Дело № 12-3-9/2021
64RS0043-01-2020-003787-55
РЕШЕНИЕ
12 февраля 2021 года р.п. Духовницкое Саратовской области
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Кривошеин С.Н.,
при секретаре судебного заседания Чумаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Самохиной О.В. от 21 июля 2020 года № 1-131/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Медведева О.В. от 31 июля 2020 года № 12юр по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление о назначении административного наказания,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 21 июля 2020 года № 1-131/2020 ООО «Юкола-нефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 8.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением от 31 июля 2020 года № 12юр главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям отказано в удовлетворении жалобы ООО «Юкола-нефть» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 21 июля 2020 года № 1-131/2020.
Защитником ООО «Юкола-нефть» Д.Л. Бурносом подана жалоба, в которой он просит изменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохиной О.В. от 21 июля 2020 года № 1-131/2020 и решение главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года № 12юр в части размера назначенного штрафа; снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, поскольку административное наказание не отвечает принципам дифференцированности, соразмерности, справедливости, штраф в размере 400 000 рублей является для ООО «Юкола-нефть» значительной суммой, поскольку юридическое лицо несёт значительную финансовую нагрузку, как по обязательным платежам, так и по кредитам, в том числе в иностранной валюте. Совокупный размер штрафов, вынесённый по результатам проведённой Росприроднадзором проверки, составляет 3 200 000 рублей. Это снижает возможности ООО «Юкола-нефть» по финансированию социальных и производственных задач, в том числе в области промышленной безопасности, охраны окружающей среды. ООО «Юкола-нефть» имеет в штате около 700 сотрудников, является ведущим недропользователем в Саратовской области осуществляет большие инвестиции в геологоразведочные работы, в том числе сейсморазведочные работы, бурение скважин, что способствует улучшению изученности недр, выявлению даже небольших месторождений нефти, то есть наиболее полному изучению недр на территории Саратовской области, в связи с активными работами по освоению лицензионных участков. Общество несёт значительные убытки в связи с бурением непродуктивных скважин. За период с 2017 года по 2020 год обществом профинансировано строительство 18 скважин из них 5 оказались непродуктивными. Убытки общества в связи с этим составляют не менее 250 000 000 рублей. В 2020 году в обществе сложилось тяжелое финансовое положение. Существенное падение цен на продукцию общества - нефть сырую, начиная с марта 2020 года, привело к убытку общества за полугодие в размере 125 477 000 рублей, что подтверждается отчётом о финансовых результатах за январь-июнь 2020 года. При таких обстоятельствах назначенное ООО «Юкола-нефть» наказание в виде штрафа в размере 400 000 рублей, предусмотренное санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, не соответствует характеру совершённого им правонарушения, его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица. ООО «Юкола-нефть» обжаловало постановление в порядке подчинённости, решением главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей средств Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года отказано в удовлетворении жалобы, данное решение носит формальный характер, принято без учета обстоятельств пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ и разъяснений Конституционного Суда от 25 февраля 2014 года № 4-П. ООО «Юкола-нефть» полагает, что совершенное им правонарушение не влечет вредных последствий и носит устранимый характер.
Защитник Д.Л. Бурнос, должностные лица – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Самохина О.В., главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Медведев О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Суд, рассмотрев жалобу, исследовав письменные доказательства, материалы административного дела, приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывается, что жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6. КоАП РФ административным правонарушением признается уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7. КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в рамках плановой проверки ООО «ЮКОЛА-нефть» в присутствии уполномоченных представителей ООО «ЮКОЛА-нефть» Ш.Н.Е., Н.А.Ю., К.С.Л., Б.М.С., Т.Д.В. проведено обследование сборных пунктов углеводородного сырья Иверского, Кротовского, Андреевского, Покровского, Благовещенского, Никольского, Васильковского, Михайловского месторождений, производственной площадки № 1 Коротовского месторождения, производственной площадки № 1 Покровского месторождения, УПН Богородского месторождения, являющихся структурными подразделениями ООО «ЮКОЛА-нефть».
Согласно акту проверки Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям общества с ограниченной ответственностью «ЮКОЛА-нефть» № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения:
1) ООО «Юкола-нефть» осуществляет пользование недрами с нарушением пункта 5.1 условий лицензии №. Не выполняются проектные решения технологической схемы разработки Андреевского месторождения Богородского участка недр. Зафиксировано отклонение фактической годовой добычи нефти от проектной. Нарушены пункты 1, 2, 7, 10 части 2 статьи 22, статья 7, пункт 2 статьи 23, статья 23,2, статья 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1, пункты 5.5, 5.11, раздел 6 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 356;
2) не выполнены проектные решения «Технологической схемы разработки Благовещенского нефтяного месторождения Саратовской области» (протокол Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедра по УВС от ДД.ММ.ГГГГ№) в части отклонения фактической годовой добычи нефти от проектной. Нарушены пункты 1, 2, 7 части 2 статьи 22, статья 7, пункт 2 статьи 23, статья 23,2 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1, пункты 5.5, 5.11, раздел 6 «Правил разработки месторождений углеводородного сырья», утвержденные приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 июня 2016 года № 356;
3) ООО «Юкола-нефть» проводит горные работы в пределах месторождений нефти и газа в отсутствие плана развития горных работ на 2020 год. Не оформлен горноотводный акт для разработки месторождения подземных вод. Горноотводные документы не приобщены к лицензиям на недропользование. Закачка промстоков производится в соответствии с проектным документом, не соответствующим целевому назначению лицензии. Нарушены статьи 1, 2, 7 часть 2 статьи 22, пункт 2 статьи 23 Закона Российской Федерации «О недрах», «Правила охраны недр», утвержденные постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06 июня 2003 года № 71, Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых», утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 августа 2015 года № 814;4) Не выполнена обязанность по актуализации учётных сведений по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, расположенных в пределах Богородского участка. Нарушены положения статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
5) Не ведётся учёт отходов, образовавшихся в результате производственной деятельности (цех пропарки) на объекте негативного воздействия № Нарушены часть 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (редакция от 25 декабря 2018 года) «Об отходах производства и потребления», Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами»;
6) Неисполнение обязанности по отнесению отхода производства и потребления I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, образовавшегося в результате производственной деятельности (цех пропарки) на объекте негативного воздействия № Нарушены пункт 3 статьи 14, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
7) Накопление отходов (покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (№-4 класса опасности); лом и отходы чёрных металлов, загрязненные нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%) на УПН Богородского месторождения (регистрационный №) осуществляется на незащищённом грунте. Нарушены статья 1, части 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 1, 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ;
8) Не ведётся учёт образовавшихся в результате производственной деятельности отхода (осадки) из выгребных ям (№ – IV класса опасности) на объекте негативного воздействия № (УПН Богородского месторождения). Нарушены часть 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (редакция от 25 декабря 2018 года) «Об отходах производства и потребления», Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами»;
9) Не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, а также происходит порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления при осуществлении недропользования, в пределах земельного участка с кадастровым номером № на ОНВ №П (Сборный пункт углеводородного сырья Кротовского месторождения). Нарушены статья 12, части 1-3 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39, части 1,2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
10) Не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, а также происходит порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления при осуществлении недропользования, в пределах земельного участка с кадастровым номером № на ОНВ №П (Сборный пункт углеводородного сырья Никольского месторождения). Нарушены статья 12, части 1-3 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39, части 1-2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
11) Не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, а также происходит порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления при осуществлении недропользования, в пределах земельного участка с кадастровым номером № на ОНВ №П (УПН Богородского месторождения). Нарушены статья 12, части 1-3 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39, части 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
12) Не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, в результате чего ухудшается качественное состояние земель, а также происходит порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления при осуществлении недропользования, в пределах земельного участка с кадастровым номером № на ОНВ №П (скважина № 10 сборного пункта Покровского месторождения). Нарушены статья 12, части 1-3 статьи 13, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 34, части 1, 2 статьи 39, части 1, 2 статьи 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (л.д. 21-43).
Изложенное послужило основанием для составления в отношении ООО «ЮКОЛА-нефть» протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ (л.д. 95-98) и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (л.д.89-92).
При вынесении постановления от 21 июля 2020 года № 1-131/2020 должностное лицо отказало в удовлетворении ходатайства организации об объединении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, однако в резолютивной части постановления указано об объединении дел, наказание назначено по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ (л.д. 105-108).
С данным постановлением организация не согласилась, подав жалобу в порядке подчинённости.
Решением главного государственного инспектора РФ в области окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям от 31 июля 2020 года № 12 юр в удовлетворении жалобы отказано (л.д.14-15).
Частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ определено, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений возможно только при наличии идеальной совокупности административных правонарушений, то есть в случаях и при условиях, предусмотренных частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
Указанной нормой установлено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Однако в рассматриваемом случае не имеется оснований для применения положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, и соответственно для вывода о том, что по факту выявленных нарушений в отношении ООО «ЮКОЛА-нефть» надлежало вынести одно постановление по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом было установлено, что по каждому из дел фактически имели место разные противоправные и действия и бездействие, совершение и допущение которых вменено ООО «ЮКОЛА-нефть».
Так, в одном случае установлено, что противоправные действия выразились в порче земельного участка, используемого ООО «ЮКОЛА-нефть», нефтепродуктами (л.д. 95-98).
Во втором случае установлено бездействие ООО «ЮКОЛА-нефть», выразившееся в невыполнении соответствующих мероприятий по предотвращению загрязнения почвы опасными химическими веществами (л.д. 89-92).
Указанные действия и бездействие являются самостоятельными, каждое из которых образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ и частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ соответственно.
Одновременное выявление указанных нарушений само по себе к иному выводу не приводит.
Из текста постановления должностного лица следуют выводы о квалификации действий и бездействия организации по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ, а также по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, материалами дела не подтверждается совершение организацией одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, поскольку выявлено загрязнение земельного участка нефтепродуктами (то есть действие), а также непринятие мер по своевременному обнаружению и по предотвращению загрязнения. В удовлетворении ходатайства об объединении дел организации отказано, однако решение по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ должностным лицом не принято, что является существенным нарушением процессуальных требований.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Вышеназванные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, что служит основанием к отмене постановления должностного лица и возвращению дела на новое рассмотрение с учетом того, что срок привлечения к ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ не истёк.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
отменить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Самохиной О.В. от 21 июля 2020 года № 1-131 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» и решение главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям Медведева О.В. от 31 июля 2020 года № 12юр по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Юкола-нефть» на постановление о назначении административного наказания.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЮКОЛА-нефть» направить в Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд непосредственно или через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья