на основании доказательств, полученных при производстве по делу об административном правонарушении и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, суд пришел к выводу, что постановление по делу об административном правонарушении №23-037/ДЛ/4 от 21.12.2023г. подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

жалобу должностного лица - начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения , зарегистрированной по адресу: <адрес>, удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края ФИО3 №23-037/ДЛ/4 от 21.12.2023г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела финансового обеспечения муниципальных образований края в управлении межбюджетных отношений и государственного заказа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Крышка Е.С. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья

Первомайского районного суда города Краснодар п Е.Н. Медоева.