Дело № 12-300/21
Санкт-Петербург 18.06.2021
РЕШЕНИЕ
Судья Калининского районного суда Санкт-Петербурга Рыбальченко О.Г. в зале 416 Калининского районного суда Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, ул. Бобруйская, д.4),с участием: ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на Постановление № 28/04/7.30-155/2019 от 14.06.2019 заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы ФИО2 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГрождения, <данные изъяты>,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного предусмотренном ч.7 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
На основании Постановления № 28/04/7.30-155/2019 от 14.06.2019 заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы ФИО2 по делу об административном правонарушении, ФИО1, как должностное лицо признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.19.5 КРФобАП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
ФИО1 на указанное постановление подал жалобу в Мещанский районный суд Москвы, откуда данная жалоба передана по подсудности в Красносельский районный суд Санкт-Петербург, а затем в Калининский районный суд Санкт-Петербурга. В жалобе просит постановление отменить, прекратить производство по делу об АП.
В жалобе приведены следующие доводы: В соответствии с приказом начальника Михайловской академии от 28.06.2018 №500 он является членом единой комиссии по осуществлению закупок для нужд академии.
14.08.2018 в 11час. 00мин. состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявок на участие в закрытом аукционе в электронной форме №0372100027718000006-0372100027718000006-1. В ходе заседания было рассмотрено три заявки, одна заявка была отклонена от участия в закрытом аукционе. Причины отклонения заявки были отражены в протоколе рассмотрения заявок.
Из решения ФАС России от 14.08.2018 №КГОЗ-383/18 и предписания от 14.08.2018 №КГОЗ-383/18, ему стало известно, что Аукционной комиссии предписано при рассмотрении первых частей заявок, поданных участникам закупки, «не учитывать требования к значениям характеристик (показателей) товаров, используемых при выполнении работ по текущему ремонту помещений…», а Заказчику в срок до 30.08.2018 представить в ФАС России письменное подтверждение исполнения Предписания.
На повторном заседании Аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок, учла требования Предписания и к участию в закрытом аукционе допустила все три заявки. То есть Аукционной комиссией Предписание исполнено, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок от 22.08.2018.
На основании изложенного, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание ФИО1, явился. Поддержал доводы жалобы в полном объеме. Также пояснил, что Предписание было выдано аукционной комиссии и заказчику. Вместе с тем, данное предписание не было направлено в ООО «Автоматизированную систему торгов государственного оборонного заказа» - специализированную электронную площадку, которая вправе изменить статус заявки и дать возможность разместить иные сведения. Однако оператором электронной площадки такой возможности заказчику представлено не было. Тем самым, не было возможности прикрепить, подписать и направить протокол о рассмотрении заявок на электронную площадку.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.
Согласно обжалуемому постановлению, вина ФИО1 установлена в том, что 25.07.2018 ФГКВОУ ВО «Михайловская военная артиллерийская академия» Министерства обороны Российской Федерации (далее-Заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) размещено извещение 0372100027718000006 о проведении закрытого аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений, задействованных в подготовке иностранных военных специалистов Михайловской военной артиллерийской академии (далее - Аукцион).
Аукцион проводился с использованием функционала специализированной электронной площадки «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».
Пунктом 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 №1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» установлено, что при проведении Аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки осуществляется применение положений Закона о контрактной системе (за исключением требований о размещении информации в единой информационной системе), регулирующих срок размещения документации о закупке, порядок подачи заявок, рассмотрения первых частей заявок, проведения процедуры электронного аукциона, рассмотрения вторых частей заявок, заключения контракта при проведении электронного аукциона.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон о контрактной системе) при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых закупок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа от 14.08.2018 №КГОЗ-383/18, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО «Строительные технологии», аукционной комиссии Заказчика (далее-Аукционная комиссия) выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (далее - Предписание), в соответствии с которым Аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, предписано не учитывать требования к значениям характеристик (показателей) товаров, используемых при выполнении работ по текущему ремонту помещений, установленных в приложении №2 «Требования к значениям характеристик (показателей) товаров» к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение № 2).
Заказчиком 14.08.2018 в 19:37 на сайте оператора специализированной электронной площадки ООО «ACT ГОЗ» размещен протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе № 0372100027718000006-0372100027718000006-1 (далее - Протокол), в соответствии с которым ООО «Анхель» отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
ООО «Анхель» отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации по показателям для товаров, указанных в заявке Заявителя, требованиям Приложения № 2.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, не исполнившей Предписание, нарушают требования п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в ч.2,3 ст.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии со ст.107 Закона о контрактной системе лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За невыполнение должностным лицом заказчика в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, ч.7 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Членом единой комиссии Заказчика, подписавшим Протокол, является ФИО1
Таким образом, в действиях ФИО1, допустившего нарушение требований п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, выразившееся в неисполнении Предписания, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.19.5 КоАП РФ.
Местом совершения административного правонарушения является место нахождения Заказчика: <...>.
Временем совершения административного правонарушения является дата подписания Протокола-14.08.2018.
Таким образом, в действиях ФИО1 усматривается событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусматривается ч.7 ст.19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, с таким выводом должностного лица согласиться нельзя в силу следующего.
В силу положений ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события АП; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Положения ст. 28.2 КоАП РФ (в их системном единстве с иными правилами раздела IV Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) позволяют рассматривать составление протокола об административном правонарушении как одно из важнейших процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учетом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа. По смыслу ч.2 ст.26.2 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ, протокол является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем, законодательством подробно регламентирована процедура его составления.
По смыслу ч.2 ст.26.2 и ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении сведения, являются основными средствами доказывания.
На основании ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно Протоколу об административном правонарушении от 28.05.2019 года №28/04/7.30-155/2019, временем совершения административного правонарушения является 14.08.2018.
Это же время совершения административного правонарушения установлено в ходе рассмотрения дела при вынесении обжалуемого постановления.
Частью 7 ст.19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 настоящей статьи.
Тем самым, объективную сторону правонарушений по ч.7 ст. 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п.2 ч.22 ст.99 Федерального закона от 5.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.
При этом предписание должно содержать только законные требования, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, Предписание от 14.08.2018 №28к/383-2 Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа было издано 17.08.2018, что подтверждается сведениями об указании даты, проставленной в угловом штампе бланка ФАС России.
В резолютивной части Предписания содержится требование Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении первых частей заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, не учитывать требования к значениям характеристик (показателей товаров), используемых при выполнении работ по текущему ремонту помещений, установленных в Приложении № 2 к Техническому заданию документации об Аукционе «Требования к значениям характеристик (показателей) товаров» и к Заказчику до 30.08.2018 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде, а также на адрес электронной почты.
Однако, в материалах дела, представленных из ФАС России отсутствуют доказательства, подтверждающие факт получения указанного Предписания как членами аукционной комиссии, так и заказчиком.
Кроме того, подателем жалобы были представлены документы (скриншот страниц переписки Заказчика с оператором электронной площадки), из которых следует, что с целью исполнения выданного Предписания, 22.08.2018 на повторном заседании Аукционной комиссии рассмотрены первые части заявок, к участию в закрытом аукционе допущены все три заявки участников.
Вместе с тем, в личном кабинете специализированной электронной площадки, было необходимо изменить статус заявок участников закупки согласно указанного протокола, отправить данный протокол на электронную площадку. Однако, оператором электронной площадки такой возможности Заказчику предоставлено не было, изменение статуса недоступно, по сообщению Оператора изменение сроков проведения процедуры и пр. возможно только на основании Предписания ФАС, которого в адрес оператора электронной площадки вынесено не было.
Таким образом, у Заказчика, и, как следствие, у члена аукционной комиссии ФИО1 отсутствовала реальная возможность по исполнению требований Предписания в срок, установленный предписанием.
Согласно основным понятиям ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", специализированная электронная площадка - соответствующая установленным в соответствии с п.1,3 ч.2 ст.24.1 настоящего Федерального закона требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме; оператор специализированной электронной площадки - российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным в соответствии с п.1,3 ч.2 ст.24.1 настоящего Федерального закона требованиям и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.
В соответствии с ч.1 ст.24.1 ФЗ № 44, проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, реальная возможность по размещению аукционной документации на электронной площадке должны быть обеспечена заказчику оператором электронной площадки, чего в данном случае выполнено не было.
Орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с положениями ст.99 ФЗ № 44 также мог вынести Предписание в адрес оператора специализированной электронной площадки для исполнения Заказчиком и членами аукционной комиссии требований выданного в их адрес предписания, однако не воспользовался предоставленным ему правом, что фактически лишило реальной возможности заказчика и членом аукционной комиссии выполнить требования предписания.
Кроме того, срок исполнения предписания был установлен до 30.08.2018. Следовательно, 14.08.2018 правонарушение не могло быть совершено, поскольку установленный в предписании срок еще не наступил.
На основании изложенного постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Учитывая, что должностным лицом органа не представлено достаточных доказательств достоверно свидетельствующих о совершении ФИО1 совершения правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.19.5 КоАП РФ, то производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление № 28/04/7.30-155/2019 от 14.06.2019 заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы ФИО2 по делу об административном правонарушении, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.19.5 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление.
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения, с соблюдением требований, установленных ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ.
Судья :