Дело № 12-302/18
РЕШЕНИЕ
06 ноября 2018 года | город Ставрополь |
Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Данилова Е.С., рассмотрев в помещении суда жалобу директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 и протест прокурора Ленинского района города Ставрополя Крюкова В.Н. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 19 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1, по ч. 1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 19 сентября 2018 директор МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 г. Ставрополя ФИО1 освобождена от административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Не согласившись с данным постановлением, прокурор Ленинского района города Ставрополя подал протест на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 19 сентября 2018 года, в котором указал, что при решении вопроса о малозначительности правонарушения, судом не было учтено, что ФИО3 и ФИО2 Э. обучались в МБОУ СОШ № 1 до окончания 9 класса, после чего были отчислены приказом: № 263-ОД от 20.06.2018 г. со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 61 ФЗ «Об образовании», подписанным, директором МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 N27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1) в связи с получением образования (завершением обучения); 2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 ст. 61 ФЗ N 273-ФЭ. В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование: 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требования обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимися ранее. Таким образом, завершением обучения следует считать получение среднего общего образования как завершающего уровня общего образования, согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ N 273-ФЗ. Помимо несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 приказом №263 от 20.06.2018, подписанным директором МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 были отчислены еще 14 несовершеннолетних учащихся. Впоследствии родители несовершеннолетнего ФИО3 25.06.2018 обратились с заявлением на имя директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1 города Ставрополя о принятии участия в индивидуальном отборе обучающихся в класс социально-экономического профильного обучения. Родители ФИО5 25.06.2018 обратились с заявлением на имя директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1 города Ставрополя о принятии участия в индивидуальном отборе обучающихся в класс химико-биологического профильного обучения или общий или образовательный класс. 25.06.2018 прошла комиссия по индивидуальному отбору в профильный класс. По результатам проведения комиссией экспертизы документов в течение 1 рабочего дня после проведения экспертизы документов был составлен рейтинг достижений обучающихся по мере убывания количества набранных ими баллов и размещен на сайте МБОУ СОШ № 1. К указанному рейтингу, в нарушение п.п. 15-20 Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их. приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного Постановлением Правительства СК от 21.07.2014 №286-п, были допущены только учащиеся, которые соответствовали требованиям 1 этапа отбора: наличие аттестата, оценок 4 и 5 достижений. Подсчет баллов, при формировании Рейтингов обучающихся по результатам индивидуального отбора в профильные классы («Социально-гуманитарный); «Социально-экономический», «Химико-биологический»), осуществлялся членами комиссии но индивидуальному отбору и впоследствии был размещен в свободном доступе на сайте школы. Согласно данным указанных Рейтингов, отследить, сколько баллов набрал каждый ученик, представивший документы, не представляется возможным, поскольку Рейтингах отражены сведения о детях, количество баллов которых признано достаточным для зачисления в профильный класс. 26.06.2018 родителям несовершеннолетних ФИО3, ФИО5 были направлены уведомления об отказе в зачислении в профильные классы в связи с наличием отметок «3» по профильным предметам. При этом возможность зачисления ФИО5 в общий образовательный класс, как было указано в заявлении родительницы - ФИО6 25.06.2018, директором МБОУ СОШ № 1 вообще не была рассмотрена. Таким образом, применительно к рассматриваемому правонарушению, действия ФИО1, выразившееся в незаконном отчислении 116 несовершеннолетних детей и последующей необъективной и противоправной оценке результатов конкурса на зачисления в профильный класс, не дают оснований для квалификации вмененного должностному лицу деяния в качестве малозначительного. Учитывая, что указанные действия директора МБОУ СОШ № 1 существенно нарушили права несовершеннолетних на образование, гарантированные Конституцией РФ и действующими законодательными нормами, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется. Таким образом, вывод мирового судьи о наличии правовых оснований для признания правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу об административном правонарушении является неправильным. На основании изложенного просит постановление мирового судьи судебного участка №6 Ленинского района г. Ставрополя Портянкиной О.Ю. от 19.09.2018 о прекращении в отношении должностного лица ФИО1 производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.57 Ко АП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения отменить.
Так же, не согласившись с постановлениям мирового судьи Ленинского района города Ставрополя от 19 сентября 2018 года должностное лицо ФИО1 подала жалобу, в которой указала, что 19 сентября 2018 г. мировым судьей вынесено постановление об освобождении ФИО1 от административной ответственности по ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием. Судьей не приняты во внимание ее доводы, изложенные в возражении, должная оценка обстоятельствам, имеющим значение по делу, не дана. Так в силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения необходимые для разрешения дела. В нарушение указанного требования закона, постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении не содержит указания на конкретное время совершения и событие административного правонарушения. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2.9.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, а в данном случае, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, подлежало возвращению, составившему его должностному лицу для устранения недостатков. Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно. Не учтен судьей и довод о том, что все действия по отчислению учащихся были выполнены в строгом соответствии федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 60 которого устанавливает требование к выдаче отдельного аттестата после получения основного общего образования (аттестатом об основном общем образовании) и после получения среднего общего образования (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании). Указанная норма закона в совокупности с требованиями п. 22 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» о необходимости выдачи аттестатов и приложений к ним выпускникам 9 и 11 классов на основании решения педагогического совета организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее десяти дней после даты издания распорядительного акта об отчислении выпускников, позволяет сделать однозначный вывод о разделении законодателем уровней общего образования и необходимости отчисления всех учащихся, закончивших 9 классов обучения, для соблюдения порядка выдачи аттестатов. Таким образом, приказ об отчислении обучающихся ФИО3 и ФИО5, завершивших уровень основного общего образования связи с прохождением итоговой аттестации, с последующей выдачей аттестатов является законным. Не учтен и тот факт, что конкурсный отбор учащихся в профильные классы был проведен без нарушений норм действовавших на тот момент нормативно-правовых актов в сфере образования в Ставропольском крае нормативным документом, определяющим порядок организации индивидуального отбора в Ставропольском крае является Постановление Правительства Ставропольского края от 21 июля 2014 года № 286-п «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения» (далее - Порядок), Заседание комиссии по индивидуальному отбору, утвержденной в соответствии с п. 2.13 Порядка состоялось 25 июня 2018 г. Комиссия работала в соответствии с этапами, определенным Порядком (п.п. 15, 16 Порядка), согласно которому, индивидуальный отбор обучающихся был осуществлен в три этапа. 4. в постановлении судьи не дана оценка и тому обстоятельству, что учащиеся и их законные представители не воспользовались своим правом (предоставленным п. 23 Порядка) обжаловать результаты индивидуального отбора на апелляционной комиссии, заседание которой состоялась 2 июля 2018 г. Законный представитель ФИО3 и законный представитель ФИО5 не явились, апелляцию на решение комиссии не направляли, таким образом, они не воспользовалась правом, что является подтверждением согласия с результатами протокола отбора. Суд оставил без внимания и довод о том, что ответственность за соответствие или несоответствие норм Положения о профильных классах нормам действующего законодательства возложена на нее, как на директора школы, неправомерно, так как данный нормативный акт локального характера принимался, согласовывался и утверждался коллегиально, согласно Уставу школы (п.п. 4.12, 4.14 Устава школы). Как директор школы, она несет ответственность за образовательный процесс в школе лишь в части контроля за ходом его организации и исполнения (п. 4.4.1 Устава школы). Так же по итогам конкурсного отбора обучающихся в профильные классы школы учащимся ФИО5 и ФИО3 было отказано в зачислении, и это решение было принято коллегиально комиссией в строгом соответствии с действовавшим на тот момент Положением о профильных классах, и в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края. В связи с чем, считает неправомерным возложение ответственности за данный факт на нее. 7. Отсутствие состава административного правонарушения подтверждается тем фактом, что на момент вынесения прокурором Постановления оба обучающихся ФИО2 Э. и ФИО3 были зачислены в МБОУ СОШ № 1 (приказы от 16 августа 2018 г. № 86-У, № 85-У), соответственно их права на получение бесплатного образования, нарушены не были. В соответствии со ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения. На основании вышеизложенного просит отменить постановление мирового судьи Портянкиной О.Ю. от 19 сентября 2018 г. по административному делу № 05-536/6/2018. 2. Вынести решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 по ч. 2 ст. 5.57. КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Помощник прокурора Ленинского района города Ставрополя Волков С.А. поддержал протест и просил постановление мирового судьи Ленинского района города Ставрополя от 19 сентября 2018 года отменить.
Должностное лицо ФИО1 поддержала жалобу и дополнила, что в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, утвержденному Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, срок получения основного общего образования составляет пять лет (с 5-го по 9-й классы), по окончании которых проводится итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего образования, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией. Согласно ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" в связи с получением образования (завершения обучения) образовательные отношения прекращаются. Таким образом, при получении основного общего образования и завершении освоения основных образовательных программ порядок перевода учащихся на следующий уровень среднего общего образования законодательством РФ об образовании не определен и в соответствии с ч. 9 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливается самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам. В силу ч. 4 ст. 67 указанного закона в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. В связи с наличием в аттестате ФИО7 оценки «3» по английскому языку, который изучается в 10 классе социально-экономического профиля обучения углубленно, а так же отсутствием свободных мест для обучения в социально- экономическом классе, куда написано заявление ФИО7, ему было предложено подать заявление в комиссию повторно для зачисления в класс химико-биологической направленности, заседание которой состоялось 25 августа 2018 г. Аналогичная ситуация сложилась и с ФИО5. Тем не менее, в дальнейшем ФИО7 и ФИО2 Э. были зачислены в 10 класс химико-биологического профиля с углубленным изучением английского языка на основании заявлений родителей, в связи с наличием мест в указанном классе.Учитывая изложенное привлечение ее к административной ответственности является незаконным, поскольку в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.57 КоАП РФ. Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой - постановление Самарского областного суда от 18 мая 2015 г. № 4а-325/2015. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Изучив материалы дела, представленные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 и ФИО2 Э. обучались в МБОУ СОШ № 1 г. Ставрополя до окончания 9 класса, после чего были отчислены приказом № 263-ОД от 20.06.2018 г. со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 61 ФЗ «Об образовании», подписанным директором МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 г. Ставрополя ФИО1
Помимо несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 приказом № 263-ОД от 20.06.2018 г., подписанным директором МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 г. Ставрополя ФИО1 были отчислены еще 14 несовершеннолетних учащихся.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12.12.1993, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
В силу ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 29.12 1 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность в связи с получением образования (завершением обучения).
Ст. 60 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает требование к выдаче отдельного аттестата после получения основного общего образования (аттестат об основном общем образовании) и после получения среднего общего образования (аттестат о среднем общем образовании).
Пункт 22 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (ред. от 19.01.2017 г.) предусматривает необходимость выдачи аттестатов и приложений к ним выпускникам 9 и 11 классов на основании решения педагогического совета организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее десяти дней после даты издания распорядительного акта об отчислении выпускников.
Таким образом, в силу вышеназванных статей получение основного общего образования (9 классов) влечет выдачу аттестата об окончании основного общего образования и издание соответствующего распорядительного акта об отчислении выпускника, а соответственно в действиях директора школы по изданию и подписанию приказа № 263 от 20.06.2018 года не усматривается нарушений.
Кроме того, на момент вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1, ФИО2 Э. и ФИО3 согласно приказам от 16 августа 2018 г. № 86-У и № 85-У зачислены в МБОУ СОШ № 1, а соответственно они реализовали свое право на получение бесплатного образования.
25.06.2018 года родители несовершеннолетнего ФИО3 обратились с заявлением на имя директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя о принятии участия в индивидуальном отборе обучающихся в класс социально-экономического профильного обучения.
Родители ФИО5 25.06.2018 года обратились с заявлением на имя директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя о принятии участия в индивидуальном отборе обучающихся в класс химико-биологического профильного обучения или в общий образовательный класс.
В Положении о профильных классах МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя, утвержденном Приказом директора № 123-ОД от 28.03.2016 г. не конкретизированы: процедура, сроки приема учащихся в МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1, перечень предметов по которым организовано углубленное или профильное обучение.
В пункте 2.1. Положения о профильных классах МБОУ СОШ имеется ссылка о том, что прием в профильные классы осуществляется приемной комиссией в соответствии с порядком, определенным Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.07.2014 № 286-п «Об утверждении Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения».
Вместе с тем, согласно п. 5 Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края и муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучение: отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.07.2014 №286-п, сроки проведения индивидуального отбора обучающихся и учебные предметы, по которым организовано углубленное или профильное обучение обучающихся в образовательной организации устанавливаются локальным актом образовательной организации.
Неуказание в Положении о профильных классах МБОУ СОШ утвержденном Приказом № 123-ОД от 28.03.2016: процедуры; сроков приема учащихся в МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 г. Ставрополя; перечня предметов, по которым организовано углубленное или профильное обучение, а также закрепление в качестве оснований отчисления, таких, как: по желанию учащихся, их родителей (законных представителей); в случае неуспешности обучения по профильным предметам, противоречит вышеуказанным нормам закона.
Заседание комиссии по индивидуальному отбору состоялось 25 июня 2018 года. Комиссия работала в соответствии с этапами, определенным Порядком (п.п. 15, 16 Порядка), согласно которому, индивидуальный отбор обучающихся был осуществлен в три этапа.
По результатам проведения комиссией экспертизы документов в течение рабочего дня после проведения экспертизы документов был составлен рейтинг достижений обучающихся по мере убывания количества набранных ими баллов и размещен на сайте МБОУ СОШ № 1.
Подсчет баллов, при формировании рейтингов обучающихся по результатам индивидуального отбора в профильные классы («Социально-гуманитарный», «Социально-экономический», «Химико-биологический») осуществлялся членами комиссии по индивидуальному отбору и впоследствии был размещен в свободном доступе на сайте школы.
Так же по итогам конкурсного отбора обучающихся в профильные классы школы, учащимся ФИО5 и ФИО3 было отказано в зачислении. Решение было принято коллегиально комиссией. 29.06.2018 г. родителям несовершеннолетних ФИО3, ФИО5 были направлены уведомления об отказе в зачислении в профильные классы в связи с наличием отметок «3» по профильным предметам.
В связи с наличием в аттестатах ФИО7ФИО5 оценок «3» по английскому языку, который изучается в 10 классе социально-экономического профиля обучения углубленно, а так же отсутствием свободных мест для обучения в социально- экономическом классе, куда написано заявление ФИО7, ему было предложено подать заявление в комиссию повторно для зачисления в класс химико-биологической направленности, заседание которой состоялось 25 августа 2018 г. Аналогичная ситуация сложилась и с ФИО5. ФИО7 и ФИО2 Э. были зачислены в 10 класс химико-биологического профиля с углубленным изучением английского языка на основании заявлений родителей, в связи с наличием мест в указанном классе.
Согласно Порядку организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации СК и муниципальные образовательные организации СК для получения основного общего и среднего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 21.07.2014 г. № 286-п (в ред. постановления Правительства СК от 29.05.2018 г. № 216-п) отбор обучающихся проводится в образовательных организациях в следующих случаях: 1) прием либо перевод в образовательную организацию для обучения по программам основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения; 2) создание в образовательной организации класса (классов) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения.
Прием либо перевод обучающихся в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс (классы) профильного обучения осуществляется при наличии в них свободных мест вне зависимости от места жительства обучающихся.
Индивидуальный отбор обучающихся в класс (классы) профильного обучения начинается с 10 класса.
Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется в три этапа:
1) первый этап: а) проведение комиссией экспертизы документов согласно критериям, предусмотренным пунктом 16; б) оценка способностей обучающихся к занятию отдельным видом искусства или спорта в порядке и сроки, установленные локальным актом образовательной организации; 2) второй этап - составление рейтинга достижений обучающихся по итогам проведения комиссией экспертизы документов; 3) третий этап - принятие решения комиссией о зачислении обучающихся в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в класс (классы) профильного обучения.
Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется на основании следующих критериев: 1) наличие у обучающегося годовых (итоговых) отметок успеваемости "хорошо" или "отлично" по учебному(ым) предмету(ам), изучение которого(ых) предполагается на углубленном или профильном уровнях, за последние 2 года обучения (для обучающихся, получающих основное общее образование) и за курс основного общего образования (для обучающихся, получающих среднее общее образование); (пп. 1 в ред. постановления Правительства Ставропольского края от 29.05.2018 N 216-п) 2) наличие у обучающегося отметок "хорошо" или "отлично" по результатам государственной итоговой аттестации за курс основного общего образования по учебному(ым) предмету(ам), изучение которого(ых) предполагается на углубленном или профильном уровнях; 3) наличие у обучающегося за последние 2 года обучения учебных, интеллектуальных, творческих или спортивных достижений в олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях различных уровней (муниципального, краевого, всероссийского, международного), соответствующих выбранному профилю обучения (далее - достижения обучающегося).
Экспертиза документов проводится в течение 5 рабочих дней с даты начала проведения индивидуального отбора обучающихся по следующей балльной системе:
По результатам проведения комиссией экспертизы документов в течение 1 рабочего дня после проведения экспертизы документов составляется рейтинг достижений обучающихся по мере убывания количества набранных ими баллов.
По смыслу вышеназванных норм к индивидуальному отбору в профильные классы в силу 15-20 Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при их приеме либо переводе в государственные образовательные организации Ставропольского края муниципальные образовательные организации Ставропольского края для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 21.07.2014 № 286-п, допускается только ребенок, представленные документы которого, соответствуют требованиям п.16: наличие аттестата, оценок 4 и 5, достижений, поскольку в противном случае (представление не полного пакета документов, либо наличия иных оценок) проведение экспертизы документов и составление рейтинга достижений порядком не предусмотрено.
Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии в течение 3 рабочих дней со дня окончания проведения индивидуального отбора обучающихся.
Отказ в приеме в учебное учреждение по результатам индивидуального отбора в силу ч. 4 ст. 67, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об образовании в Российской Федерации" не лишает родителей возможности обратиться для решения вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию, непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, в действиях директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1 города Ставрополя ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 Кодекса об административных правонарушения РФ.
На основании п. 7 Закона об образовании, за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении административного дела судья установила, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в полном соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Письменные доказательства соответствуют требованиям ст.ст. 26.2, 26.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, получены в соответствии с требованием закона. Существенных нарушений в доказательствах судом не выявлено, поэтому суд принимает их как достоверные и допустимые.
Вина должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нашла свое подтверждение в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Вместе с тем, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу правовой позиции, выраженной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Мировой судья правильно пришла к выводу, что совершенное должностным лицом ФИО1 правонарушение, подпадает под признаки малозначительного, в связи с чем, судья приходит к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 26.06.2017 года по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 по ч. 1 ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежит оставлению без изменения, а жалоба должностного лица ФИО1 и протест прокурора Ленинского района города Ставрополя подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛА:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района города Ставрополя от 19 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 по ч. 1 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора МБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1 города Ставрополя ФИО1 и протест прокурора Ленинского района города Ставрополя Крюкова В.Н. – без удовлетворения.
Судья Е.С. Данилова