ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-302/17 от 23.03.2017 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 12-302/17

(в районном суде № 5-14/17) судья Васюков В.В.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Санкт-Петербургского городского суда Широкова Е.А., при секретаре Оленике П.А., рассмотрев 23 марта 2017 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2017 года в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № 1 Центрального района», ИНН 7841384710, ОГРН 1089847137588, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул.Моховая, д.8;

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2017 года ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.19 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Вина юридического лица установлена в повторном невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а именно:

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге», здание, расположенное по адресу: Санкт- Петербург, Литейный пр., д.60, литера А, является объектом культурного наследия федерального значения «Дом, где в 1876-1889 гг. жил писатель Салтыков-Щедрин М.Е.» (далее - Объект).

Согласно информации с официального сайта ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект, д.60, литера А находится в управлении данной организации.

Согласно контракту от 19.06.2014 на управление многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией, выступающей уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в этом доме, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект, д.60, литера А, находится в управлении ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района».

Актом осмотра КГИОП от 01.04.2015 установлено, что на лицевом фасаде объекта на части венчающего карниза установлена фасадная сетка, на локальных участках лицевого фасада удален слабосодержащийся штукатурный слой. На локальном участке лицевого фасада (в границах квартиры №.... 3 этаж, между 2-3 осями справа от угла здания) наблюдается утрата штукатурного слоя до кирпича, деструкция кирпичной кладки, трещины в кладке.

Согласно Перечню предметов охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом, где в 1876-1889 гг. жил писатель Салтыков-Щедрин М.Е.», утвержденному Распоряжением КГИОП от 03.06.2011 № 10-258, элементами предметов охраны являются исторические наружные и внутренние капитальные стены (кирпичные) объекта.

В соответствии со ст. ст. 11, 33, 45, 47.3 Закона № 73-ФЗ КГИОП в адрес ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» было направлено предписание от 27.04.2015 № 34/46, в котором было предписано в срок до 20 октября 2015 года включительно провести обследование технического состояния наружной капитальной стены здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 60, литера А, в границах квартиры №..., согласовать заключение по результатам обследования с КГИОП и провести необходимые противоаварийные работы в установленном законом порядке согласно выводам и рекомендациям согласованного КГИОП заключения.

Проверкой, проведенной КГИОП 23.10.2015 (акт № 8-527/2015) установлено, что требования предписания КГИОП от 27.04.2015 № 34/46 не выполнены, управляющая компания заключение по результатам обследования в КГИОП не представила. Лицевой фасад находится в том же состоянии, что и на момент осмотра 01.04.2015.

Согласно постановлению судьи Дзержинского районного суда ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и назначен штраф в размере 50 000 рублей.

В соответствии со ст. ст.11, 33, 45, 47.3 Закона № 73-ФЗ КГИОП в адрес ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» направлено повторное предписание от 25.12.2015 № 34-177, в котором было предписано в срок до 30 июля 2016 года включительно провести обследование технического состояния наружной капитальной стены здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 60, литера А, в границах квартиры №..., согласовать заключение по результатам обследования с КГИОП и провести необходимые противоаварийные работы в установленном законом порядке согласно выводам и рекомендациям согласованного КГИОП заключения.

Актом проверки от 18.08.2016 № 8-339/2016, составленным при проведении внеплановой выездной проверки на основании приказа КГИОП от 05.08.2016 № 8-339, установлено, что согласно предписанию КГИОП от 25.12.2015 № 34-177 ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» в срок до 30.07.2016 включительно было обязано провести обследование технического состояния наружной капитальной стены здания по адресу: Литейный пр., д.6 в границах квартиры № №..., согласовать с КГИОП заключение по результатам проведенного обследования и провести необходимые противоаварийные работы.

По визуальному осмотру установлено: лицевой фасад здания находится в том же состоянии, как и на момент осмотра 01.04.2015 (зафиксировано актом от 01.04.2015 № б/н). Управляющая компания представила в КГИОП заключение по результатам обследования технического состояния (peг. № 3-3043 от 01.08.2016), до настоящего момента заключение находится на рассмотрении КГИОП и не согласовано. Разрешение на проведение работ КГИОП не выдавал. Противоаварийные работы не выполнены в установленном порядке, требования предписания от 25.12.2015 № 34-177 не исполнены.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.1 ст.45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно ст.47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники или иные законные владельцы обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

Согласно ст.56.1 Закона № 73-ФЗ охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Согласно подпункта 3 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.

На основании раздела 1.2, 1.2 - 1 Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, КГИОП осуществляет проведение государственной политики Санкт-Петербурга в сфере учета, выявления, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции.

Согласно п.9 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, государственные органы охраны памятников имеют право проверять соблюдение правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры и давать указания по устранению выявленных нарушений.

Факт направления ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» предписания от 25.12.2015 № 34-177 подтверждается списком № 1 заказных писем, поданных в 230 ПС, распечаткой с официального сайта Почта России об отслеживании почтовых отправлений, уведомлением о вручении почтового отправления с предписанием представителю ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» 13.01.2016.

Письменных доказательств принятия ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства по сохранению объектов культурного наследия в целях исполнения предписания КГИОП от 25.12.2015 № 34-177 в КГИОП до проведения проверки не представлено, требования КГИОП в установленном порядке не обжаловались.

Проверкой, проведенной КГИОП 18.08.2016 (акт № 8-339/2016) установлено, что требования предписания КГИОП о от 25.12.2015 № 34-177 не выполнены, управляющая компания заключение по результатам обследования в КГИОП не представила в указанный в предписании срок. Лицевой фасад находится в том же состоянии, что и на момент осмотра 01.04.2015.

Защитник ООО «Жилкомсервис №1 Центрального района» Соколова Ю.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления как незаконного и необоснованного и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указано, что юридическому лицу предписывалось провести обследование технического состояния фасада многоквартирного дома в границах квартиры №..., где произошло самопроизвольное обрушение значительного участка штукатурного слоя, и выполнить противоаварийные работы. В ответ на предписания ООО «Жилкомсервис №1 Центрального района» в КГИОП были направлены письма от 28.10.2015 № 1210 и от 01.12.2015 № 1435, согласно которым Общество не имеет лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и на проведение обследования необходимо привлекать стороннюю организацию, имеющую таковую лицензию, на возмездной основе. Согласно ст.39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Согласно жилищному законодательству, решение об обязательных расходах, дополнительных расходах, не включенных в перечень предоставляемых услуг на основании Постановления правительства от 13.08.2006 № 491 управляющей компанией собственниками жилых и нежилых помещений принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, собственники должны компенсировать управляющей компании непредвиденные расходы. ООО «Жилкомсервис №1 Центрального района» были проведены общие собрания собственников в очно-заочной форме в период с 10 июля по 24 июля 2015 года. На повестку дня были поставлены вопросы о согласовании проведения обследования состояния наружной капитальной стены в границах квартиры №... специализированной организацией и источника финансирования данных работ за счет средств собственников многоквартирного дома. Однако, решение не было принято ввиду отсутствия кворума. На основании вышеизложенного Общество обратилось в КГИОП с просьбой в качестве исключения разрешить выполнение работ по тампонированию трещин и нанесению защитного штукатурного слоя на указанном участке собственными силами, в ответ на которую КГИОП письмом от 29.12.2015 № 2-17929/15-0-1 сообщило, что выполнение работ на здании, являющимся объектом культурного наследия, возможно только организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. При этом, КГИОП разрешил в рамках хозяйственной деятельности выполнить монтаж фасадной сетки для предотвращения дальнейшего обрушения фрагментов штукатурного слоя, оградить опасную зону. ООО «Жилкомсервис №1 Центрального района» было выполнено обследование фасада по указанному адресу специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, и направлено на согласование в КГИОП 01.09.2016 № 3-0043. В заключении предлагалось выполнить реставрационный ремонт фасада. Техническое заключение по результатам обследования было направлено 01.09.2016 в Государственную жилищную инспекцию, и получено предписание от 31.09.2016 № 07/9127-р на проведение работ согласно техническому заключению, которое является обязательным условием для приближения сроков проведения капитального ремонта фасада. Так же было направлено письмо от 08.09.2016 № 1089 в ГКУ «Жилищное агентство Центрального района» с пакетом документов для включения в актуализированную краткосрочную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2017 год. ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» также направило 28.10.2016 № 1367 откорректированную документацию по расчету физического износа фасада по адресу: Литейный пр., д.60, лит А для повторного направления в Жилищный комитет для рассмотрения вопроса о внесении изменений в Региональную программу в части данных по указанным адресам при ее очередной актуализации в соответствии с критериями оценки состояния многоквартирных домов, установленными Законом Санкт-Петербурга от 04.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге». Кроме того, в материалах административного дела имеется информация с сайта администрации Санкт-Петербурга о том, что д.60 по пр.Литейному внесен в региональную программу капитального ремонта на 2017 г.

Также, ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» считает, что протокол об административном правонарушении № 190-2016 от 02.09.2015 г. составлен с существенным нарушением действующего законодательства, поскольку в нем не имеется сведений о явке представителя юридического лица, и он подписан ненадлежащим лицом - защитником <...> А.А. Срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, вменяемое Обществу, истек, поскольку состав относится к сфере установленного порядка управления, а не сфере объектов культурного наследия. Не согласно юридическое лицо и с переквалификацией правонарушения, поскольку таковая ухудшила его положение, в постановлении сведения о переквалификации не отражены.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении - генеральный директор ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» Захаров О.В. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно пояснениям защитника юридического лица Соколовой Ю.В. о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлен.

В ходе рассмотрения жалобы защитник ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» Соколова Ю.В. поддержала изложенные в ней доводы кроме довода об истечении сроков привлечения к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения главного специалиста-юрисконсульта КГИОП Санкт-Петербурга <...> В.В., считаю постановление судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, в том числе, являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Однако при рассмотрении настоящего дела судьей Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга указанные требования закона не выполнены.

Диспозицией ч.19 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 настоящей статьи, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно постановлению судьи ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» привлечено к административной ответственности за невыполнение предписания КГИОП от 25.12.2015 № 34-177.

Однако обстоятельства и законность вынесения такового судом не проверены.

Как указано в постановлении судьи, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия.

Вместе с тем, положения закона или иных нормативных актов, регулирующих порядок выдачи предписания, в ходе производства по делу не приведены и не исследованы.

Как пояснил в ходе рассмотрения настоящей жалобы главный специалист-юрисконсульт КГИОП Санкт-Петербурга <...> В.В., таковое было вынесено в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

Однако указать конкретные нормы данных законов, регламентирующие основания и порядок выдачи предписания, а также возможность выдачи повторного предписания по проверке, проведенной 23.10.2015 г., должностное лицо органа охраны объектов культурного наследия назвать затруднилось.

Судьей данные обстоятельства также не исследованы и не оценены.

Не рассмотрен судом и вопрос о содержащихся в протоколе об административном правонарушении противоречиях относительно квалификации действий юридического лица по ч.19 ст.19.5 КоАП РФ и по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ (л.д.4 протокола).

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления судьи и направление дела на новое рассмотрение, в ходе которого подлежат рассмотрению остальные доводы жалобы.

С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 08 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст.19. 5 КоАП РФ, в отношении ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» - отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.19 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» возвратить в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга на новое рассмотрение.

Судья Широкова Е.А.