Судья Кривошеева И.В.
Дело № 12-302/2023 (№ 71-151/2023 (71-5/2024))
УИД 79RS0002-01-2023-004180-43
РЕШЕНИЕ
25 января 2024 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Тимиров Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Еврейской автономной области ФИО1 на решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 27.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Еврейской автономной области (далее - ГИТ ЕАО) ФИО1 от 22.09.2023 № <...> должностное лицо - генеральный директор ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 2 000 рублей.
20.10.2023 заместителем прокурора ЕАО в порядке статей 25.11, 30.10 КоАП РФ принесён протест на указанное выше постановление, в котором прокурор, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на принесение протеста, просил постановление от 22.09.2023 отменить, производство по делу прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 27.11.2023 постановление должностного лица административного органа от 22.09.2023 отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в ГИТ ЕАО.
Не согласившись с решением суда, главный государственный инспектор труда ГИТ ЕАО ФИО1 обратился в суд ЕАО с жалобой, в которой просил решение судьи районного суда от 27.11.2023 отменить, постановление от 22.09.2023 оставить без изменения.
Полагает, что независимо от оснований и порядка проведения административных процедур в рамках государственного контроля (надзора) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ при достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проведение каких-либо дополнительных контрольных (надзорных) мероприятий в таких случаях не требуется.
Считает, что положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемой ситуации неприменимы так как бездействие должностного лица содержит в себе составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя частями статьи 5.27.1 КоАП РФ - 1 и 4, составы которых являются самостоятельными административными правонарушениями, поэтому, по мнению автора жалобы, административное наказание должно назначаться в соответствии с требованиями части 1 статьи 4.4 КоАП РФ.
В судебном заседании главный государственный инспектор труда ГИТ ЕАО ФИО3 жалобу поддержал по доводам, указанным в ней.
На вопросы суда пояснил, что была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», по результатам которой были составлены в отношении должностного лица ФИО2 два протокола об административных правонарушениях: по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Генеральный директор ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО4 указала, что решение судьи районного суда от 27.11.2023 подлежит оставлению без изменения, жалоба удовлетворению не подлежит.
Заслушав пояснения главного государственного инспектора труда ГИТ ЕАО ФИО1., помощника прокурора ЕАО ФИО4, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что копия решения Биробиджанского районного суда от 27.11.2023 направлена в адрес ГИТ ЕАО 30.11.2023, получена 04.12.2023, жалоба поступила в суд 14.12.2023, то есть в установленный законом срок.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено материалами дела (представление от 06.09.2023 (л.д. 32), решение о проведении внеплановой выездной проверки от 07.09.2023 (л.д. 34-35), заявление о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 07.09.2023 (л.д. 30-31), решение прокурора о согласовании от 07.09.2023 (л.д. 33)) в отношении ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» с 12.09.2023 по 25.09.2023 проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем 21.09.2023 составлен акт выездной внеплановой проверки (л.д.27-28).
По результатам проведения одного контрольного мероприятия в отношении ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» были составлены два протокола об административных правонарушениях: по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ ЕАО от 22.09.2023 № <...> должностное лицо - генеральный директор ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда ГИТ ЕАО от 21.09.2023 № <...> должностное лицо - генеральный директор ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Отменяя постановление должностного лица от 22.09.2023 № <...>, вынесенное в отношении должностного лица - генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 и направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из того, что в данном случае за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, должностному лицу ФИО2 следовало назначить одно наказание, определив его по правилам, установленным положениями статьи 4.4 КоАП РФ, а также принял во внимание, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 27.11.2023 постановление главного государственного инспектора труда ГИТ ЕАО от 21.09.2023 № <...> было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ГИТ ЕАО.
Вышеуказанные выводы судьи районного суда признаю верными по следующим обстоятельствам.
Так, в силу положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ условиями для назначения одного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, является то, что данные нарушения выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Часть 6 статьи 4.4 КоАП РФ не оговаривает, что нарушения, выявленные в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, должны быть непременно результатом одного действия (бездействия).
Отсылка в части 6 статьи 4.4 КоАП РФ к частям 2 - 4 указанной статьи Кодекса относится к правилам назначения одного административного наказания за совершение лицом нескольких административных правонарушений, которые предусматривают назначение наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.
При этом административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа; 3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа (часть 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении административного наказания в таком порядке могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.
Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 27.11.2023 постановление главного государственного инспектора труда ГИТ ЕАО от 21.09.2023 № <...> было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ГИТ ЕАО.
Согласно информации главного государственного инспектора ГИТ в ЕАО ФИО1 от 19.01.2024 протокол в отношении должностного лица - генерального директора ГП «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ после возвращения на новое рассмотрение не рассмотрен.
При указанных обстоятельствах по настоящему делу, по которому установлено и не оспаривается, что квалифицированные по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ действия (бездействия) были выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), должностному лицу - генеральному директору ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 в соответствии с требованиям части 6 статьи 4.4 КоАП РФ должно было быть назначено одно административное наказание по правилам частей 2 - 4 статьи 4.4 КоАП РФ, а именно в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, как предусматривающей наиболее строгое административное наказание и исключительно в виде административного штрафа.
Сделав правильные выводы о допущенном должностным лицом административного органа существенном нарушении процессуальных требований при назначении должностному лицу - генеральному директору ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2 административного наказания по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, судьёй районного суда правомерно учтено, что решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 27.11.2023 постановление главного государственного инспектора труда ГИТ ЕАО от 21.09.2023 № <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в отношении ФИО2 было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ГИТ ЕАО, и принято решение об отмене постановления должностного лица от 22.09.2023 № <...> и возвращении дела на новое рассмотрение в административный орган в пределах срока давности.
Иные доводы жалобы основаны на неверном толковании норм КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение оспариваемого решения, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 27.11.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - генерального директора ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» ФИО2, оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Еврейской автономной области ФИО3 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения, на него может быть подана жалоба, принесён протест в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в порядке статей 30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья Р.В. Тимиров