ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3-13/2021 от 06.10.2021 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-3-13/2021

64RS0042-03-2021-000517-37

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

06 октября 2021 года р.п. Ровное Саратовской области

Судья Энгельсского районного суда Саратовской области Самылкина О.В.,

при секретаре судебного заседания Мастеровой Ю.С.,

с участием Давыдова Д.Г., старшего государственного инспектора по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области Арсланова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Давыдова Дмитрия Геннадьевича на постановление старшего государственного инспектора по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Давыдова Дмитрия Геннадьевича,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Давыдов Д.Г. обратился в суд с жалобой, указывая при этом на то, что принадлежащая ему моторная лодка «Казанка М» 1969 года выпуска, согласно руководству по ее эксплуатации имеет вес 132 кг, с установленным на ней мотором Mercury 5 мощностью 5 л/с ее общий вес составляет 153 кг, и не подпадает под требование обязательной государственной регистрации согласно п. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. В нарушение п. 3.16 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 608, в момент составления протокола инспектор не предлагал взвешивание судна. Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, заявитель просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

От Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области поступили возражения на жалобу Давыдова Д.Г., в которых указывает, что при расчете массы укомплектованного судна применяется ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные». Маломерное судно «Казанка М» имеет собственную массу с оборудованием и снаряжением 132 кг, средний вес подвесного лодочного мотора мощностью 25 л/с составляет 82 кг, итого общая масса судна составляет более 200 кг, в связи с чем, подлежит государственной регистрации.

В судебном заседании Давыдов Д.Г. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить.

Старший государственный инспектор по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области Арсланов Р.Р. поддержал возражения на жалобу.

Начальник отдела организации представления государственных услуг г. Энгельса Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области Г.Д.В. пояснил, что при расчете массы укомплектованного судна используется ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные», согласно которому масса судна задается вместе с массой наиболее тяжелого мотора, рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование. Согласно руководству по эксплуатации моторная лодка «Казанка М» рассчитана под установку любого подвесного мотора мощностью до 25 л/с. Средний вес подвесного лодочного мотора мощностью 25 л/с составляет 82 кг. Таким образом, лодка «Казанка М» массой 132 кг с мотором, рекомендованным изготовителем, будет весить более 200 кг и подлежит государственной регистрации.

Заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 25 мин. на р. Волга Черебаевская пойма Давыдов Д.Г. управлял маломерным судном «Казанка М», не зарегистрированным в установленном порядке.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ ад

министративным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 11.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, в виде наложения административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно п.п. «а» п. 13 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 6 июля 2020 г. N 487, при плавании на маломерных судах запрещается, в том числе: управлять маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, не зарегистрированным в реестре маломерных судов.

Государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в соответствии с порядком, установленным статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

В силу требований п. 1, п. 1.1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Таким образом, для каждого судна необходимо определить подлежит ли оно регистрации по массе и мощности двигателя.

В судебном заседании установлено, что старшим государственным инспектором по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области Арслановым Р.Р. при определении массы маломерного судна в целях уточнения необходимости его государственной регистрации применялся ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные».

В п. 6.3.1.4.2 с ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные» указано, что масса судна должна задаваться вместе с массой подвесного мотора (моторов), как описано ниже:

- масса наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем, вне зависимости от того, что изготовитель может установить более легкий мотор и сопутствующее оборудование;

- масса установленной стационарной топливной системы;

- масса систем управления двигателем и рулевой системы.

Таким образом, ГОСТ Р ИСО 8666-2012 «Суда малые. Основные данные» устанавливает требования в отношении изготовителя, но не пользователя судна.

Маломерные суда, выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, подлежат оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012), которое осуществляется в виде классификации или обязательной сертификации.

Классификация и освидетельствование маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, проводятся территориальными подразделениями ГИМС МЧС России в соответствии с Правилами классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 820, и Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 608 (далее - Административный регламент).

Пунктом 3.16 Административного регламента установлено, что масса маломерного судна, полностью укомплектованного техническими средствами и минимальным набором средств безопасности, определяется взвешиванием, при этом проверка предусмотрена только для маломерных судов, ориентировочная масса которых около 200 килограмм.

Вместе с тем, при привлечении Давыдова Д.Г. к административной ответственности за управление судном, не зарегистрированным в установленном порядке, старшим государственным инспектором по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области не была установлена масса маломерного судна в соответствии с Административным регламентом.

Из представленного Давыдовым Д.Г. руководства по эксплуатации лодки «Казанка М» следует, что масса моторной лодки с оборудованием и снабжением (без подвесного мотора) составляет 132±10 кг. Согласно техническим параметрам мотора Mercury 5 он имеет мощность 3,68 кВт (5 л/с), его вес составляет 21 кг.

При таких обстоятельствах, управляемое Давыдовым Д.Г. маломерное судно массой менее 200 кг с мощностью двигателя менее 8 кВт не подлежало государственной регистрации, и соответственно постановление старшего государственного инспектора по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Давыдова Д.Г. не может быть признано законным и обоснованным.

При таком положении жалоба Давыдова Д.Г. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

жалобу Давыдова Дмитрия Геннадьевича удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора по маломерным судам ГПС р.п. Ровное Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Давыдова Дмитрия Геннадьевича, - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Давыдова Дмитрия Геннадьевича состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.

Судья О.В. Самылкина