Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Нефтеюганск 07 августа 2018 года
Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.
с участием
представителя заявителя ООО УК «Сибирский дом» Каричева Р.Ш.
действующего на основании доверенности от (дата),
представителей Главного управления Министерства РФ
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий
по ХМАО – Югре ФИО5
действующего на основании доверенности № от (дата),
ФИО2
действующего на основании доверенности № от (дата),
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО УК «Сибирский дом» на постановление зам. Главного Государственного инспектора по городам Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району по пожарному надзору ФИО3№ от (дата) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО УК «Сибирский дом»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением зам. Главного Государственного инспектора по городам Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району по пожарному надзору ФИО3№ от (дата) по делу об административном правонарушении, ООО УК «Сибирский дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 руб., за нарушение ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ от 21.12.1994 г., ст. 4, п. 3 ст. 52, п. 10 ст. 52, ст. 54, ч. 1, 4, 5, 7 ст. 61, ст. 83, ч. 1, 3, 7 ст. 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. N 5176), п.п. о п. 23, абз. 1 п. 61, п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25 апреля 2012 года.
Не согласившись с постановлением, ООО УК «Сибирский дом» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление от (дата) отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что постановление является незаконным и необоснованным, поскольку в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица Каричев Р.Ш. доводы жалобы не поддержал, просит заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, мотивируя тем, что юридическое лицо факт совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ признает в полном объеме, ранее к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение не привлекалось, последствия причинения вреда, и наступление тяжких последствий в результате допущенных нарушений отсутствуют. Кроме того, допущенные нарушения в настоящее время устраняются. Таким образом, считает, что назначенное наказание в виде штрафа является несоразмерным.
В судебном заседании представители Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО – Югре ФИО5, ФИО6 с жалобой не согласились, пояснили, что постановление является законным и обоснованным, факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела. С ходатайством представителя юридического лица о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение также не согласны, поскольку юридическим лицом допущены нарушения в области пожарной безопасности, которые могли повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. При этом ссылаются на перечень типовых нарушений требований пожарной безопасности, утвержденных зам. председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве ХМАО – Югры.
Выслушав представителя юридического лица ООО УК «Сибирский дом» - Каричева Р.Ш., представителей Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО – Югре ФИО5, ФИО6, изучив доводы, приведенные в жалобе, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
В силу Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В соответствии с пп. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Согласно п. 2.1, п. 3.1.6 типового договора управления многоквартирным домом, заключаемого ООО УК «Сибирский дом» с жильцами многоквартирных домов, управляющая компания обязуется обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежаще содержать общее имущество в многоквартирном доме. Организовывать работы по устранению причин аварийных ситуаций, приводящих к угрозе жизни, здоровью граждан, а также к порче их имущества, таких как: залив, засор стояка канализации, отключение электричества и других, подлежащих экстренному устранению.
Из совокупности приведенных правовых норм и норм гражданско-правового договора, следует, что при наличии заключенного договора между собственниками квартир многоквартирного дома и управляющей организацией, бремя содержания общедомового имущества ложится на управляющую организацию, в том числе реализация мер пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, (дата) в адрес Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре, поступило обращение о нарушении требований пожарной безопасности в жилом доме № 44 по адресу г. Нефтеюганск, 14 микрорайон. (дата) в 11-15 сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре проведен осмотр данного жилого дома, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований в области пожарной безопасности, а именно:
- в нарушение абз. 1 п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390); ст. 4, п. 3 ст. 52, ст. 54, ч. 1, 4, 5, 7 ст. 83, ч. 1, 3, 7 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находится в неисправном состоянии (приемно-контрольный прибор обесточен, резервные источники электропитания разряжены);
- в нарушение абз. 1 п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390); ст. 4, п. 10 ст. 52, ст. 61 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», спринклерные установки пожаротушения установленные в мусороуборочных камерах находятся в неисправном состоянии (в системе пожаротушения отсутствуют вода под давлением);
- в нарушение абз. 3 п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390), отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты (автоматическая установка пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установки пожаротушения);
- в нарушение п. 63 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390), п. 5.6.2 Постановления Госстроя РФ от №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176), не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией);
- в нарушение п.п. о п. 23 Правил противопожарного режима в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390), в подъезде (секции) № 1 на этажах 2, 5, 6, 7, 9 и в подъезде (секции) № 2 на этажах 2, 3, 9 в лифтовых холлах размещены (оборудованы) кладовые с хранением в них различных горючих материалов;
- в нарушение ст. 3, 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ, абз. 2 п. 2.1 разд. 2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176), управляющей компанией - ООО УК «Сибирский дом» с жильцами жилого дома № 44 расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 14 микрорайон, не проводятся инструктажи по пожарной безопасности.
Постановлением зам. Главного Государственного инспектора по городам Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району по пожарному надзору ФИО3№ от (дата) по делу об административном правонарушении, ООО УК «Сибирский дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Факт совершения ООО УК «Сибирский дом» административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: заявлением ФИО7 по факту допущенных нарушений пожарной безопасности; актом осмотра жилого дома № 44, расположенного в 14 мкр. г. Нефтеюганска от (дата), в ходе которого были выявлены нарушения пожарной безопасности; типовым договором управления многоквартирным домом; проектной документацией на многоквартирный жилой дом № 44, расположенного в 14 мкр. г. Нефтеюганска, согласно которой проектным решением по обеспечению безопасности людей при возникновении пожара здание оборудуется пожарной сигнализацией; пояснениями ФИО8; разрешением на ввод объекта в эксплуатацию; заключением № от (дата); паспортом системы пожарной сигнализации; реестром проектной документации; сопроводительным письмом, согласно которому сообщается, что дом № 44, расположенный в 14 мкр. г. Нефтеюганска передан в апреле 2014 г. в УК ООО «Сибирский дом»; исполнительной документацией, раздел «По монтажу системы мусороудаления типа СМ», актом осмотра жилого дома № 44, расположенного в 14 мкр. г. Нефтеюганска от (дата), с приложенной фотофиксацией, в ходе которого были выявлены и зафиксированы нарушения пожарной безопасности; объяснениями жильцов дома ФИО9, ФИО10, ФИО11, согласно которым инструктаж о мерах пожарной безопасности и разъяснительные работы по недопущению строительства кладовки не проводились; информационными письмами по проведению противопожарной пропаганды, недопущению нарушений требований пожарной безопасности.
Оснований не доверять совокупности приведенных доказательств не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, полностью согласуются между собой. В связи с чем, судья признает собранные по делу доказательства допустимыми, достоверными и достаточными.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы под всеми зависящими от юридического лица мерами
по соблюдению требований законодательства понимаются такие его действия, которые предшествуют совершению административного правонарушения и свидетельствуют о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершения административного правонарушения.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ООО УК «Сибирский дом» предприняло все зависящие от него необходимые, своевременные и достаточные меры по соблюдению требований Правил пожарной безопасности не представлены.
Таким образом, выводы зам. Главного Государственного инспектора по городам Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району по пожарному надзору ФИО3 о том, что в действиях ООО УК «Сибирский дом» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит обоснованными.
Постановление о привлечении ООО УК «Сибирский дом» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, указанные в жалобе, судья по существу не рассматривает, поскольку в ходе судебного заседания представитель юридического лица Каричев Р.Ш. доводы жалобы не поддержал, в связи с признанием юридическим лицом факта совершения административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В то же время постановление подлежит изменению в части назначения наказания по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В силу ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч. ч. 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом, установленных фактических обстоятельств по делу, свидетельствующих о том, что ООО УК «Сибирский дом» за совершение данного административного правонарушения к административной ответственности привлекается впервые, совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, а также принимая во внимание, что в настоящее время юридическое лицо предпринимает меры по устранению выявленных нарушений, что подтверждается сообщением на предписание об устранении причин и условий способствующих совершению административного правонарушения, судья приходит к выводу о наличии правовых оснований для изменения, назначенного ООО УК «Сибирский дом» административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Ссылка должностного лица на перечень типовых нарушений требований пожарной безопасности, наличие которых на объекте с массовым пребыванием людей может рассматриваться как угроза возникновения пожара, жизни и здоровью граждан, утвержденный зам. председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве ХМАО – Югры, не принимается, поскольку указанные разъяснения не являются нормативно-правовым актом и носят рекомендательный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление зам. Главного Государственного инспектора по городам Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району по пожарному надзору ФИО3№ от (дата) по делу об административном правонарушении, которым ООО УК «Сибирский дом», привлечено к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей – изменить, отменить наказание в виде штрафа и назначить ООО УК «Сибирский дом» наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО УК «Сибирский дом» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии решения в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с подачей жалобы или протеста через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись
Копия верна: судья Р.Г. Ганеев