ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/2024 от 13.02.2024 Торбеевского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №12-2/2024

УИД 13MS0002-01-2023-001023-83

РЕШЕНИЕ

р.п.Торбеево 13 февраля 2024 г.

Судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия Евстифеева Ольга Анатольевна,

при секретаре судебного заседания Рябовой Елене Васильевне,

с участием прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Егорова Ивана Александровича,

лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, Шаронова Николая Семеновича,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Торбеевского районного суда Республики Мордовия (ул. Водная, д.1б) жалобу председателя комиссии по делам несовершеннолетних Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Николая Семеновича на постановление мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 10.01.2024 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 10.01.2024 в отношении должностного лица - председателя комиссии по делам несовершеннолетних Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Н.С. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-3 «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с данным постановлением, Шаронов Н.С. обратился в суд с жалобой, в которой, указывая на его незаконность и необоснованность, просит отменить постановление мирового судьи и постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения. Считает, что мировой судья не проверил дело в полном объеме, не принял во внимание доводы стороны защиты об отсутствии события административного правонарушения. По его мнению, дело должно быть прекращено именно по указанному основанию, тогда как обжалуемый судебный акт мотивирован только обстоятельствами, связанными с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Полагает о наличии неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в его пользу, и о нарушении принципа презумпции невиновности, бремя доказывания невиновности возложено в нарушение закона на привлекаемое должностное лицо, которое свою невиновность доказывать не обязано. В постановлении не указаны причины, по которым отвергнуты доводы Шаронова Н.С., не приведены мотивы принятого решения о доказанности виновности последнего в совершении административного правонарушения, объяснения у должностного лица Сятишевой С.Ф. не отбирались. Состав вмененного ему административного правонарушения является материальным, тогда как мировым судьей и прокурором данный состав рассматривается как формальный. Отмечает, что организационно–распорядительные решения КДН и ЗП по Республике Мордовия не связаны с соблюдением прав и защитой несовершеннолетних, следовательно, такие решения не могут подпадать под часть 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З. Прокуратура Атюрьевского района Республики Мордовия не наделена полномочиями по надзору за деятельностью КДН и ЗП по Республике Мордовия, а не направление ответа не охватывается надзорной деятельностью прокуратуры, которая осуществляет надзор за исполнением, соблюдением законодательства, и не нарушает прав несовершеннолетних. По смыслу действующего законодательства коллегиальный орган КДН и ЗП Атюрьевского района не может нести ответственность за постановления другого коллегиального органа, не находящегося в прямом подчинении. Кроме того, со стороны КДН и ЗП по Республике Мордовия в прокуратуру района не было письменных обращений о нарушенных правах несовершеннолетних Атюрьевского района в связи с неисполнением постановлений.

В судебном заседании должностное лицо, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, Шаронов Н.С. доводы жалобы и дополнений к ней поддержал по основаниям в них указанных.

Прокурор Атюрьевского района Республики Мордовия Егоров И.А. полагал об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы Шаронова Н.С.

Судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), что полагает рассмотрение дела по правилам первой инстанции, в целях чего на данной стадии возможны не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.

Из материалов дела усматривается, что Шаронов Н.С. в соответствии с распоряжением главы Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 14.01.2022 №45 назначен заместителем главы Атюрьевского муниципального района по социальным вопросам - начальником управления по социальной работе администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Согласно постановлению администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 22.09.2022 №338 «Об утверждении персонального состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района» заместитель главы Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронов Н.С является председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

27.11.2023 прокуратурой Атюрьевского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В акте проверки от 27.11.2023 указано, что 18.08.2023 в администрацию Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия из Администрации Главы Республики Мордовия поступили постановления расширенного заседания Республиканской комиссии от 31.07.2023 № №1, 2, 3, 4, где указано о необходимости информирования об исполнении постановлений в обозначенные сроки.

По состоянию на 20.11.2023 сведения об исполнении постановлений Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия от 31.07.2023 № 1, 2 (со сроком исполнения до 15.09.2023), а также от 31.07.2023 №3 (со сроком исполнения до 01.10.2023), председателем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия не направлены.

27.11.2023 прокурором Атюрьевского района Республики Мордовия в отношении должностного лица - председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Н.С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2023 направлено для рассмотрения по существу мировому судье.

Постановлением мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия от 10.01.2024 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», в отношении должностного лица - председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Н.С., прекращено ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

Частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» предусмотрена административная ответственность за неисполнение должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Мордовия, а равно создание такими лицами препятствий для исполнения, либо нарушение срока исполнения постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия, принятого в пределах компетенции, за исключением постановления по делу об административном правонарушении.

В силу положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности за названное административное правонарушение составляет девяноста календарных дней со дня совершения административного правонарушения, который ко дню рассмотрения дела мировым судьей истек.

В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закреплённого в пункте 4 части 1 стати 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 стати 30.6, часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи от 10.01.2024 проверке и оценке судом подлежат доводы Шаронова Н.С. об отсутствии в его действиях состава и события вмененного административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Аналогичные нормы содержатся в статье 1 Закона Республики Мордовия от 30.03.2005 №26-З «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия» (далее Закон №26-З) и в пункте 5 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.02.2016 №94.

Согласно пункту 1 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.02.2016 №94 комиссия, созданная Правительством Республики Мордовия, осуществляет деятельность на всей территории Республики Мордовия (далее - Республиканская комиссия).

В связи с наделением органов местного самоуправления в Республике Мордовия государственными полномочиями по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов детей и подростков органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Саранск образуют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые осуществляют деятельность на территории соответствующих муниципальных образований Республики Мордовия, районов в городе Саранске (далее - районные в городе Саранске комиссии).

В соответствии со статьей 3 Закона №26-З систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия составляют: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия (далее - Республиканская комиссия); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемые на территории городского округа или муниципальных районов (далее - районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав).

На территории муниципального района создается одна комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На территории городского округа может создаваться одна или несколько комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Положения о Республиканской комиссии и районных, районных в городе Саранске комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждаются Правительством Республики Мордовия.

Районные, районные в городе Саранске комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в своей деятельности подотчетны образовавшим их органам и Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно статье 22 Закона №26-З комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях реализации своих полномочий принимают постановления и вносят представления.

Постановления принимаются по результатам рассмотрения вопросов по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц, представлений органов управления образовательных организаций, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Неисполнение органами и учреждениями системы профилактики постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав влекут ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 9.2 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.02.2016 №94 проведение анализа эффективности деятельности районных, районных в городе Саранске комиссий; проведение анализа и (или) обобщение информации об исполнении поручений комиссии, поступающей из районных, районных в городе Саранске комиссий; участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при поступлении соответствующих проектов в комиссию; исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности комиссии по реализации комиссией полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 9.3 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.02.2016 №94 к вопросам обеспечения деятельности районных, районных в городе Саранске комиссий относится, в том числе подготовка и направление в Республиканскую комиссию справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции комиссии.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия 31.07.2023 приняты постановления № № 1,2,3,4, которые направлены для исполнения, в том числе и в администрацию Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Из постановления №1 следует, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия 31.07.2023 рассмотрела вопрос «О ходе летней оздоровительной компании в 2023 году, обеспечении требований безопасности организации отдыха и оздоровления детей, в том числе об организации оздоровления, занятости и досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в органах системы профилактики, в период летней оздоровительной компании. Итог 1 и 2 смены летней оздоровительной компании».

Согласно пункту 10 указанного постановления Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов Республики Мордовия необходимо сообщить о выполнении мероприятий до 15.09.2023.

Из постановления №2 следует, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия 31.07.2023 рассмотрела вопрос «О состоянии подростковой преступности, правонарушениях и общественно-опасных деяниях в Республике Мордовия в 2023 году и мерах, направленных на снижение количества совершаемых подростками преступлений».

Согласно пункту 8 указанного постановления Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов Республики Мордовия необходимо сообщить о выполнении мероприятий до 15.09.2023.

Из постановления №3 следует, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия 31.07.2023 рассмотрела вопрос «»Об эффективности мер, принимаемых субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленные на раннее выявление фактов жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних, недопущения совершения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних, а также по противодействию провокациям детского и подросткового суицида.

Согласно пункту 7 указанного постановления Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов Республики Мордовия необходимо сообщить о выполнении мероприятий до 01.10.2023.

Из постановления №4 следует, что Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия 31.07.2023 рассмотрела вопрос «Об утверждении методических рекомендаций по реализации Закона Республики Мордовия от 05.07.2023 «33-З «О наставничестве над несовершеннолетними в Республике Мордовия».

Согласно пункту 2 указанного постановления Комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов Республики Мордовия необходимо сообщить о выполнении мероприятий до 01.10.2023.

Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия указанные постановления получены и приняты к исполнению, однако, по состоянию на 20.11.2023 сведения об исполнении постановлений Республиканской комиссии от 31.07. 2023 № № 1, 2 (со сроком исполнения до 15.09.2023), а также от 31.07.2023 № № 3, 4 (со сроком исполнения до 01.10.2023) направлены не были.

Согласно Положению о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденному распоряжением Главы Атюрьевского муниципального района 06.05.2022 №46 в состав районной комиссии входят председатель комиссии – заместитель главы муниципального района, заместители председателя, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии (пункт 9).

В соответствии с распоряжением главы Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 14.01.2022 №45 заместителем главы Атюрьевского муниципального района по социальным вопросам - начальником управления по социальной работе администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия назначен Шаронов Н.С.

Согласно постановлению администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 22.09.2022 №338 «Об утверждении персонального состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района» заместитель главы Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронов Н.С. является председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Таким образом, в юридически значимый период времени (период, предоставленный для исполнения соответствующей обязанности) Шаронов Н.С. занимал должность заместителя главы муниципального района и исполнял должностные обязанности председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия.

Учитывая изложенное, довод жалобы Шаронова Н.С. о том, что он не может являться субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», отклоняется как несостоятельный.

То обстоятельство, что постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия от 31.07.2023 были отписаны Шароновым Н.С. и.о. начальника отдела по работе с учреждениями образования Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Сятишевой С.Ф. об обратном не свидетельствует. Ссылка Шаронова Н.С. на то, что Сятишева С.Ф. в данном конкретном случае ненадлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, безосновательна, поскольку какие-либо доказательств о возложении на указанное лицо какой-либо обязанности, связанной с исполнением постановлений расширенного заседания Республиканской комиссии от 31.07.2023, отсутствуют. Из резолюции, оформленной Шароновым Н.С. и подписанной им 31.08.2023, на сопроводительном письме ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия Денисовой Ю.Ю. от 16.08.2023, содержащем сообщение о том, что информация об исполнении постановлений расширенного заседания Республиканской комиссии от 31.07.2023 ожидается в обозначенные сроки, адресована Сятишевой С.Ф. и членам комиссии только для ознакомления и учета в работе.

Кроме того, в силу пункта 15 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 20.02.2016 №94 председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, а также в соответствии с Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия председатель районной комиссии несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на районную комиссию задач и функций (пункт 21).

При этом доводы жалобы о том, что административной ответственности в данном случае подлежит именно Сятишева С.Ф., не могут быть приняты во внимание, так как в данном случае рассматривается дело в отношении должностного лица – Шаронова Н.С., иное означало бы выход за рамки установленного статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предмета доказывания по делу об административном правонарушении.

Фактические обстоятельства в отношении председателя районной комиссии Шаронова Н.С. подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.11.2023, вынесенным в соответствии с требованиями закона надлежащим должностным лицом; актом проверки исполнения законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района, расположенной по адресу: <адрес>, от 27.11.2023; решением прокурора района о проведении проверки от 17.11.2023; решением заместителя прокурора Республики Мордовия о проведении проверки от 02.11.2023; письмом заместителя прокурора Республики Мордовия первому заместителю Председателя Правительства Республики Мордовия – Председателю Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия от 03.11.2023; сведениями об отправке постановлений Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия от 31.07.2023 Председателям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов Республики Мордовия и г.о. Саранск от 16.08.2023 (в администрацию Атюрьевского муниципального района); постановлениями Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия №№1,2,3,4 от 31.07.2023 с резолюцией Шаронова Н.С.; письменными объяснениями начальника отдела по контролю за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства образования Республики Мордовия Денисовой Ю.Ю., отобранными 22.11.2023, из которых следует, что по состоянию на 15.11.2023 сведений об исполнении постановлений КДНиЗП Республики Мордовия от 31.07.2023, в том числе из Атюрьевского муниципального района не представлено; поручением прокуратуры Республики Мордовия от 17.11.2023 о выяснении причин неисполнении решений муниципальными КДНиЗП; письмом прокурора Атюрьевского района Республики Мордовия Главе Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 17.11.2023 о предоставлении сведений по исполнению постановлений Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия №№1, 2, 3, 4 от 31.07.2023; письменным ответом Главы Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 20.11.2023, в соответствии с которым сведения о направлении соответствующей информации в КДНиЗП Республики Мордовия отделом по работе с учреждениями образования Атюрьевского муниципального района, которому были отписаны поименованные постановления, не направлялись; письмом ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия ФИО7 от 16.08.2023 о том, что информация об исполнении постановлений расширенного заседания Республиканской комиссии от 31.07.2023 ожидается в обозначенные сроки; письменными объяснениями заместителя главы Администрации Атюрьевского муниципального района Шаронова Н.С., отобранными 20.11.2023 о том, что постановления расширенного заседания Республиканской комиссии от 31.07.2023 поступали в КДНиЗП Атюрьевского муниципального района и были рассмотрены на заседаниях комиссии, данные решения были исполнены, подготовка ответа по постановлениям поручалась заместителю председателя комиссии врио начальника отдела образования Сятишевой С.Ф.; распоряжением Главы Атюрьевского муниципального района от 06.05.2022 №46 «Об утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района республики Мордовия»; положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия; постановлением администрации Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 22.09.2022 №338 «Об утверждении персонального состава комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района»; распоряжением главы Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия от 14.01.2022 №4 о назначении Шаронова Н.С. на должность заместителя главы Атюрьевского муниципального района по социальным вопросам – начальника управления по социальной работе с 10.01.2022.

В этой связи довод жалобы об отсутствия события административного правонарушения подлежит отклонению.

Таким образом, установив при рассмотрении жалобы обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, суд отказывает в ее удовлетворении.

Доводы жалобы о том, что статья 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З подразумевает соблюдение и защиту прав несовершеннолетних, однако постановления Республиканской комиссии от 31.07.2023 №1,2,3,4 на это не указывают, что поименованные постановления относятся к организационно–распорядительным решениям КДН и ЗП по Республике Мордовия, не связаны с соблюдением прав и защитой несовершеннолетних, а потому такие решения не могут подпадать под объективную сторону часть 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З, о том, что коллегиальный орган КДН и ЗП Атюрьевского района не может нести ответственность за постановления другого коллегиального органа, не находящегося в прямом подчинении, основаны на неправильном толковании приведенных выше нормативных актов и законодательства, в связи с чем отклоняются как несостоятельные.

Довод жалобы о том, что никаких последствий в связи с не направлением информации в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия не наступило, что нарушение прав несовершеннолетних не допущено, отклоняется ввиду следующего. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как указано выше создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. При этом в ходе своей деятельности Комиссия принимает решения, оформленные в форме постановлений, с указанием мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики, и сроков, в течение которых должны быть приняты эти меры. В этой связи указанное в доводе обстоятельство не освобождает лицо, исполняющее должностные обязанности председателя комиссии по делам несовершеннолетних муниципального района, подотчетной в своей деятельности Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних, осуществляющей деятельность на всей территории Республики Мордовия, от обязанности сообщения Комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

Оценивая довод Шаронова Н.С. о том, что в постановлениях расширенного заседания Республиканской комиссии от 31.07.2023 не указана конкретно Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Атюрьевского муниципального района, в связи с чем они не подлежат исполнению, суд отмечает, что в поименованных постановлениях Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Мордовия от 31.07.2023 №№ 1, 2, 3, 4 определен круг субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которым определены те или иные задачи (Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов Республики Мордовия и районов городского округа Саранск). Указанные документы конкретизированы, содержат информацию о том, какие мероприятия необходимо выполнить в целях координации межведомственной деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Мордовия по рассматриваемым в ходе заседания вопросам.

Доводы жалобы о том, что прокуратура Атюрьевского района Республики Мордовия не наделена полномочиями по надзору за деятельностью КДН и ЗП по Республике Мордовия, не направление ответа не охватывается надзорной деятельностью прокуратуры, противоречат положениям Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Вопреки доводам жалобы при рассмотрении настоящего дела мировым судьей требования статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не были нарушены, в оспариваемом Шароновым Н.С. судебном акте выводов о его виновности не содержится. Иных оснований для прекращения производства по настоящему делу не установлено.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении обоснованно прекращено в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

При этом, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16.06.2009 № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан …..», в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.

При таких обстоятельствах постановление, состоявшееся в отношении председателя комиссии по делам несовершеннолетних Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Н.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», отменено быть не может.

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Торбеевского районного суда Республики Мордовия

решил:

постановление мирового судьи судебного участка Торбеевского района Республики Мордовия по делу об административном правонарушении от 10.01.2024 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.1 Закона Республики Мордовия от 15.06.2015 №38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», вынесенное в отношении должностного лица - председателя комиссии по делам несовершеннолетних Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Николая Семеновича оставить без изменения, жалобу председателя комиссии по делам несовершеннолетних Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Шаронова Николая Семеновича- без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано и опротестовано в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.А. Евстифеева