Дело № 12-3(1)/2020
РЕШЕНИЕ
Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Кулагин П.В
при помощнике судьи Авдеевой Л.В.,
с участием представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности - администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области ФИО1,
представителя должностного лица и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО2 - ФИО3,
представителя взыскателя - помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ануфриева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области на постановление и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО2 № 66 от 06.12.2019 года о назначении административного наказания по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
постановлением и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО2 № 66 от 06.12.2019 года администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области назначено административное наказание по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Из указанного постановления следует, что юридическое лицо - администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области (далее - администрация), являясь должником по исполнительному производству, 02.12.2019 года не исполнила требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа. В отношении администрации возбуждено исполнительное производство № от 21.06.2019 года на основании исполнительного листа № от 14.11.2018 года, выданного Ртищевским районным судом Саратовской области по делу № 2-664/2018, вступившему в законную силу, предмет исполнения: обязать администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области устранить выявленные нарушения, привести автобусные остановки у домов под номерами: 100, 164, 18 по ул. Красная г.Ртищево в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования». В срок для добровольного исполнения требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены и 31.07.2019 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 руб и дан новый срок для исполнения до 31.08.2019 года, в отношении должника был составлен протокол об административном правонарушении и 23.08.2019 года администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. 15.11.2019 года вручено новое требование и дан новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Однако на 02.12.2019 года требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный судебным приставом-исполнителем срок после наложения административного штрафа не исполнены, автобусная остановка у дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево не приведена в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», установлена напротив дома № 100.
13.12.2019 года администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области обратилась в Ртищевский районный суд Саратовской области с жалобой на данное постановление, указав, что установление остановочного павильона не у дома № 100, а напротив дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево произведено с учетом особенностей основного пассажиропотока на нечетной стороне улицы Красной. Кроме того, в соответствии с п. 3.10.2. ОСТ 218.1.002-2003, на дорогах IV категории допускается установка павильона с одной стороны дороги. Для подтверждения факта исполнения вышеуказанного решения суда в адрес судебного пристава-исполнителя направлялось извещение об исполнении решения суда № 228/2019 от 16.10.2019 года, однако данное письмо судебным приставом-исполнителем проигнорировано, ответ не представлен. Таким образом, вина администрации в неисполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, врученным 15.11.2019 года, до 02.12.2019 года отсутствует. Кроме того, нарушена процедура привлечения к административной ответственности, поскольку в нарушение положений части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие представителя администрации.
В судебном заседании представитель администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области ФИО1 требования об отмене обжалуемого постановления поддержала, представитель должностного лица, вынесшего постановление - ФИО3, а также представитель взыскателя - помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ануфриев А.А. полагали постановление законным и обоснованным, поскольку в решении суда указано, что автобусная остановка должна быть установлена у дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево, а не напротив данного дома.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав дело об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду отсутствия в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 105 данного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 указанного Федерального закона предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ртищевского районного суда Саратовской области от 14.11.2018 года постановлено: обязать администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, привести автобусные остановки у домов под номерами: 100, 164, 18 по ул. Красная г. Ртищево в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».
21.06.2019 года ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области возбуждено исполнительное производство №.
В связи с неисполнением решения суда постановлением № 51 от 23.08.2019 года администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб., постановление обжаловано в установленном законом порядке не было и вступило в законную силу.
16.10.2019 года администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области в адрес ОСП по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области за № 228/2019 направлено уведомление об исполнении решения суда, предложено произвести осмотр для подтверждения факта исполнения вышеуказанного решения суда и окончания исполнительного производства. Данное уведомление получено уполномоченным лицом отдела судебных приставов, что подтверждено соответствующей подписью.
15.11.2019 года в адрес администрации повторно направлено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 01.12.2019 года. В указанном требовании имеется извещение о том, что в случае неисполнения требований в срок в отношении администрации 02.12.2019 года в 10-00 часов по адресу: г. Ртищево, территория МПМК д. 10 будет составлен протокол об административных правонарушениях.
Данное требование получено уполномоченным сотрудником администрации, в связи с чем такое основание жалобы, как несвоевременное извещение о месте и времени составления протокола об административном правонарушении подлежит отклонению.
Протокол об административном правонарушении составлен 02.12.2019 года в 10-00 часов, его копия направлена в администрацию заказным письмом с почтовым идентификатором 412031141017938 и получена 05.12.2019 года.
06.12.2019 года вынесено обжалуемое постановление, дело рассмотрено с участием представителя администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области.
Таким образом, нарушение порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Между тем, из материалов дела следует, что единственным основаниям для привлечения к административной ответственности послужило то обстоятельство, что автобусная остановка установлена не у дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево Саратовской области, а напротив данного дома, то есть должник и судебный пристав-исполнитель по разному толкуют решение суда.
Из решения суда следует, что обращением в суд заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц послужило то, что им в связи с обращением гражданина проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Ртищевского района Саратовской области, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований п. 3.1 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» на 3 остановочных пунктах на ул. Красная г. Ртищево у <...>, д. 18 отсутствуют урны, на остановочном пункте около дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево отсутствует крыша автобусной остановки, в нарушение п. 3.1.1 ОСТ 218.1.002-2003 в автопавильоне, расположенном у <...> отсутствует скамья. Также, в нарушение п. 3.10.3 ОСТ 218.1.002-2003 открытые автопавильоны, расположенные у домов 100 и 164 по ул. Красная г. Ртищево не имеют стен, не доходящих до перекрытия (не более 2), в нарушение п. 3.3.2 ОСТ 218.1.002-2003 ширина посадочной площадки у автопавильона, расположенного у <...> составляет 2,2 м., у дома 100 по ул. Красная г. Ртищево - 1,4 м.
Таким образом, применительно к автобусному павильону, расположенному у дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево имелись нарушения п.п. 3.1, 3.10.3, 3.3.2 ОСТ 218.1.002-2003, а именно: отсутствует урна и крыша автобусной остановки, не имеет стен, а ширина посадочной площадки составляет менее трех метров.
Суд обязал администрацию как исполнительный орган местного самоуправления устранить именно указанные нарушения, поскольку неисполнение требований ОСТ 218.1.002-2003 нарушает права граждан на безопасные условия передвижения по дороге.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" также определено, что органы местного самоуправления обязаны решать вопросы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения. Организация дорожного движения - это, в том числе, установление требований к размещению дорожных знаков и дорожно-сигнальной информации, порядку организации дорожного движения в населенных пунктах, ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов, организации стоянок.
В силу пункта 3.10.2 стандарта отрасли "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 N ОС-460-р) на дорогах IV категории допускается установка павильона с одной стороны дороги.
Необходимость соблюдения требований вышеуказанного стандарта отрасли вытекает из положений Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", "СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*".
Из материалов дела следует, автомобильная дорога по ул. Красная г. Ртищево Саратовской области относится к автомобильной дороге IV категории, на которой допускается установка павильона с одной стороны дороги.
Определение места установки остановочного павильона с учетом особенностей основного пассажиропотока улицы относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и вытекает из полномочий указанного органа.
Предметом судебного разбирательства, как следует из решения суда, являлась необходимость приведения автобусной остановки у дома под номером 100 по ул. Красная г. Ртищево в соответствие с требованиями ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», а не определение места установки остановочного павильона.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях производится при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Согласно положениям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
По смыслу статьи 1.5 КоАП РФ во взаимосвязи с нормами статей 26.1, 29.1, 29.9 Кодекса, совокупность ряда достаточных и неопровержимых доказательств виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть представлена и всесторонне исследована до принятия постановления в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, в данном случае - до вынесения постановления должностным лицом.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводам о том, что администрацией были предприняты все зависящие от неё меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Сведение о том, что автобусный павильон, установленный напротив дома № 100 по ул. Красная г. Ртищево Саратовской области не соответствует требованиям ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» материалы дела об административном правонарушении не содержат, данное обстоятельства в вину администрации не вменялось.
Пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе отсутствие состава административного правонарушения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Поскольку по делу не представлено доказательств наличия вины юридического лица, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, в связи с чем принимает решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление и.о. начальника отдела - старшего судебного пристава по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО2 № 66 от 06.12.2019 года о назначении администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области административного наказания по части 2 статьи 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, производство прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня вручения копии решения в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области.
Адрес Ртищевского районного суда Саратовской области: 412030, <...>, телефон: <***>, (84554) 21439, е-mail: rtishevsarsud@san.ru, rtishevsky.sar@sudrf.ru, официальный сайт: http://rtishevsky.sar.sudrf.ru.
Судья