Дело № 12-3-10/2021
64RS0043-01-2020-003789-49
РЕШЕНИЕ
19 февраля 2021 года р.п. Духовницкое Саратовской области
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Кривошеин С.Н.,
при секретаре судебного заседания Чумаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 21 июля 2020 года № 1-142/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 31 июля 2020 года № 7юр по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление о назначении административного наказания,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 21 июля 2020 года № 1-142/2020 ООО «Юкола-нефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением от 31 июля 2020 года № 7юр главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям отказано в удовлетворении жалобы ООО «Юкола-нефть» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 21 июля 2020 года № 1-142/2020.
Защитником ООО «Юкола-нефть» Д.Л. Бурносом подана жалоба, в которой он просит изменить постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1 от 21 июля 2020 года № 1-142/2020 и решение от 31 июля 2020 года № 7юр главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям в части размера назначенного штрафа; снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, поскольку административное наказание не отвечает принципам дифференцированности, соразмерности, справедливости, штраф в размере 400 000 рублей является для ООО «Юкола-нефть» значительной суммой, поскольку юридическое лицо несёт значительную финансовую нагрузку, как по обязательным платежам, так и по кредитам, в том числе в иностранной валюте. Совокупный размер штрафов, вынесенный по результатам проведённой Росприроднадзором проверки, составляет 3 200 000 рублей. Это снижает возможности ООО «Юкола-нефть» по финансированию социальных и производственных задач, в том числе в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды. ООО «Юкола-нефть» имеет в штате около 700 сотрудников, является ведущим недропользователем в Саратовской области, осуществляет большие инвестиции в геологоразведочные работы, в том числе сейсморазведочные работы, бурение скважин, что способствует улучшению изученности недр, выявлению даже небольших месторождений нефти, то есть наиболее полному изучению недр на территории Саратовской области, в связи с активными работами по освоению лицензионных участков. Общество несёт значительные убытки в связи с бурением непродуктивных скважин. Убытки общества в связи с этим составляют не менее 250 000 000 рублей. В 2020 году в обществе сложилось тяжелое финансовое положение. Существенное падение цен на продукцию общества - нефть сырую, начиная с марта 2020 года, привело к убытку общества за полугодие в размере 125 477 000 рублей, что подтверждается отчётом о финансовых результатах за январь-июнь 2020 года. При таких обстоятельствах назначенное ООО «Юкола-нефть» наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей, предусмотренное санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, не соответствует характеру совершённого им правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. ООО «Юкола-нефть» обжаловало постановление в порядке подчинённости, но решением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей средств Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года отказано в удовлетворении жалобы, данное решение носит формальный характер, принято без учёта пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ и разъяснений Конституционного Суда от 25 февраля 2014 года № 4-П. ООО «Юкола-нефть» полагает, что совершённое им правонарушение не влечёт вредных последствий и носит устранимый характер.
Защитник ООО «Юкола-нефть» Д.Л. Бурнос, должностные лица – старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области ФИО1, главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Суд, рассмотрев жалобу, исследовав письменные доказательства в материалах дела, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, а оспариваемые постановление и решение не подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ административным правонарушением признаётся пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в рамках плановой проверки ООО «ЮКОЛА-нефть» в присутствии уполномоченных представителей ООО «ЮКОЛА-нефть» проведено обследование сборных пунктов углеводородного сырья Иверского, Кротовского, Андреевского, Покровского, Благовещенского, Никольского, Васильковского, Михайловского месторождений, производственной площадки № 1 Покровского месторождения, УПН Богородского месторождения, являющихся структурными подразделениями ООО «ЮКОЛА-нефть».
Согласно акту проверки Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям общества с ограниченной ответственностью «ЮКОЛА-нефть» № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
2) не выполнены проектные решения «Технологической схемы разработки Благовещенского нефтяного месторождения Саратовской области» (протокол Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедра по УВС от ДД.ММ.ГГГГ№); отклонение фактической годовой добычи нефти за 2019 год составило +40 % (при установленном проектном ±30%). Нарушены пункты 1, 2, 7 части 2 статьи 22, статья 7, пункт 2 статьи 23, статья 23,2 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1, пункты 5.5, 5.11, раздел 6 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 356;
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении в отношении ООО «Юкола-нефть» по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и не оспаривались защитником юридического лица в жалобе.
Оценив в совокупности исследованные доказательства, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ государственным инспектором были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения.
Имеющиеся в деле доказательства получены с соблюдением процессуальных требований. Оснований не доверять указанным выше процессуальным документам у суда не имеется, поскольку эти доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ и они подтверждают друг друга.
В соответствии со статьёй 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Юкола-нефть», должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям не установлено.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П взыскание штрафа не должно превращаться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы.
Наложение штрафа не должно влечь за собой избыточного использования административного принуждения, должно быть сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица (пункт 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П).
Назначение штрафа не должно противоречить положениям Европейской конвенции от 20 марта 1952 года о разумном балансе публичного и частного интересов.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
Судом таких исключительных обстоятельств по настоящему делу не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Размер штрафа в оспариваемых постановлении и решении определён должностными лицами на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения нарушителем выгоды из своего противоправного поведения.
Доводы защитника о тяжёлом финансовом положении юридического лица не подтверждены достоверными доказательствами, не имеется данных о возбуждении в отношении ООО «Юкола-нефть» производства о признании его банкротом. Наличие у юридического лица кредитных и иных финансовых обязательств при осуществлении им хозяйственной деятельности не является поводом для уменьшения размера ответственности за нарушение действующего законодательства. Доводы защитника юридического лица о том, что правонарушение не влечёт вредных последствий и носит устранимый характер, не могут быть приняты во внимание, поскольку состав правонарушений по части 2 статьи 7.3 КоАП являются формальными и не требует наступления общественно опасных последствий.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что административное наказание назначено юридическому лицу в виде административного штрафа в размере, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, с учетом отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, согласно положениям статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 21 июля 2020 года № 1-142/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО2 от 31 июля 2020 года № 7юр по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление о назначении административного наказания, оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд непосредственно или через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья