ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-3-45/2021 от 16.09.2021 Ульяновского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 12-3-45/2021

УИД 73RS0024-03-2021-000728-36

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

16 сентября 2021 года с. Большое Нагаткино

Судья Ульяновского районного суда Ульяновской области Э.Р. Касымова,

при секретаре Ж.С. Абрамян,

рассмотрев жалобу должностного лица- директора Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Мигуковой Ирины Владимировны на постановление по делу об административном правонарушении от 15.07.2021 года, вынесенное государственным инспектором Ульяновского, Цильнинского районов и г. Новоульяновска по пожарному надзору Мугиным А.А., которым должностное лицо Мигукова Ирина Владимировна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КОАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным государственным инспектором Ульяновского, Цильнинского районов и г. Новоульяновска по пожарному надзору М.А.А. 15.07.2021 года, на должностное лицо- директора Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Мигукову И.В. наложено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Директор Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Мигукова И.В., будучи не согласной с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой об отмене этого постановления и прекращения производства по делу вследствие отсутствия состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, указав в обоснование, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Согласно пункту 10 ППБ 01-03 РФ, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности. МКП «Комбытсервис» не является собственником или лицом, владеющим либо эксплуатирующим ТКО, а руководитель МКП «Комбытсервис» не назначалась ответственным за обеспечение пожарной безопасности на полигоне ТКО. Вывод о том, что МКП «Комбытсервис» является правообладателем полигона ТКО, в оспариваемом постановлении сделан на основании постановления администрации МО «Цильнинский район» ***-П от 23.04.2021 года «Об изъятии муниципального имущества из безвозмездного пользования и закрепления на праве оперативного управления муниципального имущества муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области. Однако, данное постановление в МКП «Комбытсервис» на электронную почту предприятия поступило 04.05.2021 года. Согласно Указу Президента РФ от 23.04.2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» с 4 мая по 07 мая 2021 года были установлены нерабочие дни. Также были выходными днями 8,9 и 10 мая. И, следует считать, что данное постановление поступило на предприятие 11.05.2021 года. До настоящего времени договор о закреплении полигона не заключен. Таким образом, факт передачи полигона в оперативное управление МКП «Комбытсервис» не нашел своего подтверждения. Поскольку МКП «Комбытсервис» правообладателем полигона ТБО не является и возлагать ответственность за имеющиеся на полигоне нарушения законных оснований не имеется. Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления не было учтено, что полигон ТБО использовался МКП «Комбытсервис» по договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014 года, срок действия которого истек 20.04.2019 года. С 01.01.2018 года Распоряжением Губернатора Ульяновской области был определен региональный оператор по сбору ТКО на территории МО «Цильнинский район». В период 2019-2021г.г. отходы I-IV класса опасности на полигоне не размещались. С 21.04.2019 года полигон не функционирует. 25.05.2021 года на полигоне была проведена плановая выездная проверка Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, в акте проверки от 31.05.2021 года указано, что объект не функционирует. С ООО «Элеватор Цильна» 23.09.2020 года был заключен договор *** сроком до 01.01.2021 года на размещение отходов семян подсолнечника, который по Федеральному классификационному каталогу отходов относится к отходам 5 класса опасности. Данный вид отхода является безвредным, не опасным для человека и окружающей среды, предусматривался для дальнейшей рекультивации полигона.

Директор Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Мигукова И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснив, что для того, чтобы признать МКП «Комбытсервис» правообладателем полигона ТБО, необходимо не только издать постановление администрации, но и по акту передать ему это имущество, заключить договор и зарегистрировать право в Росреестре. Этих документов у МКП «Комбытсервис» нет. Также с 01.02.2019 года в штатном расписании предприятия, утвержденном администрацией МО «Цильнинский район» работников по обслуживанию полигона нет. Предприятие не располагает соответствующей техникой. МКП «Комбытсервис» не имеет лицензии на осуществление деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду и необходимости приобрести права оперативного управления полигоном ТБО не имеет. Договор с ООО «Элеватор Цильна» от 23.09.2020 года *** действовал только до 31.12.2020 года. Следовательно, с 01.01.2021 года ООО «Элеватор Цильна» вывозил отходы 5 класса на территорию полигона вне договорных отношений с МКП «Комбытсервис». В нарушение требований ст. 28.7 КоАП РФ осмотр полигона ТБО был произведен без участия законного представителя МКП «Комбытсервис», либо его защитника. В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. Факт того, что МКП «Комбытсервис» не является правообладателем полигона ТБО с 21.04.2019 года установлено определениями судей Ульяновского областного суда от 29.04.2021 года по административным делам № 7-95/2021, № 7-96/2021. Обратила внимание на то, что по Выписке из ЕГРЮЛ у МКП «Комбытсервис» исключен в качестве основного вида деятельности «сбор отходов», в настоящее время основным видом деятельности является «забор, очистка и распределение воды». Считает, что пожар возник за пределами территории ТБО, его никто не тушил, а потому он распространился на территорию полигона. Пожарники на полигон 01.05.2021 года не выезжали, поскольку если бы они выезжали и тушили огонь на полигоне, то мусор был бы увлажненный, а в Протоколе осмотра места происшествия от 02.05.2021 года указано на отсутствие увлажнения. При этом не отрицала того, что 01.05.2021 года на территории полигона действительно имело место горение, задымление, о чем ей сообщил сотрудник МКП «Комбытсервис».

Защитники должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области Мигуковой И.В.- Белозерова В.Н., Старостина О.Б. в судебном заседании поддержали доводы жалобы, полностью согласившись с высказанной Мигуковой И.В. позицией. Кроме того, Старостина О.Б. пояснила, что для привлечения должностного лица к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности необходимо два условия: к ответственности может быть привлечен руководитель предприятия, эксплуатирующего объект, в данном случае полигон ТБО, и должностное лицо должно быть назначено лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности. В данном случае МКП «Комбытсервис» не имеет никакого отношения к полигону ТБО, т.к. полигон ТБО в установленном законом порядке МКП «Комбытсервис» не передавался, МКП «Комбытсервис» не эксплуатирует данный полигон.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Статья 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 2 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.

Должностное лицо- директор Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Мигукова И.В. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности, а именно пунктов 307 и 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479.

В частности, п. 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479, устанавливает, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

В силу п. 307 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды на территории полигонов (площадок) размещения, хранения и обеззараживания твердых бытовых отходов проводить мероприятия по регулярному увлажнению твердых бытовых отходов.

В силу п. 1 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479 настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Постановлением Правительства Ульяновской области № 65-П от 11.03.2021 года на территории Ульяновской области в период с 01 апреля до 30.09.2021 года введен особый противопожарный режим.

Согласно Протоколу осмотра места происшествия от 02.05.2021 года следует, что производился осмотр полигона ТБО между населенными пунктами Богородская Репьевка и Большое Нагаткино. При этом указано, что на момент осмотра наблюдается тление твердых бытовых отходов локальными участками, сильное задымление. На территории полигона наблюдаются следы термического воздействия огня и высокой температуры в виде обгоревших, обугленных и оплавленных отходов, углей и зольных остатков. Территория полигона вокруг твердых бытовых отходов заросла сорной растительностью, сухая трава не скошена. Твердые бытовые отходы сухие, следы поливания их водой (увлажнения) отсутствуют.

Несмотря на довод директора МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области Мигуковой И.В. о том, что данный протокол осмотра места происшествия составлен в отсутствии представителя МКП «Комбытсервис», а потому оно не может быть использовано в качестве доказательства, должностное лицо не отрицало, что 01.05.2021 года действительно на территории полигона ТБО, расположенного вблизи с. Богородская Репьевка наблюдалось тление твердых бытовых отходов, задымление. Также она указала на то, что огонь на территорию ТБО распространился с прилегающей территории, полигон должным образом не обслуживался, что подтверждает тот факт, что сухая растительность на территории полигона скошена не была, увлажнение твердых бытовых отходов не производилось.

Довод должностного лица Мигуковой И.В. о том, что осмотр территории полигона произведен сотрудниками ОНДиПР по Ульяновскому, Цильнинскому районам и г. Новоульяновску без представителя МКП «Комбытсервис», чем нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», несостоятельна.

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: 2) при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; 5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; 6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий…

В данном случае нарушения требований пожарной безопасности установлены при проверке сообщения о пожаре (горении мусора на полигоне ТБО возле населенного пункта Богородская Репьевка Цильнинского района Ульяновской области), поступившем 01.05.2021 года.

Относительно доводов о том, что МКП «Комбытсервис» не является собственником или лицом, владеющим либо эксплуатирующим ТКО, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 16.03.2018 № *** с присвоением кода объекта ***П, МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области осуществляет деятельность на объекте II категории, название объекта: полигон ТБО, расположенный по адресу: Ульяновская область Цильнинский район с. Богородская Репьевка.

В соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 28.02.2019 № 112 МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области лицензия от 18.06.2014 года № *** исключена из реестра лицензий, выданных Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области лицензиатов, имеющих лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV класса опасности.

Установлено, что полигон ТБО, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино (вблизи с. Богородская Репьевка) с 27.12.2010 находится в собственности МО «Цильнинский район» Ульяновской области.

Согласно договору на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014, заключенного между Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям МО «Цильнинский район» Ульяновской области и МКП «Комбытсервис», полигон ТБО передан в безвозмездное пользование МКП «Комбытсервис».

Срок его действия в соответствии с п. 5.1 договора составляет 5 лет с момента заключения. Договор прекращает свое действие по окончанию его срока, а также в любой другой срок по согласованию сторон.

Однако, в материалах дела имеются сведения о фактическом использовании МКП «Комбытсервис» полигона, расположенного возле с. Богородская Репьевка. В частности, МКП «Комбытсервис» в 2020 году на полигоне размещались отходы, относящиеся к V классу опасности, на основании Договора № *** от 23.09.2020 года, заключенного с ООО «Элеватор Цильна».

Действие договора № *** от 23.09.2020 года определено до 01.01.2021 года (п. 6.1 Договора), однако поскольку ни одна из сторон не отказалась от продолжения договорных отношений, то в соответствии с п. 6.2 Договора он пролонгирован на последующий период.

Представленное в судебное заседание письмо МКП «Комбытсервис» в адрес ООО «Элеватор Цильна» от 23.12.2020 года № *** об отказе от продолжения договорных отношений на 2021 год, суд во внимание не принимает, поскольку п. 6.2 Договора предусматривает отказ от договора за один месяц до окончания срока его действия, по информации ООО «Элеватор Цильна» действие договора № *** от 23.09.2020 года было пролонгировано автоматически согласно п. 6.2 условий договора.

Кроме того, о пролонгировании указанных договорных отношений свидетельствует факт размещения отходов на полигоне в период после 31.12.2021 года до 22.04.2021 года.

Из вышеизложенного следует, что действие договора на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014, заключенного между Управлением муниципальным имуществом и по земельным отношениям МО «Цильнинский район» Ульяновской области и МКП «Комбытсервис» возобновлено на тех же условиях на неопределенный срок на основании ч. 2 ст. 621 ГК РФ.

Постановлением МУ «Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области от 23.04.2021 года № ***-П муниципальное имущество- полигон ТБО Цильнинского района Ульяновской области вблизи с. Богородская Репьевка изъят из безвозмездного пользования МКП «Комбытсервис» и закреплен за этим же юридическим лицом на праве оперативного управления.

Довод МКП «Комбытсервис» о том, что полигон ТБО фактически им не был передан, т.к. соответствующий договор не заключался и акт приема-передачи имущества до сих пор не оформлен, что в силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ исключает возникновение права оперативного управления, суд во внимание не принимает.

При этом считает необходимым учитывать существующие между МУ «Администрация МО «Цильнинский район» и МКП «Комбытсервис» правовые взаимоотношения, которые вытекают из Устава МКП «Комбытсервис», в купе с вышеперечисленными фактическими обстоятельствами, свидетельствующие о непрерывности отношений по пользованию полигоном МПК «Комбытсервис» с момента передачи полигона ТБО по договору безвозмездного пользования.

Так, согласно п. 1.2 Устава МКП «Комбытсервис» казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. Учредителем казенного предприятия в соответствии с п. 1.3 Устава является муниципальное образование «Цильнинский район». Правомочия собственника имущества и учредителя казенного предприятия осуществляет Администрация МО «Цильнинский район».

В силу п. 2.4 Устава МКП «Комбытсервис» основными видами деятельности предприятия являются кроме прочего утилизация ТБО и сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Согласно п. 3.2 Устава собственником имущества, закрепляемого за казенным предприятием, является муниципальное образование «Цильнинский район» Ульяновской области.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов казенного предприятия являются, в том числе имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления (п. 3.4 Устава).

Согласно п. 3.6 Устава казенное предприятие использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему учредителем, исключительно для целей и видов деятельности, закрепленных в настоящем Уставе.

Таким образом, изначально полигон ТБО вблизи с. Богородская Репьевка подлежал передаче МКП «Комбытсервис» на праве оперативного управления.

Изложенные обстоятельства подтверждают тот факт, что Мигукова И.В., являясь руководителем МКП «Комбытсервис», обязана была обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности на полигоне ТБО, в частности пунктов 307 и 67 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479, однако в указанное в постановление время и дату соблюдение данных требований обеспечено не было.

Довод о том, что с 01.01.2019 года Распоряжением Губернатора Ульяновской области был определен региональный оператор по сбору ТКО на территории МО «Цильнинский район» суд во внимание не принимает, поскольку статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» кроме понятия «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», содержит понятие «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов».

С учетом изложенного, суд признает, что в действиях должностного лица- директора МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области Мигуковой И.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Наказания назначено должностному лицу в пределах санкции статьи, причем избрано минимально возможное наказание- штраф 15 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от 15.07.2021 года, вынесенное государственным инспектором Ульяновского, Цильнинского районов и г. Новоульяновска по пожарному надзору Мугиным А.А., в отношении должностного лица- директора МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области Мигуковой Ирины Владимировны по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу- без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течении 10 дней со дня вручения копии решения через Ульяновский районный суд Ульяновской области.

СУДЬЯ: Э.Р. КАСЫМОВА