Дело №12-303/2020РЕШЕНИЕпо жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
424028
город Йошкар-Ола 25 июня 2020 года
ул.Баумана 91-А
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Акимова А.Н.,
защитника Николаевой Т.В.,
представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Чернигиной Е.Ю.,
рассмотрев в судебном жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью ГК СЗ «ИНТЕРСТРОЙ» Акимова А.Н. на постановление о назначении административного наказания № 5/2020 от 19 февраля 2020 года, вынесенное Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении, которым
Акимов А.Н., <иные данные>, ранее к административной ответственности за совершении однородных правонарушений не привлекавшийся,
привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл № 5/2020 от 19 февраля 2020 года Акимов А.Н., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа.
Согласно постановлению, в действиях Акимова А.Н. содержатся нарушения части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 года № 1683 «О нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика».
Не согласившись с постановлением, Акимов А.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить, прекратить производство по делу. В обосновании жалобы указал, что по мнению должностного лица Минстроя МРЭ, состав административного правонарушения выразился в указании в отчетности неверной даты заключения договора.
Пункт 3 статьи 4 ФЗ Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Договор может быть заключен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Толкование слова «считается» не содержится в разъяснениях к ФЗ, либо иных официальных документах.
Заявитель ссылается на разъяснения в толковых словарях: Ожегова и Д.Н. Ушакова.
Таким образом, юридически значимое действие «дата заключения договора» в контексте нормы права (пункт 3 статьи 4 ФЗ -214-ФЗ) «Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации...» не являются равнозначными по смыслу.
Согласно Методическим рекомендациям по составлению ежеквартальной отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства в Строке 12.1 дата заключения первого договора - указывается один раз и не меняется на протяжении строительства. Других разъяснений не содержится.
Как следует из протокола - сведения из Управления Росрееста содержат дату регистрации договора. В силу отсутствия разъяснений и специальных указаний уполномоченного органа, при составлении отчетности ООО ГК СЗ «Интерстрой» руководствовался обычаями делового оборота - указанием реквизитов договора для его последующей идентификации. В подтверждении прикладываем решения Московского районного суда г. Чебоксары, где отдельно указана дата заключения договора и дата регистрации.
В выдаваемых Росреестром «Выписках из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указываются следующие сведения о правоустанавливающих документах (прилагается):
«Основание для государственной регистрации»: договор с указанием наименования, даты и номера;
При этом отдельно указывается «дата регистрации договора» и «номер государственной регистрации».
Графа «дата заключения договора» отсутствует.
При указании даты заключения договора в отчетности он руководствовался общими нормами гражданского Кодекса РФ, регулирующий порядок заключения договора (пункт 1 статьи 425 ГК РФ, пункты 1, 2 статьи 432 ГК РФ, пункт 2 статьи 434 ГК РФ).
Таким образом, при указании даты заключения договоров он руководствовался используемой в официальном толковании датой заключения договора долевого участия текстом решения судов, выписок из Управления Росреестра и в обычаях делового оборота.
Как следует из пункта 2 протокола об административном правонарушении представленной отчетности ООО ГК СЗ «Интерстрой» отсутствует расчет значений нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика, что не позволяет произвести оценку финансовой деятельности застройщика должным образом. Считает, что вывод является ошибочным по следующим основаниям:
ООО ГК СЗ «Интерстрой» зарегистрировано 17 мая 2018 г., в соответствии Методическими рекомендациями по составлению ежеквартальной отчетное застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства представлены все расчетные данные по сведениям бухгалтерского учета, иными сведениями Общество не обладает.
При вышеизложенных обстоятельствах довод должностных лиц Минстроя РМЭ не предоставлении сведений для оценки финансовой деятельности застройщика должным образом, не отвечает требованиям законодательства. Не указано, какая графа отчетности содержит недостоверные или неполные сведения, что не позволяет квалифицировать вменяемое правонарушение с документальными данными.
В судебном заседании Акимов А.Н. и защитник Николаева Т.В. доводы и требования жалобы поддержали.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Чернигина Е.Ю. с доводами жалобы не согласилась, объем предъявленного правонарушения поддержала, за исключением расчета значений нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика - ООО ГК СЗ «Интерстрой», так как отчетность в этой части составлена правильно.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, материалы дела № 5/2020 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с поименованным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
В силу Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, является Минстрой России.
В соответствии с подпунктом 3.2. части 3 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, уполномоченный орган, утверждает форму и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, форму сводной накопительной ведомости проекта строительства.
Согласно пункту 9 Приказа от 12 октября 2018 года N 656/пр "Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства (далее Приказ N 656), действовавшей на дату совершения правонарушения, датой предоставления отчетности является дата отправки почтового отправления, дата, указанная в акте приемки отчетности либо дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.
В судебном заседании дату отправки отчетности посредством почтового отправления - 30 апреля 2019 года, указанную в протоколе об административном правонарушении и постановлении должностного лица, подтвердили Акимов А.Н. и защитник Николаева Т.В.
Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Договор может быть заключен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В пункте 12.1 раздела II. Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства Приказа N 656, имеется графа для заполнения - дата заключения первого договора.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федеральный закон от 30.12.2004 года № 214-ФЗ договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Договор может быть заключен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как установлено по материалами дела, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл в период с 06 мая 2019 года по 08 августа 2019 года была проведена проверка ежеквартальной отчетности ООО ГК СЗ «ИНТЕРСТРОЙ» за 1 квартал 2019 года. По результатам проверки, были выявлены недостоверные сведения, отраженные в ежеквартальной отчетности ООО ГК СЗ «ИНТЕРСТРОЙ» за 1 квартал 2019 года. Так, были отражены недостоверные данные о дате регистрации договор первого договора, а так же отсутствует расчет значений нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Так, в отчетности в пункте 12.1 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства по объекту: «Комплекс жилых многоквартирных домов поз. 15, 16, 17 (поз. 16 I этап строительства)», расположенный в мкр-не, ограниченном ул. Чернякова, Козьмодемьянским трактом и проектируемыми улицами в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл указана дата заключения первого договора – 11 декабря 2018 года. В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 24 декабря 2018 № КУВД-001/2018-7687857 года указана дата регистрации – 21 декабря 2018 года.
В отчетности в пункте 12.1 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства по объекту: «Комплекс жилых многоквартирных домов поз. 15, 16, 17 (поз. 17 I этап строительства)», расположенный в мкр-не, ограниченном ул. Чернякова, Козьмодемьянским трактом и проектируемыми улицами в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл указана дата заключения первого договора – 11 декабря 2018 года. В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 20 декабря 2018 № КУВД-001/2018-7694235 года указана дата регистрации – 20 декабря 2018 года.
В отчетности в пункте 12.1 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства по объекту: «Комплекс жилых многоквартирных домов поз. 15, 16, 17 (поз. 17 II этап строительства)», расположенный в мкр-не, ограниченном ул. Чернякова, Козьмодемьянским трактом и проектируемыми улицами в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл указана дата заключения первого договора – 11 декабря 2018 года. В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 20 декабря 2018 № КУВД-001/2018-7694266 года указана дата регистрации – 20 декабря 2018 года.
В отчетности в пункте 12.1 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства по объекту: «Комплекс жилых многоквартирных домов поз. 15, 16, 17 (поз. 15 I этап строительства)», расположенный в мкр-не, ограниченном ул. Чернякова, Козьмодемьянским трактом и проектируемыми улицами в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл указана дата заключения первого договора – 11 декабря 2018 года. В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 24 декабря 2018 № КУВД-001/2018-7687902 года указана дата регистрации – 21 декабря 2018 года.
В отчетности в пункте 12.1 раздела II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства по объекту: «Комплекс жилых многоквартирных домов поз. 15, 16, 17 (поз. 15 II этап строительства)», расположенный в мкр-не, ограниченном ул. Чернякова, Козьмодемьянским трактом и проектируемыми улицами в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл указана дата заключения первого договора – 11 декабря 2018 года. В уведомлении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл от 21 декабря 2018 № КУВД-001/2018-7687961 года указана дата регистрации – 21 декабря 2018 года.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть1 статьи26.2 КоАП РФ).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть2 статьи26.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений, влекущих его недопустимость, не усматривается.
Вывод о доказанности вины Акимова А.Н. основаны: уведомлениями о проведенной регистрации договоров на долевое строительство, отчетностью об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средства, участников долевого строительства за первый квартал 2019 года, объяснениями Акимова А.Н. по существу признавшего о наличии вышеуказанных нарушении, в совокупности с протоколом об административном правонарушении, устанавливают одни и те же факты. Указанные доказательства не имеют существенных противоречий, согласуются между собой, поэтому признаю их достоверными и правдивыми, беру их в основу выносимого постановления.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ Акимов А.Н. назначен на должность ООО «Группа кампании Специализированный застройщик «Интерстрой» с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Акимов А.Н. относится к должностному лицу, выполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения принять нельзя, поскольку основаны на неправильном толковании норм права и согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Диспозиция данной нормы изложена ясно, однозначно.
Между тем из объема предъявленного правонарушения следует исключить, указание на отсутствие ООО ГК СЗ «Интерстрой» расчета значений нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика, что не позволяет произвести оценку финансовой деятельности застройщика должным образом, поскольку отчетность предоставлена в не полном объеме.
В силу части 5 статья 23 Федерального закона от 30.12.2004 года № 214-ФЗ, нормативы финансовой устойчивости деятельности застройщика устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 Положения о нормативах финансовой устойчивости деятельности застройщика, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1683, оценка финансовой устойчивости деятельности застройщика, получившего разрешение на строительство до 01 июля 2018 года, производится по следующим нормативам: норматив обеспеченности обязательств, и норматив целевого использования средств.
Согласно, предоставленной отчетности сведения и нормативе обеспеченности обязательств, и нормативе целевого использования средств предоставлен.
Не заполнение в форме строк: норматив безубыточности и размер собственных денежных средств застройщика, для оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 года не требуется.
Согласно отчетности, о чем так же подтвердили участники процесса, ООО ГК СЗ «ИНТЕРСТРОЙ» получено разрешение на строительство 18 июня 2018 года.
Вместе с этим, считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ судья, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Следовательно, вопрос о малозначительности правонарушения является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" N 5 от 24 марта 2005 года малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из конституционного принципа (ст. 1, ч. 2 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19, и ч. 1 ст. 50 Конституции Российской Федерации), санкции штрафного характера, согласно общим принципам права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов; действия должностного лица не повлияли на права и законные интересы, например, на отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома, на возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также не повлияли гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Так же берется во внимание то обстоятельство, что указание в отчетности даты подписания договора, вместо даты государственной регистрации, который считается заключенным с момента такой регистрации, то степень виновности Акимова А.Н. незначительна и в этом случае вышеназванные обстоятельства позволяет прийти к выводу о малозначительности совершенного им правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Из объема предъявленного правонарушения исключить указание об отсутствии ООО ГК СЗ «Интерстрой» расчета значений нормативов финансовой устойчивости деятельности застройщика.
Постановление заместителя министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл № 5/2020 от 19 февраля 2020 года, которым Акимов А.Н., как должностное лицо, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в суме 5000 рублей, отменить.
Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Освободить Акимова А.Н. от административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ и объявить ему устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Я. Сабирьянов