ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-302/20 от 18.12.2020 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

№12-302/2020

УИД 19RS0001-02-2020-007175-79

РЕШЕНИЕ

на постановление по делу об административном правонарушении

г. Черногорск 18 декабря 2020 года

Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе:

Судьи Ключиковой Ю.С.,

при секретаре Сафрновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе должностного лица – генерального директора ООО «ХакасИВОЛ-Строй» Валиева И.Р., на постановление заместителя руководителя УФАС по РХ от 10.09.2020, которым директор ООО «ХакасИВОЛ-Строй» привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ, суд

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя УФАС по РХ Липиной О.О. от 10.09.2020 должностное лицо – директор ООО «ХакасИВОЛ-Строй» Валиев И.Р. привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с принятым решением, Валиев И.Р. обратился с жалобой, в которой просит постановление от 10.09.2020 отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что по факту совершения данного правонарушения уже было возбуждено дело об административном правонарушении № 019/04/19.8-950/2020 в отношении юридического лица - ООО «ХакасИвол-Строй», по результатом которого было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. В материалах дела об административном правонарушении № 019/04/19.8-951/2020 отсутствует подтверждение того, что Определение, которым запрашивались документы, были получены кем-либо из уполномоченных представителей ООО «ХакасИВОЛ-Строй». Кем было получено определение и кто поставил подпись в почтовом уведомлении, ему неизвестно. Истребование документов не было мотивировано в определении. Таким образом, ему неизвестно, какое доказательственное значение для дела о нарушении законодательства о защите конкуренции несут истребуемте документы. Пунктом 4 ст. 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в частности обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Однако при вынесении обжалуемого постановление этого не производилось. Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых была вынесено постановление.

Защитник директора ООО «ХакасИВОЛ-Строй» Малахов С.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полностью поддержал доводы жалобы и пояснил, что подпись в уведомлении о получении определения УФАС по РХ об отложении рассмотрения дела и истребовании документов от 10.06.2020 не Валиева. Валиевым И.Р. не было получено данное определение. Объем истребованных документов большой и у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» отсутствовала реальная возможность представить их до 10.07.2020. Не предоставление указанных в определении документов не повлекло вредных последствий. При вынесении постановления, не учитывались смягчающие обстоятельства. Просил применить ст. 2.9 КоАП РФ.

Представитель УФАС по РХ Миронова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что с 10.02.2020 УФАС по РХ в отношении Администрации Аскизского района РХ и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства. Неоднократно рассмотрение дела откладывалось, у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» истребовались документы, необходимые для рассмотрения дела по существу. Но документы не были представлены. В том числе ООО «ХакасИВОЛ-Строй» направлялось определение от 10.06.2020 об отложении рассмотрения дела и истребовании у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» документов. Данное определение получено представителем ООО «ХакасИВОЛ-Строй». Доверенность на получение документов на почте имелась у Валиевой Л.С. В срок до 10.07.2020 документы не были представлены, рассмотрение дела неоднократно откладывалось и было рассмотрено только в ноябре 2020. ООО «ХакасИВОЛ-Строй» представило частично требуемые документы. Ходатайства о продлении срока на представление документов не заявляло. Ответ об отсутствии истребованных доказательств не направляло.

Выслушав участников процесса, проверив административный материал и доводы жалобы, суд находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2.4 КоАП РФ предусматривает, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 019/04/19.8-951/2020 от 12.08.2012, 06.02.2019 исх. № 103/4-17-2020 на запрос Хакасского УФАС России из четвертого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия поступили постановления о возбуждении уголовных дел №***, ***, ***, а также копии протоколов допросов свидетелей, содержащих признаки антиконкурентного соглашения между подрядчиками и муниципальными заказчиками.

Как установлено ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия, в период с 16.12.2019 по 17.12.2019, МКУ «Управление по градостроительной и жилищной политике» Администрации Аскизского района Республики Хакасия в лице начальника отдела по градостроительной деятельности ФИО7 внесло в официальный документ - разрешение на ввод в эксплуатацию № 19-RU 502000-24-2019 от 17.12.2019 заведомо ложные сведения о том, что застройщиком ООО «ХакасИВОЛ-Строй» завершено строительство одноэтажного нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Аскизский район, аал Катанов, ул. Новая, 4А, чем удостоверила выполнение строительства в полном объеме, в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также его соответствие требованиям к строительству и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Указанные действия позволили застройщику - ООО «ХакасИВОЛ- Строй» в период с 17.12.2019 по 27.12.2019 зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости, как построенный и готовый к эксплуатации, и в данном качестве реализовать его 27.12.2019 покупателю - МБДОУ Катановский детский сад «Ручеек» за 31 122 773, 81 руб. в рамках реализации Государственной программы Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия» под размещение детского сада на 45 мест.

В связи с чем, 10.02.2020 г. в отношении Администрации Аскизского района Республики Хакасия и ООО «ХакасИВОЛ-Строй» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 019/01/16-75/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения между Администрацией и Обществом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-75/2020 от 10.06.2020 г. у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» запрошены следующие документы:

Копия проектно-сметной документации на спорный объект недвижимости.

Штатная расстановка организации в ежемесячном разрезе.

Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Сведения о всех банковских счетах (открытых и закрытых), а также выписки по данным счетам.

Сведения, подтверждающие наличие строительного опыта ООО «ХакасИВОЛ-Строй» с приложением заключенных договоров на строительство.

Реестр всех договоров, заключённых ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в процессе осуществления деятельности, с хозяйствующими субъектами, в том числе использующими специальные налоговые режимы, индивидуальными предпринимателями, самозанятыми, с приложением актов сверки взаиморасчетов с разбивкой по следующему принципу:

Реестр договоров предметом, которых является оказание работ, осуществляемых ООО «ХакасИВОЛ-Строй»;

Реестр договоров ООО «ХакасИВОЛ-Строй», заключенных с подрядными организациями;

Реестр договоров, заключенных между ООО «ХакасИВОЛ- Строй» и транспортными компаниями (с приложением товарно-транспортных накладных и счетов-фактур);

Реестр договоров, предмет которых не указан в пп. 6.1-6.3.

Путевые листы, оформляемые ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на каждое транспортное средство, используемое при осуществлении хозяйственной деятельности и (или) с целью исполнения обязательств по заключенным договорам.

Первичную учетную документацию по форме: КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», КС-6 «Общий журнал работ», КС-6а «Журнал учета выполненных работ», КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта», КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией», КС-17 «Акт о приостановлении строительства».

Перечень лиц, входящих в одну группу с ООО «ХакасИВОЛ- Строй», по форме, утверждённой приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц».

Письменные пояснения о степени готовности нежилого здания на дату заключения муниципального контракта (какие работы были выполнены), с приложением подтверждающих документов.Иные материалы и документы, имеющие значение для рассмотрения данного дела, по своему усмотрению (при их наличии).

Срок предоставления документов - 10.07.2020 г. Данный запрос получен Обществом 23.06.2020 г. (трек номер: 65591148651799). Однако в указанный антимонопольным органом срок каких-либо сведений и документов в адрес Хакасского УФАС России не поступало.

Ходатайство о продлении срока предоставления запрашиваемой информации Обществом в антимонопольный орган представлено не было.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица),иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Таким образом, ООО «ХакасИВОЛ-Строй» в Хакасское УФАС России не представлена запрашиваемая информация в соответствии с определением об отложении рассмотрения дела от 11.06.2020 г. исх. № 04-4544/АМ, что нарушило положения части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.

Указанное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.

Вина должностного лица ООО «ХакасИВОЛ-Строй» подтверждается так же определением об отложении дела № 019/01/16-75/2020 и истребовании у ООО «ХакасИВОЛ-Строй» документов от 10.06.2020, почтовым уведомлением о получении заказного письма ООО «ХакасИВОЛ-Строй». Из объяснений защитника должностного лица следует, что до 10.07.2020 указанные в определении от 10.06.2020 документы не были представлены.

При таких обстоятельствах доводы жалобы должностного лица о том, что он не подлежит административной ответственности, в виду отсутствия состава административного правонарушения - являются не состоятельными.

Статья 2.1 п. 3 КоАП РФ предусматривает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. В связи с чем, доводы заявителя о том, что он не подлежит привлечению к административной ответственности, в связи с тем, что ООО «ХакасИВОЛ-Строй» привлечено к административной ответственности за не предоставление документов УФАС по РХ – являются не обоснованными.

Доводы защитника и Валиева И.Р. о том, что ООО «ХакасИВОЛ-Строй» не получало определение об отложении рассмотрения дела и истребовании доказательств от 10.06.2020, суд находит не состоятельными, так как имеется уведомление о получении данным юридическим лицом заказного письма с подтверждающей подписью работника почтового отделения. Кроме того суду представлена копия доверенности директора ООО «ХакасИВОЛ-Строй» на имя Валиевой Л.С. на получение почтовой корреспонденции от имени юридического лица.

По мнению суда, в определении УФАС по РХ об отложении рассмотрения дела и истребовании документов от 10.06.2020 указаны все обстоятельства рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства, кроме того, из определения следует, что представитель ООО «ХакасИВОЛ-Строй» участвовал в рассмотрении дела, заявлял свои возражения, и документы были истребованы с целью подтверждения данных возражений.

Так же из протокола об административном правонарушении от 10.09.2020 и объяснений защитника Валиева И.Р. следует, что о наличии смягчающих обстоятельств должностным лицом и его защитником не заявлялось. Данные обстоятельства в суду при рассмотрении жалобы так же не заявлялись. Поэтому, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении Валиева И.Р., административный орган правомерно не учитывал смягчающие и отягчающие обстоятельства.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 18, п. 18.1 постановления).

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Неисполнение законного требования антимонопольного органа посягает на установленный законом порядок управления и влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Административные правонарушения против порядка управления подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.

Таким образом, совершенное должностным лицом общества правонарушение не может быть признано малозначительным

Действия Валиева И.Р., как должностного лица ООО «ХакасИВОЛ- Строй» верно квалифицированы по ч.5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Наказание ООО «ХакасИВОЛ-Строй» назначено в пределах санкции ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере.

На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы Валиева И.Р. на постановление заместителя руководителя УФАС по РХ от 10.09.2020, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя УФАС по РХ Липиной О.О. № 019/04/19.8-951/2020 от 10.09.2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст.19.8 КоАП РФ – должностного лица ООО «ХакасИВОЛ-Строй» Валиева И.Р. - оставить без изменения, а жалобу Валиева И.Р. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ю.С. Ключикова