ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-301/2021 от 30.06.2021 Калининского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №12-301/2021

РЕШЕНИЕ

30 июня 2021 года г. Уфа

Калининский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Тимербаева Р.А.

при секретаре Фаизовой Р.Р.,

рассмотрев жалобу ООО НПП «САТОР» на постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении по ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО НПП «САТОР»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении ООО НПП «САТОР» привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ООО НПП «САТОР» Башкортостан обратилось в Калининский районный суд <адрес> с жалобой на указанное постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан ссылаясь на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей допущены существенные нарушения норм материального права.

В судебное заседание представитель ООО НПП «САТОР» не явился. О месте и времени рассмотрения жалобы судом надлежаще извещен.

В судебном заседании представитель Центрального банка РФ Мирзаянова А.Т., действующая на основании доверенности, возражала в удовлетворении жалобы, при этом полагала, что наказание юридическому лицу необходимо было назначить менее суровое.

В судебном заседании заинтересованное лицо – потерпевший Оськин М.П. возражал в удовлетворении жалобы, полагая, что мировым судьей обоснованно привлечено юридическое лицо к административной ответственности и поэтому просил жалобу отклонить, а постановление мирового судьи оставить без изменения.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст.30.7 КоАП РФ 1. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

2. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.

3. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи, должностного лица.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ должен выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения лицом административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

наличие события административного правонарушения;

лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства.

В соответствии с ч.11 ст. 15.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - ФЗ-14) внеочередное общее собрание участников общества созывается в том числе, по требованию участников Общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.

Исполнительный орган общества обязан в течение пяти дней с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества рассмотреть данное требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или об отказе в его проведении.

Из материалов дела следует, что Отделением - Национальным Банком по Республике Башкортостан в отношении ООО НПП «САТОР» был составлен протокол об административном правонарушении от 26.01.2021г., согласно которому Обществом получено требование Заявителя о проведении внеочередного общего собрания участников Общества от 24.08.2020 лично генеральным директором Общества, о чем свидетельствует соответствует запись на требовании.

Согласно п. 8.5 Устава, Общее собрание участников Общества проводится в порядке, установленным Федеральным законом и уставом.

Таким образом, исполнительный орган Общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников Общества в срок не позднее 31.08.2020г.

Управлением направлялся запрос в Общество от 07.11.2020г. № С59-8- 17/41254, в ответ на которое Общество отказало в предоставлении каких-либо документов (вх. 92058 от 25.11.2020г.).

В ходе составления протокола об административном правонарушении ТУ- 80-ЮЛ-20-10382/1020-1 от 26.01.2021г., генеральным директором Общества Оськиным В. П. были представлены документы, всего на 110л. (приобщены к материалам дела об административном правонарушении), в том числе следующие: копия протокола внеочередного общего собрания учредителей Общества от 25.09.2020г., копия уведомления от 24.08.2020г. участником Общества Оськиным М. П. другого участника Общества Оськина В. П. о проведении 25.09.2020г. внеочередного общего собрания участников Общества (получено Оськиным В. П. 24.08.2020г.).

Представленный протокол общего собрания участников составлен с несоблюдением Обществом требования подпункта 3 пункта 3 ст. 67.1 ГК РФ o нотариальном удостоверении.

Согласно пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, принятие общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно. Уставом Общества, утвержденным 09.11.2009 (протокол № 1109), иной способ не предусмотрен, решение общего собрания участников общества, которым бы устанавливался иной способ подтверждения принятия общим собранием участников Общества решения и состав участников общества, присутствующих при его принятии, Обществом не представлен.

В случае, если в течение, установленного ФЗ-14 срока не принято решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или принято решение об отказе в его проведении, внеочередное общее собрание участников общества может быть созвано органами или лицами, требующими его проведения. В данном случае, исполнительный орган общества обязан предоставить указанным органам или лицам список участников общества с их адресами.

Таким образом, ФЗ-14 установлена возможность созыва и проведения внеочередного общего собрания общества его участниками, однако данное право у участников общества, инициирующего данное собрание, возникает после обращения с требованием о его проведении к исполнительному органу общества и получения отказа в его проведении, либо неполучении ответа в установленный срок. Иной альтернативы, позволяющей участнику или участникам общества самостоятельно совершить действия по созыву внеочередного собрания участников общества, действующим законодательством не предусмотрено.

Учитывая вышеизложенное, уведомление от 24.08.2020г. участником Общества Оськиным М. П. о проведении внеочередного общего собрания участников Общества является неправомерным.

Документов, подтверждающих, что исполнительный орган Общества принял срок (с учетом переноса срока, окончание которого приходится на выходной день) до 31.08.2020г. включительно решение о проведении внеочередного общего собрания участников Общества по требованию его участника от 24.08.2020г., совершил действия по уведомлению участников о проведении такого собрания, не представлено.

Учитывая изложенное, в бездействии Общества содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, выразившееся в уклонении от проведения общего собрания участников Общества по требованию участника Общества от 24.08.2020г.

Согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным.

Согласно п. 1, 2 ст. 35 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14- ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" внеочередное общее собрание участников общества проводится в случаях, определенных уставом общества, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников. Внеочередное общее собрание участников общества созывается исполнительным органом общества по его инициативе, по требованию совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, а также участников общества, обладающих в совокупности не менее чем одной десятой от общего числа голосов участников общества.

Исполнительный орган общества обязан в течение пяти дней, с даты получения требования о проведении внеочередного общего собрания участников общества, рассмотреть данное требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или об отказе в его проведении.

В соответствии с п. 6 ст. 36 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны не позднее, чем за тридцать дней до его проведения уведомить об этом каждого участника общества заказным письмом по адресу, указанному в списке участников общества, или иным способом, предусмотренным уставом общества. В уведомлении должны быть указаны время и место проведения общего собрания участников общества, а также предлагаемая повестка дня. Любой участник общества вправе вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за пятнадцать дней до его проведения. К информации и материалам, подлежащим предоставлению участникам общества при подготовке общего собрания участников общества, относятся годовой отчет общества, заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества и ревизионную комиссию (ревизоры) общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, а также иная информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Если иной порядок ознакомления участников общества с информацией и материалами не предусмотрен уставом общества, орган или лица, созывающие общее собрание участников общества, обязаны направить им информацию и материалы вместе с уведомлением о проведении общего собрания участников общества, а в случае изменения повестки дня соответствующие информация и материалы направляются вместе с уведомлением о таком изменении.

Исходя из положений ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ООО НПП «Сатор» в совершении административного правонарушения подтверждается доказательствами по делу, а именно протоколом об административном правонарушении № ТУ-80-ЮЛ-20-10382/1020-1 от 26.01.2021г., выпиской из ЕГРЮЛ от 28.01.2021г. № ЮЭ, Уставом ООО НПП «Сатор», копиями протокола внеочередного общего собрания учредителей Общества от 25.09.2020г., копиями уведомления от 24.08.2020г. участником Общества Оськиным М.П. другого участника Общества Оськина В.П. о проведении 25.09.2020г. внеочередного общего собрания участников Общества (получено Оськиным В. П. 24.08.2020г.).

Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, мировой судья обоснованно пришел к выводу о виновности ООО НПП «Сатор», в совершении указанного правонарушения по ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ, поскольку вина его доказана полностью, а административная ответственность по ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ наступает за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания участников общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью, а равно нарушение требований федеральных законов к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч.1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу мировым судьей обоснованно учтены характер совершенного им административного правонарушение, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Отягчающих административную ответственность ООО НПП «Сатор» обстоятельств, судом не установлено.

В соответствии частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

Таким образом, с учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, для достижения цели административного наказания, возможно назначение ООО НПП «Сатор» административного наказания в виде административного штрафа с применением требований ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 11 статьи 15.23.1 КоАП РФ. Минимальный размер по данной статье составляет 500 000 руб.

Административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей согласуется с его предупредительными целями (статья ЗЛ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), отвечает положениям статей 3.5,4.1,4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не истек

Заявителем суду не представлено доказательств, опровергающих вышеназванные доказательства, представленные в материалы дела.

Суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, мировым судьей, в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения, наказание назначено с учетом обстоятельств совершенного правонарушения..

С учетом изложенного, доводы жалобы ООО НПП «Сатор» не влекут отмену или изменение постановления мирового судьи.

Существенные процессуальные нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущены, юридически значимые обстоятельства дела мировым судьей установлены верно.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление мирового судьи судебного участка по <адрес> Республики Башкортостан от 11 марта 2021 года по делу об административном правонарушении по ч.11 ст.15.23.1 КоАП РФ в отношении ООО НПП «САТОР», оставить без изменения, жалобу ООО НПП «САТОР» – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Калининского

районного суда г.Уфы Р.А. Тимербаев