ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3-22/2021 от 21.01.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Агарев А.В. Дело № 21-31/2022 (№12-3-22/2021)

64RS0045-01-2021-007387-29

РЕШЕНИЕ

21 января 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Чаплыгина Т.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Силикат» по доверенности Н.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 25 июня 2021 года , решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Силикат»,

установила:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 25 июня 2021 года общество с ограниченной ответственностью» (далее ? ООО, организация) «Силикат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 13-19).

На указанное постановление ООО «Силикат» была подана жалоба в Арбитражный суд Саратовской области.

Арбитражным судом Саратовской области дело передано в Саратовский областной суд для направления по подсудности (л.д. 182-185).

Саратовским областным судом дело направлено для рассмотрения по подсудности в Ершовский районный суд Саратовской области (л.д. 188).

Решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения (л.д. 202).

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник Н.В. просит решение районного суда и постановление должностного лица отменить, указывает на необоснованность выводов о недопустимом уровне загрязнения почвы такими опасными веществами, как цинк, медь и марганец на части земельного участка в месте расположения производственной площадки ООО «Силикат», поскольку они основаны на заключении, подготовленном по результатам лабораторных исследований ЦЛАТИ по Саратовской области о превышении в почве указанных загрязняющих веществ относительно фоновых точек. Вместе с тем, заявитель полагает, что результаты исследованных проб почвы необходимо соотносить с уровнями предельно-допустимых концентраций (далее ? ПДК) опасных для человека веществ в почвах городских и сельских поседений и сельскохозяйственных угодий, установленных действующим СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания». Сравнение концентрации загрязняющих веществ с фоном возможно только в отношении тех веществ, которые не приведены в указанном СанПиНе. Для таких веществ, как цинк, медь, марганец установлены нормативы в СанПиН 1.2.3685-21. Превышения ПДК загрязняющих веществ в почве на части земельного участка ООО «Силикат» в результате проверки не установлено. Судом необоснованно не принято во внимание мотивированное заключение эксперта Центра оценки профессиональных квалификаций, которым дана квалифицированная независимая оценка акту проверки - и указано на ошибочность выводов о допущенном ООО «Силикат» загрязнении почвы опасными веществами (л.д. 206-210).

Законный представитель юридического лица и его защитник Н.В. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении дела не представили.

Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на девяносто суток.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно пункту 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ? Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Из материалов дела следует, что в ходе проведенной в период с 12 мая 2021 года по 08 июня 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям плановой проверки в отношении ООО «Силикат» обнаружен недопустимый уровень загрязнения почвы (почвогрунта) части земельного участка с кадастровым номером , арендуемого организацией, в месте расположения производственной площадки № 2 ООО «Силикат» по адресу: <адрес>, <адрес> (регистрационный номер в федеральном реестре ОНВ П), опасными веществами: цинк, магний, марганец.

В ходе обследования указанного земельного участка специалистами филиала «ЦЛАТИ по <адрес>» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб почвы с номерами 287, 288, 289, 290, в результате лабораторных исследований которых обнаружено содержание в почве опасных веществ: цинка – 3,7 мг/кг (проба № 287 на глубине 0-5см), что превышает фоновый показатель (2,3 мг/кг) в 1,6 раза; цинка – 3,8 мг/кг (проба № 288 на глубине 5-20 см), что превышает фоновый показатель (2,3 мг/кг) в 1,6 раза; магний - 39 мг/кг (проба № 288 на глубине 5-20 см), что превышает фоновый показатель (30 мг/кг) в 1,3 раза; марганца – 2,5 мг/кг (проба № 287 на глубине 0-5 см), что превышает фоновый показатель (1,18 мг/кг) в 1,1 раза.Установленный в рамках плановой выездной проверки факт недопустимого уровня загрязнения опасными веществами (цинк, магний, марганец) части земельного участка с кадастровым номером , на котором расположена производственная площадка № 2 ООО «Силикат», свидетельствует о том, что общество, как арендатор земельного участка, при его использовании не обеспечило соблюдение требований земельного законодательства и допустил порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды вредными веществами.

Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, актом № 2 обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 24 мая 2021 года, в ходе которого были отобраны пробы почвы; заключением филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 03 июня 2021 года № 14-п, которым установлено превышение в почве концентрации загрязняющих веществ относительно фоновых точек; протоколом испытаний почвы (грунта) № 93-П/2021 от 03 июня 2021 года; договором аренды недвижимого имущества, коммуникаций, земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Саратовская область, Озинский район, р.п. Озинки, улица Колхозная, дом 81, заключенным <дата> между арендодателем <данные изъяты>» и арендатором ООО «Силикат» на срок 11 месяцев со дня подписания приема-передачи объекта; актом проверки, проведенной в период с 12 мая 2021 года по 08 июня 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям в отношении ООО «Силикат»; протоколом об административном правонарушении от 11 июня 2021 года.

Все доказательства получили надлежащую оценку на предмет допустимости и относимости.

Доводы жалобы о необходимости применения санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года , в соответствии с которыми предельно-допустимая концентрация указанных веществ в почве арендуемого ООО «Силикат» земельного участка не превышает установленные нормы ПДК, не могут быть признаны состоятельными.

Раздел 4 СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает нормативы почвы для населенных мест и сельскохозяйственных угодий, тогда как отбор проб был произведен на производственной площадке ООО «Силикат» в границах земельного участка с кадастровым номером , с разрешенным использованием «для размещения производственных и административных зданий, строений. Сооружений и обслуживающих их объектов».

Приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» установлено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения норматива применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Пунктами 20, 21 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (вместе с «Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды»), предусмотрено, что для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель).

В соответствии с пунктами 23, 25, 29 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 149 нормативы качества, устанавливаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, материалы их обоснования подлежат рассмотрению комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании заключения комиссии:

а) принимает решение о возможности установления нормативов качества;

б) издает акт об установлении норматива качества;

в) направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, обеспечившим в инициативном порядке разработку проекта норматива качества, уведомление о результатах рассмотрения материалов (в случае обращения с инициативой о разработке норматива качества).

Установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативы качества и материалы их обоснования подлежат направлению на электронном носителе в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях их систематизации.

Поскольку в настоящее время отсутствуют разработанные и утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Правительства Саратовской области региональные нормативы по остаточному содержанию опасных веществ (цинк, магний, марганец) в почве и грунтах, при сравнении результатов исследования проб почвы обосновано применялись фоновые показатели.

Доводы жалобы о необоснованном непринятии судом в качестве доказательства заключения эксперта Центра оценки профессиональных квалификаций не могут повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения суда, поскольку данное заключение не опровергает данные, полученные специалистами испытательной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области», так как своевременность и достоверность их получения сомнений у должностного лица и судьи не вызывали.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

О проведении проверки было надлежаще извещено лицо, привлеченное к административной ответственности, представитель по доверенности в ходе проведения проверки принимал участие (л.д. 130-136, 151, 234).

Юридическое лицо было надлежаще уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 152), о вынесении постановления (л.д. 163), также плановая проверка была внесена в Реестр контрольно-надзорных мероприятий Генеральной прокураты РФ (№ 642105024801).

Административное наказание назначено юридическому лицу согласно санкции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается. При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решила:

решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2021 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 25 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Силикат» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Силикат» – Н.В. ? без удовлетворения.

Судья ФИО3