ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3-23/2021 от 24.01.2022 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Агарев А.В. Дело № 21-30/2022 (№12-3-23/2021)

64RS0015-01-2021-001317-41

РЕШЕНИЕ

24 января 2022 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Домнина А.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Силикат» по доверенности Бралгиной Н.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 25 июня 2021 года № 1-299/2021, решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Силикат»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 25 июня 2021 года № 1-299/2021 общество с ограниченной ответственностью» (далее ? ООО, организация) «Силикат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник Бралгина Н.В. просит решение районного суда и постановление должностного лица отменить, указывает на необоснованность выводов о недопустимом уровне загрязнения почвы такими опасными веществами, как цинк, медь и марганец на части земельного участка в месте расположения производственной площадки № 1 ООО «Силикат», поскольку они основаны на заключении, подготовленном по результатам лабораторных исследований ЦЛАТИ по Саратовской области о превышении в почве указанных загрязняющих веществ относительно фоновых точек. Вместе с тем, заявитель полагает, что результаты исследованных проб почвы необходимо соотносить с уровнями предельно-допустимых концентраций (далее ? ПДК) опасных для человека веществ в почвах городских и сельских поседений, сельскохозяйственных угодий, установленных действующим СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания». Сравнение концентрации загрязняющих веществ с фоном возможно только в отношении тех веществ, которые не приведены в указанном СанПиНе. Для таких веществ, как цинк, медь, марганец установлены нормативы в СанПиН 1.2.3685-21. Поэтому сравнивать концентрацию вышеперечисленных веществ в контрольных точках с фоновой точкой, при установленных СанПином ПДК неправомерно. Превышения ПДК загрязняющих веществ в почве на части земельного участка ООО «Силикат» в результате проверки не установлено. Судом необоснованно не принято во внимание мотивированное заключение эксперта Центра оценки профессиональных квалификаций, которым дана квалифицированная независимая оценка акту проверки № 1-ПЛ-093/2021 и указано на ошибочность выводов о допущенном ООО «Силикат» загрязнении почвы опасными веществами.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения судьи и постановления должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Так, под охраной земель понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (пункт 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения (подп. 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2).

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Из материалов дела следует, что в результате проведенной в период с 12 мая 2021 года по 08 июня 2021 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям на основании распоряжения от 27 апреля 2021 года № 362-ОРД плановой выездной проверки в отношении ООО «Силикат» обнаружен недопустимый уровень загрязнения опасными веществами (цинк, медь, марганец) части земельного участка с кадастровым номером , арендуемого организацией, в месте расположения производственной площадки № 1 ООО «Силикат» по адресу: <адрес> (регистрационный номер в федеральном реестре ОНВ 63-0164-000748-П).

В ходе обследования указанного земельного участка специалистами Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб почвы с номерами 283 - 285, в результате лабораторных исследований которых, обнаружено содержание в почве опасных веществ: цинка – 3,3 мг/кг (проба № 283 на глубине 0-5см), что превышает фоновый показатель (1,9 мг/кг) в 1,7 раза; цинка – 3,9 мг/кг (проба № 284 на глубине 5-20 см), что превышает фоновый показатель (2,8 мг/кг) в 1,3 раза; меди – 1,5 мг/кг (проба № 283), что превышает фоновый показатель (1,29 мг/кг) в 1,1 раза; марганца – 2,6 мг/кг (проба № 283), что превышает фоновый показатель (1,7 мг/кг) в 1,5 раза.Установленный в рамках плановой выездной проверки факт недопустимого уровня загрязнения опасными веществами (цинк, медь, марганец) части земельного участка с кадастровым номером 64:23:121107:0001, на котором расположена производственная площадка № 1 ООО «Силикат», свидетельствует о том, что общество, как арендатор земельного участка, при его использовании не обеспечило соблюдение требований земельного законодательства и допустило порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды вредными веществами.

Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, актом проверки обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 08 июня 2021 года, в ходе которого были отобраны пробы почвы (л.д. 19-33); протоколом испытаний почвы (грунта) № 93-п/2021 от 03 июня 2021 года (л.д. 12-13); протоколом испытаний почвы (грунта) № 92-п/2021 от 03 июня 2021 года (14-15); заключением Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 03 июня 2021 года № 14-п, которым установлено превышение в почве концентрации загрязняющих веществ относительно фоновых точек (л.д. 16-18); протоколом № 1-299/2021 об административном правонарушении от 11 июня 2021 года (л.д. 149-154).

Все доказательства получили надлежащую оценку на предмет допустимости и относимости.

Доводы жалобы о необходимости применения санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности для человека факторов среды обитания», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2, в соответствии с которыми предельно-допустимая концентрация указанных веществ в почве арендуемого ООО «Силикат» земельного участка не превышает установленные нормы ПДК, не могут быть признаны состоятельными.

Раздел 4 СанПиН 1.2.3685-21 устанавливает нормативы почвы для населенных мест и сельскохозяйственных угодий, тогда как отбор проб был произведен на производственной площадке № 1 ООО «Силикат» в границах земельного участка с кадастровым номером 64:23:121107:0001, с разрешенным использованием «для размещения производственных и административных зданий, строений. Сооружений и обслуживающих их объектов».

Приказом Минприроды России от 08 июля 2010 года № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» установлено, что при отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) в качестве значения норматива применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения.

Пунктами 20, 21 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий» (вместе с «Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды»), предусмотрено, что для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель).

В соответствии с пунктами 23, 25, 29 Постановления Правительства РФ от 13 февраля 2019 года № 149 нормативы качества, устанавливаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, материалы их обоснования подлежат рассмотрению комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании заключения комиссии:

а) принимает решение о возможности установления нормативов качества;

б) издает акт об установлении норматива качества;

в) направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, обеспечившим в инициативном порядке разработку проекта норматива качества, уведомление о результатах рассмотрения материалов (в случае обращения с инициативой о разработке норматива качества).

Установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативы качества и материалы их обоснования подлежат направлению на электронном носителе в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях их систематизации.

Поскольку в настоящее время отсутствуют разработанные и утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Правительства Саратовской области региональные нормативы по остаточному содержанию опасных веществ (цинк, медь, марганец) в почве и грунтах, при сравнении результатов исследования проб почвы обосновано применялись фоновые показатели.

Доводы жалобы о необоснованном непринятии судом в качестве доказательства заключения эксперта Центра оценки профессиональных квалификаций не могут повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения суда, поскольку данное заключение не опровергает данные, полученные специалистами испытательной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области», так как своевременность и достоверность их получения сомнений у должностного лица и судьи не вызывали.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Административное наказание назначено юридическому лицу согласно санкции части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения. Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается. При таких обстоятельствах обжалуемые акты подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Ершовского районного суда Саратовской области от 02 декабря 2021 года и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 25 июня 2021 года № 1-299/2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Силикат» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Силикат» – Бралгиной Н.В. ? без удовлетворения.

Судья А.В. Домнина