ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2/4 от 07.02.2019 Зуевского районного суда (Кировская область)

Дело 12-2/4

РЕШЕНИЕ

07 февраля 2019 года п. Фаленки Кировской области

Судья Зуевского районного суда Кировской области Васнецова А.Н., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1, представителей администрации <данные изъяты> городского поселения <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии <данные изъяты> городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области»,

установил:

постановлением административной комиссии <данные изъяты> городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Зуевский районный суд, в которой просит постановление отменить производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что при вынесении постановления административной комиссией не были учтены все фактически значимые по делу обстоятельства. Кроме того, во вводной и резолютивной части оспариваемого постановления неверно указан председательствующий комиссии. Вместе с тем, в резолютивной части оспариваемого постановления не указана часть статьи 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области» за совершение какого административного правонарушения он привлечен к административной ответственности.

В судебном заседании ФИО1 подтвердил обстоятельства, указанные в жалобе, пояснил, что согласовал строительство забора с ПАО «Ростелеком», филиал «Кировэнерго» требует демонтировать только часть возведенного в охранной зоне ВЛ забора, что подтверждается копиями письма от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные документы приобщены к материалам дела.

Представитель администрации <данные изъяты> городского поселения <адрес>ФИО2 по доверенности, в судебном заседании пояснила, что ФИО1 отказался от получения извещения от ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено определение об исправлении описок в постановлении , которое ФИО1 также отказался получить, в связи с чем оно было направлено ему почтой. По адресу <данные изъяты> согласно информации филиала «Кировэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ выявлено строительство забора в охранной зоне ВЛ 0,4 кВ, что подтверждается копией данной информации. Указанный документ приобщен к материалам дела. Статья закона указана верно, указаны пункты правил благоустройства, которые нарушены. Просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Представитель администрации <данные изъяты> городского поселения <адрес>ФИО3 по доверенности доводы ФИО2 поддержала.

Заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья находит, что жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Исходя из положений данной статьи, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в нем должны быть указаны, помимо прочего, место, время совершения и событие административного правонарушения.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <данные изъяты> городского поселения ФИО4 в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.1 Закона Кировской области, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 05 мин. по адресу: <данные изъяты> сотрудниками администрации <данные изъяты> городского поселения выявлено нарушение «Правил благоустройства территории м.о. <данные изъяты> городское поселение <адрес>», а именно, ФИО1, проживающий по адресу: <данные изъяты> самовольно, без согласования с администрацией Фаленского городского поселения возвел капитальную постройку (залил фундамент и установил столбы, а также установил столбы из кирпичной кладки). Сотрудниками администрации были произведены замеры территории и было выявлено, что расстояние от дома до постройки, составляет 6 м. 10 см. В соответствии с правилами землепользования и застройки <адрес>, принятых Фаленской поселковой Думой от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства имеют минимальные отступы за пределами которых запрещено строительство «от красных линий» улиц и проездов до жилого дома 5 м., минимальным расстоянием от границы земельного участка до основного строения 3 м. Соответственно постройка выходит за границы «красной линии». Таким образом, ФИО1 своими действиями (бездействиями), возведя капитальную постройку за «красной линией» и без согласования с администрацией <данные изъяты> городского поселения, нарушил ст. 4.1 Закона Кировской области № 200-30 «Об административной ответственности в Кировской области», пп. 4.7.6, 4.7.7, 4.7.8 пункта 4.7 раздела 4 «Правил благоустройства территории м.о. <данные изъяты> городское поселение <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил благоустройства» (л.д. ).

В ходе судебного разбирательства установлено, что данный протокол составлен должностным лицом в отсутствии заявителя, при этом в постановлении о привлечении к административной ответственности указано, что ФИО1 извещался о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении должным образом.

Извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлялось ФИО1 заказным письмом по адресу, указанному в паспорте в качестве места регистрации последнего. Доказательств получения указанного извещения ФИО5 на момент составления протокола об административном правонарушении в материалах дела об административном правонарушении не имеется.

Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Закон обязывает должностное лицо административного органа при возникновении сомнений в получении лицом, в отношении которого ведется административное производство по делу, соответствующего извещения принять все необходимые меры, направленные на безусловное, доподлинное извещение лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 был вручен данный протокол в день вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», а именно, ДД.ММ.ГГГГ.

Основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права.

При таких обстоятельствах, невозможно сделать вывод о соблюдении административной комиссией <данные изъяты> городского поселения <адрес> требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Несоблюдение данных требований КоАП РФ является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Следовательно, извещения о времени и месте рассмотрения дела должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения.

Изложенные требования о заблаговременном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены не были.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении административной комиссией <данные изъяты> городского поселения <адрес> не был соблюден, ДД.ММ.ГГГГ дело рассмотрено без участия ФИО1, при отсутствии сведений о том, что ФИО1 извещен о дне, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ заблаговременно и надлежащим образом.

Исходя из положения ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Неполное выяснение существенных для данного дела обстоятельств и невыполнение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о создании необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение права на защиту ФИО1

Статьей 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1).

Согласно пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны статья Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, мотивированное решение по делу.

По смыслу приведенных норм привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, его описательная, мотивировочная, резолютивная части не содержат указания, за совершение какого административного правонарушения ФИО1 привлечен к административной ответственности, не указана часть статьи 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области».

Не содержится юридической квалификации действий ФИО1 и в протоколе по делу об административном правонарушении, что является существенным недостатком протокола.

Наличие указанных недостатков, допущенных при составлении обжалуемого постановления, являются существенными нарушениями требований КоАП РФ, поскольку не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ являются основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.

Поскольку срок, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек дело об административном правонарушении необходимо направить на новое рассмотрение в тот же административный орган.

Доводы жалобы о неверном указании во вводной и резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении председательствующего комиссии не может повлечь отмену обжалуемого постановления, поскольку является технической опиской, которая в соответствии со ст. 29.12.1 КоАП РФ устранена определением административной комиссией <данные изъяты> городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление административной комиссии <данные изъяты> городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.1 Закона Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», в отношении ФИО1 отменить, дело возвратить административной комиссии <данные изъяты> городского поселения <адрес> на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Зуевский районный суд Кировской области.

Судья Зуевского районного суда А.Н. Васнецова