ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-300/13 от 08.10.2013 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

№12-300/13

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Томск 08 октября 2013 года

Судья Советского районного суда г.Томска Терскова Е.В.,

с участием главного специалиста юридического отдела департамента образования Администрации г.Томска Ф., действующей на основании доверенности от 30.09.2013,

рассмотрев жалобу директора МАОУ СОШ №34 г.Томска Антипина В.К. на постановление мирового судьи судебного участка №5 Советского судебного района г.Томска от 12 июля 2013 года о привлечении Антипина В.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №5 Советского судебного района г.Томска от 12 июля 2013 года директор МАОУ СОШ №34 г.Томска Антипин В.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Согласно постановлению мирового судьи от 12 июля 2013 года правонарушение выразилось в том, что Антипин В.К., являясь должностным лицом - директором МАОУ СОШ №34, а также начальником ГО и ЧС указанного учреждения, не выполняет установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания средств индивидуальной защиты, а именно: не представил формуляры, паспорта, акты лабораторных испытаний и свидетельства на противогазы в количестве 60 штук, 2007 года выпуска, хранящиеся в кабинете МАОУ СОШ №34, чем нарушил п.п.2.3 Приказа МЧС России от 27.05.2003 №285 «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля».

Не согласившись с данным постановлением, Антипин В.К. обратился в суд с жалобой, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что у МАОУ СОШ №34 отсутствует финансовая и фактическая возможность обеспечения количественной и качественной сохранности СИЗ в течение всего периода хранения, предоставления формуляров, паспортов, актов лабораторных испытаний и свидетельств на противогазы. Все противогазы в учреждении находятся в целях образовательной деятельности и не являются «боевыми». Школа не располагает складскими помещениями для специального хранения средств радиационной и химической защиты. Устав школы запрещает без согласия Учредителя распоряжаться недвижимым имуществом. В штатном расписании отсутствует должность, в обязанность которой вменен учет СИЗ, содержание помещений для их хранения, обеспечение сохранности и готовности к применению. Кроме того, школа не уполномочена учредителем на создание запасов СИЗ в учреждении, не является организацией, использующей и содержащей средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны.

В судебном заседании Антипин В.К. поддержал жалобу по указанным в ней доводам. В последующем в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Представитель Ф. в судебном заседании доводы жалобы Антипина В.К. поддержала в полном объеме, при этом дополнила, что школа не уполномочена учредителем на создание запасов СИЗ в учреждении, не является организацией, использующей и содержащей средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и контроля в интересах гражданской обороны. Следовательно, на момент проверки директор МАОУ СОШ №34 по объективным причинам не мог предоставить формуляры, паспорта, акты лабораторных испытаний и свидетельства на противогазы, подтверждающие качественное состояние СИЗ.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав Антипина В.К., его представителя Ф. прихожу к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка №5 Советского судебного района г.Томска от 12 июля 2013 года в отношении Антипина В.К., подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.1.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Из представленных материалов дела следует, что 31 мая 2013 года государственным инспектором Советского района г.Томска по пожарному надзору Министерства РФ по делам ГО ЧС и ЛПСБ России Е. по результатам плановой выездной проверки в отношении МАОУ СОШ №34 г.Томска, проводимой на основании распоряжения главного Государственного инспектора Советского района г.Томска по пожарному надзору И. от 06 мая 2013 года № 84 в период с 15 мая 2013 года по 31 мая 2013 года, в отношении директора МАОУ СОШ №34 г.Томска Антипина В.К. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено предписание №84 от 31 мая 2013 года об устранении выявленных нарушений в виде отсутствия формуляров, паспортов, актов лабораторных испытаний и свидетельств на противогазы в количестве 60 штук, 2007 года выпуска.

В ст.1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» даны основные понятия: гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.9 ФЗ №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона №28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации постановлением №379 от 27.04.2000 утвердило Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Установило, что методические рекомендации по определению номенклатуры и объемов, создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, разрабатываются и утверждаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Из п.3 и п.4 Положения следует, что запасы материально-технических средств включают в себя специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб.

Запасы иных средств включают в себя вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, средства радиационной, химической и биологической разведки и радиационного контроля, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время.

Согласно п.5 и п.6 Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их органами и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности. При этом требования к складским помещениям, а также к порядку накопления, хранения, учета, использования и восполнения запасов определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральным агентством по государственным резервам. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации: а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб; б) создают и содержат запасы; в) осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов.

Во исполнение постановления Правительства №379 от 27.04.2000 Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 21 декабря 2005 года №993 утвердило Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты.

Согласно п.3, 4 указанного Положения - накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - запасы (резервы)) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты осуществляется органами местного самоуправления в отношении работников этих органов и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений.

Согласно п.21 Положения органы местного самоуправления определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают запасы СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов СИЗ.

Правилами использования и содержания средств индивидуальной защиты утвержденных Министерством РФ по делам гражданской обороны приказом от 27 мая 2003 года №285 определены требования, предъявляемые к складским помещениям для хранения средств индивидуальной защиты населения.

Согласно п.2.8.1. Правил: складские помещения по своему устройству, планировке, техническому состоянию и оснащению должны обеспечивать полную сохранность размещенного в них имущества и выдачу его в установленном порядке.

Однако, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №34 г.Томска не имеет на балансе объекты и имущество гражданской обороны.

МАОУ СОШ №34 г.Томска является некоммерческой организацией, уставная деятельность которой осуществляется за счет вкладов учредителей, то есть муниципального образования «Город Томск», а также добровольных имущественных взносов и пожертвований физических и юридических лиц, иных поступлений целевого назначения, предусмотренных Уставом.

В соответствии со ст.4 ФЗ №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 - финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется за счет субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Учредитель устанавливает для автономного Учреждения задания в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью и соответственно финансирует выполнение этого задания. Условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансирования выполнения этого задания определяется местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. От имени муниципального образования «Город Томск» функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляют: Мэр Города Томска, администрация Города Томска, Департамент образования администрации Города Томска, департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.

Кроме того, п.28 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств к полномочиям городского округа.

Таким образом, осуществление финансирования расходов учреждения является обязательством муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска. Должностная инструкция руководителя МАОУ СОШ №34 г.Томска прямо не устанавливает обязанность директора накапливать, хранить в целях гражданской обороны запасы СИЗ, финансировать мероприятия по гражданской обороне. Следовательно директор школы в силу действующего законодательства, Устава учреждения, своей должностной инструкции, где определены цели, виды деятельности учреждения, полномочия его руководителя, не может решать вопросы по финансированию и проведению мероприятий отраженных в акте проверки.

В соответствии с постановлением администрации Города Томска от 19.12.2011 №1423 «О создании МКУ «Оперативно-дежурная служба Города Томска» определено управление мероприятиями гражданской обороны, по защите населения и территории муниципального образования «Город Томск» от ЧС природного и техногенного характера, в специально отведенных для указанных целей помещениях хранятся необходимые для учреждения запасы на случай возникновения ЧС.

При рассмотрении дела мировым судьей не дана оценка отсутствию сведений о передаче муниципальным образованием «город Томск» МАОУ СОШ №34 г.Томска противогазов как средств индивидуальной защиты.

Само учреждение МАОУ СОШ №34 г.Томска не может приобретать средства индивидуальной защиты, самостоятельно осуществлять их содержание (специальное помещение, проведение лабораторных исследований и т.д.), поскольку на основании Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» такое приобретение осуществляется путем проведения конкурса. При этом законом не предусмотрено право бюджетного учреждения на его проведение, оно выступает лишь их заказчиком.

Департамент образования является структурным подразделением Администрации г.Томска, осуществляющим функции в сфере образования. Данный орган не является уполномоченным органом при решении вопросов гражданской обороны, соответственно, так же не мог осуществлять приобретение и передачу СОШ №34 средств индивидуальной защиты, оказывать финансирование на их содержание.

Мировой судья не проверил, выделялись ли из районного бюджета по утвержденной Учредителем смете при казначейской системе исполнения бюджета денежные средства МАОУ СОШ №34 на приобретение или содержание СИЗ, имелась у СОШ №34 возможность самостоятельно заказывать проведение лабораторных испытаний, передавались ли СОШ №34 паспорта, свидетельства на противогазы, если они приобретались муниципальным образованием.

Из ответа Администрации г.Томска следует, что департамент образования не может предоставить сведения об инвентаризационном учете противогазов в МАОУ СОШ №34, поскольку информацией относительно документов, на основании которых были приобретены противогазы, находящиеся в МАОУ СОШ №34, департамент образования не располагает, приказов и (или) распоряжений по приобретению противогазов для муниципальных образовательных учреждений департамент образования не издавал.

Также, мировой судья не проверил возможность СОШ №34 без соответствующей методической помощи со стороны должностных лиц МЧС, в соответствии с требованиями нормативных актов, самостоятельно завести требуемые формуляры, заказывать проведение лабораторных испытаний, назначить ответственных лиц за соблюдением предъявляемых требований с изучением штатного расписания СОШ №34.

В п.4 ст.8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11 июля 2004 №868) указано, что МЧС РФ осуществляет методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.

Согласно представленным «Методическим рекомендациям по организации мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий для муниципальных общеобразовательных учреждений города Томск», согласованным Начальником Управления по городу Томску ГУ МЧС России по Томской области и утвержденным Директором департамента образования Администрации города Томска от 30.03.2007 рекомендовано при проведении основных мероприятий по ГО и ЧС в мирное время при радиоактивном, химическом заражении использовать ватно-марлевые повязки, при планомерном проведении мероприятий по ГО изготовить ватно-марлевые повязки.

В материалах дела отсутствуют сведения об оказании методической помощи со стороны МЧС по соблюдению требований к СИЗ, подбору ответственных лиц, правильному оформлению требуемых документов.

Согласно ответу ГО ЧС указанные выше «Методические рекомендации» у них отсутствуют, сведений о наличии и основаниях приобретения или передачи противогазов в СОШ №34 так же нет.

Соответственно, из материалов дела следует, что должностные лица МЧС ограничились лишь исполнением обязанности по контролю в области ГО.

Распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица было принято 15 мая 2013 года, проверка окончена 31 мая 2013 года, этой же датой вынесено представление об устранении выявленных нарушений в срок до 31 мая 2013 года, связи с чем, оснований для признания достаточным данного временного периода для приведения документации или обращения руководства СОШ №34 к учредителю для решения вопроса принадлежности и назначения противогазов, не имеется.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, не дана была оценка доводам заявителя, не дана фактическая оценка имеющимся доказательствам по делу.

При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи о наложении штрафа на директора МАОУ СОШ №34 было вынесено преждевременно, без выяснения всех необходимых обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 КоАП РФ.

Установленные мировым судьей обстоятельства недостаточны для признания должностного лица виновным.

В связи с истечением трехмесячного срока давности привлечения Антипина В.К. к административной ответственности (ч.1, 2 ст.4.5 КоАП РФ), оснований для возвращения дела мировому судье для повторного рассмотрения дела не имеется.

При указанных обстоятельствах, в связи с допущением существенных нарушений при рассмотрении дела, отсутствии в деле достаточных допустимых доказательств для признания Антипина В.К. виновным в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения, постановление мирового судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка №5 Советского судебного района г.Томска от 12 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МАОУ СОШ №34 г.Томска Антипина В.К. - отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение вступает в силу с момента его вынесения.

Судья: подпись

Решение вступило в законную силу 08.10.2013. Опубликовать 15.10.2013 судья Е.В. Терскова